Правовое регулирование государства, как субъекта гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой является то, что в этом вопросе остается очень много неясного в теоретическом плане, а положения законодательства, регулирующие данный вопрос нуждаются в развитии и комментариях. Кроме того, предшествующие исследования этой темы отечественными учеными относились к Советскому государству, поэтому необходимо, опираясь на их теоретический опыт, отразить в то же время глубокие изменения, произошедшие за последние десятилетия в гражданско-правовом статусе государства.
Целью данной работы является изучение государства как субъекта гражданских правоотношений, так как лучшее их понимание может дать более полную характеристику возникших правоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………….3
1.Особенности правосубъектности государства в гражданских правоотношениях…………………………………………………………………….6
1.1.Российская федерация как субъект гражданских правоотношений……………………………………………………..……………....6
1.2.Внешние и внутренние функции государства………………………...7
2.Участие государства в гражданских правоотношениях……………………….11
2.1.Роль государства в современной экономике………………………....11
2.2.Государство как субъект права собственности……………………....11
2.3.Возникновение права собственности у государства………………...13
3.Ответственность государства по обязательствам…………….………….…......18
3.1.Гражданско-правовая ответственность государства………………....18
3.2. Ответственность и иммунитет Российской Федерации…………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...28

Файлы: 1 файл

Shershukova2.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

Организационное единство, отражающее наличие цели создания и функционирования государственного или муниципального образования, его  территориальная структура, структура  управления и т.п. определяются в  Конституции РФ, иных законах.

Обособление имущества проявляется в принадлежности имущества на праве государственной  собственности Российской Федерации. Кроме того, есть отдельные виды имущества, которые могут находиться в исключительной собственности  РФ.

В ст. 126 ГК законодательно закреплен и признак  самостоятельной ответственности  по своим обязательствам. Согласно п. 1 указанной статьи Российская Федерация  отвечает по своим обязательствам принадлежащим  ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, а также  имущества, которое может находиться только в государственной или  муниципальной собственности.

Предусмотрена также возможность выступления  Российской Федерации от собственного имени при приобретении и осуществлении  имущественных и личных неимущественных  прав, выступлении в суде.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Участие государства в гражданских правоотношениях

 

 

2.1. Роль государства  в современной экономике

 

Государство продолжает играть существенную роль в современной российской экономике. В частности, оно является собственником  значительного количества имущества, включающего объекты промышленности и социально-культурной сферы. При  этом можно говорить о некоторой  тенденции расширения числа объектов государственной собственности. Это  обусловлено тем, что в условиях экономического кризиса государство  должно оказывать финансовую помощь некоторым участникам гражданского оборота. Однако возможны ситуации, когда, несмотря на оказываемую помощь, они  станут банкротами и, соответственно, их имущество может перейти в  государственную собственность  в счет возмещения долга.

Российская  Федерация является участником различных  гражданских правоотношений (как  вещных, так и обязательственных). Прежде всего, несмотря на активно проводимую политику приватизации, она является субъектом права собственности.

         

2.2. Государство  как субъект права собственности

 

Право собственности  Российской Федерации. Государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра).6

Сделки  от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени  Российского фонда федерального имущества.

Имущество, составляющее собственность РФ, можно  разделить на две группы. Первую группу составляет имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. Другая часть имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и  учреждениями, составляет казну Российской Федерации или субъекта Федерации. Следует подчеркнуть, что действующее  законодательство рассматривает казну  не в качестве субъекта права, а только как часть государственного или  другого публичного имущества, не закрепленную за государственными юридическими лицами - предприятиями и учреждениями, то есть как объект права. Таким образом, государство обладает на праве собственности  имуществом, которое не передано в  хозяйственное ведение или оперативное  управление государственным или  муниципальным юридическим лицам. Это имущество состоит прежде всего из средств бюджета и  является материальной базой для  самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

Для управления этим имуществом создано специальное  ведомство - Федеральное казначейство Российской Федерации, которое по поручению  Правительства и Министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, принимает участие  в обслуживании государственного внутреннего  и внешнего долга страны, ведет  учет государственной казны и  т.д.7

В это  имущество входит помимо бюджетных  средств и иное нераспределенное имущество, например природные ресурсы. В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями, составляют государственную  казну Российской Федерации, государственную казну субъекта Российской Федерации.

Что касается государственного имущества, переданного  в хозяйственное ведение, то право  собственности на него осуществляется государством скорее формально. Порядок  взаимодействия различных государственных  органов между собой при осуществлении  полномочий собственника в отношении  имущества унитарных предприятий  должным образом не регламентирован. Для государственных унитарных  предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских  проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью  существенно затруднен.

 

2.3. Возникновение  права собственности у государства

 

Право государственной  собственности может возникнуть как по обычным основаниям возникновения  права собственности (например, сделки), так и по основаниям, специфическим  именно для государственной собственности.

К числу  последних относятся: реквизиция, конфискация, выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи  с изъятием земельного участка, на котором  оно находится, выкуп бесхозяйственно  содержимых культурных ценностей, приобретение в государственную собственность  имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, налоги и иные обязательные платежи, переход к государству по наследству выморочного имущества.

Согласно  п. 2 ст. 235 ГК право собственности  государства может возникнуть в  результате национализация на основании  специального закона с возмещением  стоимости этого имущества, однако до настоящего времени такого закона не было принято и поэтому реально  осуществить национализацию нельзя.8

Основанием  возникновения права собственности  государства может быть также  наследование. Это возможно как при  наследовании по завещанию, когда в качестве наследника в завещании указана Российская Федерация, так и при наследовании выморочного имущества. В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК наследственное имущество становится выморочным, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Государство может быть субъектом некоторых  ограниченных вещных прав (в частности, права сервитута). Оно вправе использовать вещно-правовые и другие способы  защиты своих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в  общем порядке, установленном законодательством.

Государство выступает в следующих обязательственных  правоотношениях.9

1. Договор займа. В договоре займа Российская Федерация может выступать в качестве как заемщика, так и заимодавца. Однако в качестве последнего РФ выступает только при предоставлении внешних займов. Внутри страны займы предоставляются Центральным банком РФ, который хотя и является государственной организацией, однако имеет особый статус и выступает в гражданском обороте от собственного имени. Так, согласно ст. 1 Закона о Центральном банке РФ функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. А в ст. 2 указано, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

2. Поставка продукции для федеральных государственных нужд. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация действует как участник гражданско-правовых отношений. Необходимость обеспечения государственных интересов в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных нужд. Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

3. Подряд для государственных нужд. В условиях рыночной экономики строительные, проектные, изыскательские и иные связанные со строительством работы могут производиться по заказу Российской Федерации. Это происходит в случаях, когда государство реализует свои целевые программы, строит оборонные объекты, создает объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения. Во всех этих случаях заключается государственный контракт на подрядные работы.

Подрядные отношения с участием государства  сложны и обладают спецификой. С  юридической, а тем более с  практической точки зрения большое  значение в них имеют моменты  публично-правового характера (особенности  бюджетного финансирования, порядок  подготовки к заключению и заключение договоров и др.). Потребностью в  установлении четких правил поведения  субъектов, а также в создании механизмов, препятствующих злоупотреблениям со стороны государственных чиновников и должностных лиц, обусловлена  необходимость в сравнительно большем  количестве императивных норм, чем  для других разновидностей обязательств.

4. Договор дарения. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить его от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

5. Договор поручительства. По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним обязательства полностью или в части. Таким образом, сущность поручительства состоит в том, что кроме должника появляется еще один должник - поручитель. Для договора поручительства необходима письменная форма, и несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Должник и поручитель выступают как солидарные должники. Это значит, что к каждому из них требование может быть предъявлено в полном объеме. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом или договором, поручитель может выступать как субсидиарный, то есть дополнительный, должник.

6. Участие Российской Федерации в приватизации и в корпоративных правоотношениях. Государство может создавать новых собственников - хозяйственные общества и товарищества - за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права. Учредителями таких обществ от имени государства выступают прежде всего соответствующие государственные органы, обладающие необходимой компетенцией. Правовой статус юридических лиц, созданных с участием государства, имеет определенные особенности.

Как акционеры  и участники других хозяйственных  обществ и товариществ, государство  через уполномоченных им лиц становится участником корпоративных гражданско-правовых отношений. Его представители участвуют  в деятельности таких коммерческих организаций от имени государства  и в соответствии с его указаниями как на общих собраниях, так и  в органах управления (исполнительных органах). Более того, государство  вправе создавать хозяйственные  общества со своим преобладающим  или даже единоличным участием ("компании одного лица").

7. Наследование имущества государством. Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. Так, она может быть наследником как по закону, так и по завещанию, в частности в случаях, предусмотренных законом, она наследует так называемое выморочное имущество. В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК наследственное имущество становится выморочным, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответственность государства по обязательствам

 

 

3.1. Гражданско-правовая  ответственность государства

 

Российская  Федерация, подобно любому иному  субъекту гражданского права, несет  самостоятельную имущественную  ответственность по своим обязательствам. Российская Федерация в определенных случаях выступает и как субъект  внедоговорной ответственности.10 Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом части имущества. Таким образом, гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер. Она может выступать в форме возмещения убытков (вреда, в том числе морального вреда), уплаты неустойки, потери задатка. Меры ответственности устанавливаются в правовых нормах, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

Информация о работе Правовое регулирование государства, как субъекта гражданского права