Правовое регулирование государства, как субъекта гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой является то, что в этом вопросе остается очень много неясного в теоретическом плане, а положения законодательства, регулирующие данный вопрос нуждаются в развитии и комментариях. Кроме того, предшествующие исследования этой темы отечественными учеными относились к Советскому государству, поэтому необходимо, опираясь на их теоретический опыт, отразить в то же время глубокие изменения, произошедшие за последние десятилетия в гражданско-правовом статусе государства.
Целью данной работы является изучение государства как субъекта гражданских правоотношений, так как лучшее их понимание может дать более полную характеристику возникших правоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………….3
1.Особенности правосубъектности государства в гражданских правоотношениях…………………………………………………………………….6
1.1.Российская федерация как субъект гражданских правоотношений……………………………………………………..……………....6
1.2.Внешние и внутренние функции государства………………………...7
2.Участие государства в гражданских правоотношениях……………………….11
2.1.Роль государства в современной экономике………………………....11
2.2.Государство как субъект права собственности……………………....11
2.3.Возникновение права собственности у государства………………...13
3.Ответственность государства по обязательствам…………….………….…......18
3.1.Гражданско-правовая ответственность государства………………....18
3.2. Ответственность и иммунитет Российской Федерации…………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...28

Файлы: 1 файл

Shershukova2.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОЛЛЕДЖ СТЕРЛИТАМАКСКОГО ФИЛИАЛА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Гражданское  право

На тему: Правовое регулирование государства, как субъекта гражданского права

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка III курса

«» группа №

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

город, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………….3

1.Особенности правосубъектности государства в гражданских правоотношениях…………………………………………………………………….6

1.1.Российская  федерация как субъект гражданских правоотношений……………………………………………………..……………....6

1.2.Внешние  и внутренние функции государства………………………...7

2.Участие государства в гражданских правоотношениях……………………….11

2.1.Роль государства в современной экономике………………………....11

2.2.Государство как субъект права собственности……………………....11

2.3.Возникновение права собственности у государства………………...13

3.Ответственность государства по обязательствам…………….………….…......18

3.1.Гражданско-правовая ответственность государства………………....18

3.2. Ответственность  и иммунитет Российской Федерации…………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Переход России к рыночной экономике, принципы которой закреплены в Конституции  РФ, означает признание частной собственности, расширение прав предпринимателей, свободу  договора на основе здоровой конкуренции  и использования финансово-денежных мер воздействия на экономику  взамен ранее практиковавшихся административно-плановых методов регулирования. В этих условиях, подчеркивается в научной литературе, сфера гражданского права расширяется, и оно становится важнейшим правовым регулятором происходящих в стране экономических и социальных процессов.

Если  раньше механизм гражданско-правового  регулирования, и, прежде всего, договорных отношений, носили во многом формальный характер, ибо был подчинен обязательным плановым заданиям, а права производителей - государственных предприятий были ограничены, то в современных условиях предприниматели - граждане и предприятия всех форм собственности получили широкую хозяйственную самостоятельность и имеют возможность проявлять предпринимательскую инициативу и эффективно   вести      производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. Современное российское гражданское право призвано определять общие рамки и формы такой свободной предпринимательской деятельности и давать ей необходимую правовую защиту.

Реформирование  государственности и правовой системы  России, производимое в течение последних десятилетий, привело к возникновению нового конституционного строя российского государства и кардинальным образом изменило его сущность. Конституция РФ предусматривает, что Россия является федеративным социальным демократическим правовым государством, обязанным защищать права и свободы человека и гражданина. В настоящее время возникли принципиально новые точки зрения на понимание традиционных правовых институтов и трактовку их сущности.

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК) впервые назвал Российскую Федерацию в числе субъектов гражданского права. При этом вопросы участия указанных субъектов в имущественных отношениях, являющихся предметом регулирования гражданского права, недостаточно четко регламентированы в ГК, что обусловливает необходимость их тщательного рассмотрения и теоретической разработки. Следует отметить, что вопросы форм и способов участия государства в гражданских правоотношениях достаточно много рассматривались в советской и позже российской цивилистике.

Проблемы, связанные с гражданско-правовым статусом государства и его особенностями  как частноправового субъекта широко обсуждаются в современной науке  гражданского права. И это не случайно, так как в этом вопросе остается очень много неясного в теоретическом  плане, а положения законодательства, регулирующие данный вопрос нуждаются  в развитии и комментариях. Кроме  того, предшествующие исследования этой темы отечественными учеными относились к Советскому государству, поэтому  необходимо, опираясь на их теоретический  опыт, отразить в то же время глубокие изменения, произошедшие за последние  десятилетия в гражданско-правовом статусе государства.

Очевидно, что публично-правовая сущность государства  не может не оказывать влияния  на частноправовые отношения, субъектом  которых оно выступает. Особое положение  государства как субъекта гражданского права проявляется уже в природе его существования и образования. Государство создается на основе публично-правового акта, имеет определенные властные полномочия, преследует в своей деятельности публичные (общественные) цели, и его правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права. Кроме того, государство как суверен, устанавливая общеобязательные правила поведения для всех участников гражданского оборота, само определяет свою правосубъектность.

Актуальной  проблемой является то, что в этом вопросе остается очень много неясного в теоретическом плане, а положения законодательства, регулирующие данный вопрос нуждаются в развитии и комментариях. Кроме того, предшествующие исследования этой темы отечественными учеными относились к Советскому государству, поэтому необходимо, опираясь на их теоретический опыт, отразить в то же время глубокие изменения, произошедшие за последние десятилетия в гражданско-правовом статусе государства.

Целью данной работы является изучение государства как субъекта гражданских правоотношений, так как лучшее их понимание может дать более полную характеристику возникших правоотношений.

Для достижения поставленной цели определены следующие  задачи исследования: исследовать Российскую Федерацию как субъект гражданских правоотношений, ее внешние и внутренние функции, роль государства в современной экономике, гражданско-правовую ответственность государства.

Данная  работа была основана на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, на трудах таких ученых как: Боткин И.О., Голубцов В.Г., Инжиева Б.Б., Ковалева Н.А., Пчелинцева Л.М., Слыщенков В.А., Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Патрушев В.И., Атаманчук Г.В., Глазунова Н.И., Мальцев В.А., Чартаев М.А..

Данная  работа состоит из введения, трех глав, заключения.

В первой главе данной работы изучим особенности правосубъектности государства в гражданских правоотношениях.

Во второй главе рассмотрим участие государства в гражданских правоотношениях.

В третьей  главе проанализируем ответственность государства по обязательствам.

 

 

 

  1. Особенности правосубъектности государства в гражданских правоотношениях

 

 

    1. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений

 

В перечень объектов гражданского правоотношения наряду с гражданами и юридическими лицами (ст. 2. 124 ГК), закон называет РФ, субъекты и муниципальные образования.

Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под  которой согласно ст. 1 Конституции  РФ понимается демократическое федеральное  правовое государство с республиканской  формой правления.

О возможности  участия Российской Федерации в  гражданских правоотношениях говорится  не только в главе 5 ГК, в которой, по существу, конкретизируется порядок  такого участия, но и в ст. 2 ГК, согласно которой в регулируемых гражданским  законодательством отношениях могут  участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования. Российская Федерация относится к особой категории участников гражданских  правоотношений - публично-правовым образованиям (к последним также относятся  субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования). Участие  публично-правовых образований (в первую очередь Российской Федерации) в  гражданских правоотношениях является необходимостью для решения стоящих  перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач, связанных  с имущественными отношениями.1

Следует отметить, что термином "государство" обозначаются и Российская Федерация, и субъекты Федерации. В юридической  литературе для обозначения Российской Федерации и ее субъектов как  участников гражданских правоотношений применяется также термин "государственное образование". В законодательстве, однако, не встречается такого словосочетания. Законодатель, очевидно, исходит из того, что в целом участие в гражданских правоотношениях Российской Федерации и ее субъектов должно подчиняться единым правилам, и только в необходимых случаях указывается, что соответствующее правило имеет в виду участие именно Российской Федерации. Однако, поскольку специфика Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, несомненно, имеется, то в дальнейшем под термином "государство" будем иметь в виду только Российскую Федерацию.

 

    1. Внешние и внутренние функции государства

 

Основное  назначение любого государства, в том  числе и Российской Федерации, состоит  в реализации его функций. Осуществление  большинства внутренних и части  внешних функций современного Российского  государства требует использования  последним гражданско-правовых средств - отсюда вытекает необходимость использования  им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление  государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.2

Перечень  случаев, когда государство может  выступать в качестве непосредственного  субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех  или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных  органов, уполномоченных выступать  от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

То, что  гражданские права и обязанности  государство при его выступлении  в гражданском обороте приобретает  в результате действий своих уполномоченных органов, является одной из принципиальных его особенностей. Однако в действующем  российском гражданском законодательстве не дается определения государственного органа.

Правовая  природа государственного органа при  его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, бывает различной в зависимости от того, в качестве кого он выступает: 1) в  качестве органа, посредством действий которого государство приобретает  гражданские права и принимает  на себя гражданские обязанности  в рамках реализации правосубъектности  государства; 2) в качестве лица, наделенного  самостоятельной гражданской правосубъектностью.3

При выступлении  от имени государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной  правосубъектностью, их правовая природа  в этом случае аналогична правовой природе органа юридического лица. Основным и единственным признаком  государственного органа, определяющим его способность приобретать  гражданские права и обязанности  непосредственно для государства  в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей  нормативно закрепленной компетенции.

В то же время наличие статуса юридического лица позволяет государственному органу становиться самостоятельным участником гражданского оборота. Государственные  органы могут наделяться правами  юридического лица при необходимости  выступления в имущественном  обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей. При этом следует иметь в виду, что понятие органов государственной власти, или государственных органов, используемое в статье 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу пункта 2 статьи 124 ГК РФ и применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях). Органы юридического лица в соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ во всех случаях представляют собой лишь часть юридического лица, не имеющую самостоятельной правосубъектности, и поэтому взаимоотношения такого органа со своим юридическим лицом не могут строиться на началах представительства.

Согласно  п. 2 ст. 124 ГК к Российской Федерации  применяются нормы, определяющие участие  юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или  особенностей данных субъектов. Таким  образом, Российская Федерация не является юридическим лицом, вместе с тем  на нее распространяются нормы о  юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей рассматриваемых  субъектов.4

РФ присущи  все признаки, необходимые для  самостоятельного участия в гражданских  правоотношениях: организационное  единство, наличие обособленного  имущества, самостоятельная имущественная  ответственность, право от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и неимущественные права, нести  обязанности, быть истцами и ответчиками  в суде.

Информация о работе Правовое регулирование государства, как субъекта гражданского права