Правовое регулирование государства, как субъекта гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой является то, что в этом вопросе остается очень много неясного в теоретическом плане, а положения законодательства, регулирующие данный вопрос нуждаются в развитии и комментариях. Кроме того, предшествующие исследования этой темы отечественными учеными относились к Советскому государству, поэтому необходимо, опираясь на их теоретический опыт, отразить в то же время глубокие изменения, произошедшие за последние десятилетия в гражданско-правовом статусе государства.
Целью данной работы является изучение государства как субъекта гражданских правоотношений, так как лучшее их понимание может дать более полную характеристику возникших правоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………….3
1.Особенности правосубъектности государства в гражданских правоотношениях…………………………………………………………………….6
1.1.Российская федерация как субъект гражданских правоотношений……………………………………………………..……………....6
1.2.Внешние и внутренние функции государства………………………...7
2.Участие государства в гражданских правоотношениях……………………….11
2.1.Роль государства в современной экономике………………………....11
2.2.Государство как субъект права собственности……………………....11
2.3.Возникновение права собственности у государства………………...13
3.Ответственность государства по обязательствам…………….………….…......18
3.1.Гражданско-правовая ответственность государства………………....18
3.2. Ответственность и иммунитет Российской Федерации…………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...28

Файлы: 1 файл

Shershukova2.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

В ГК РФ подчеркивается, что государство  не отвечает по обязательствам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено  в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это  правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла  на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования  или юридического лица либо указанные  субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные  образования как на учредителей  унитарных предприятий и собственников  их имущества может быть возложена  ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Как уже  было сказано, Российская Федерация  может выступать не только в договорных, но и во внедоговорных обязательствах. В частности, речь идет об обязательствах вследствие причинения вреда. Причем в  этих отношениях она может быть как  должником, так и кредитором.

Право на возмещение вреда, причиненного государством, является одним из конституционных  принципов, реализация которого осуществляется с использованием гражданско-правовых институтов. Так, согласно ст. 53 Конституции  РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями (или бездействием) органов  государственной власти или их должностных  лиц.

Ответственность государства за вред, причиненный  при осуществлении властной деятельности, имеет гражданско-правовую природу. Необходимость возмещения вреда  устанавливается законодателем, в  том числе в публичных целях, но эта публичная функция наиболее эффективно может быть реализована  в частноправовой сфере с использованием частноправовых инструментов компенсации  материального и морального вреда.11

Несмотря  на то, что такая ответственность наступает в результате нарушения государственными органами (и их должностными лицами) норм публичного законодательства, предусматривающих обязанности государственных органов и должностных лиц, она носит гражданско-правовой характер, поскольку: 1) имеет компенсационный, а не карательный смысл; 2) носит имущественный характер; 3) взыскивается в пользу потерпевшего; 4) при определении размера ответственности используются гражданско-правовые понятия вреда и убытков; 5) нормы об ответственности государства за вред, причиненный актами власти, содержатся в тексте ГК РФ.

Особенность наступления ответственности государства  во всех без исключения случаях заключается  в том, что в силу прямых указаний закона оно несет ответственность  за счет казны и, согласно нормам действующего законодательства, при предъявлении гражданином или юридическим  лицом требования о возмещении убытков  ответчиком по такому требованию признается Российская Федерация, ее субъект в  лице соответствующего финансового  либо иного уполномоченного органа.

Специфика оснований наступления гражданско-правовой ответственности государства, предопределенная его публично-правовым статусом, проявляется  также в установлении норм об ответственности  государства за действия его органов  и должностных лиц (ст. 16 ГК РФ). Согласно указанной статье убытки, причиненные  гражданину или юридическому лицу в  результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления или должностных  лиц этих органов, в том числе  издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим  субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием.12

От имени  казны в обязательствах из причинения вреда, должником в которых выступает  Российская Федерация, выступают соответствующие  финансовые органы (ст. 1071 ГК). При этом согласно ч. 10 ст. 158 БК главный распорядитель  федерального бюджета действует  в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями  и действиями (бездействием) соответствующих  должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности (перечень главных распорядителей средств федерального бюджета должен утверждаться федеральным законом.13

Ответственность государства за причинение вреда  может возникать по общим и  специальным основаниям.

В первом случае для возложения ответственности  за причинение вреда необходимо выполнение четырех условий:

1) причинение  вреда;

2) противоправное  поведение (действия, бездействие)  причинителя вреда;

3) причинная  связь между противоправным поведением  и наступившим вредом;

4) вина  причинителя вреда.

Основанием  возмещения убытков являются незаконные действия (бездействие) государственных  органов или их должностных лиц, а также незаконные акты, т.е. изданные с нарушением закона или иных правовых актов, а также явно выраженный отказ  принять акт. Бездействием является неисполнение в установленные сроки  и порядке обязанностей, возложенных  на соответствующий орган (непринятие акта, несовершение действий). Разновидность  бездействия - уклонение, упоминаемое  в ст. 51 ГК (уклонение от государственной  регистрации юридических лиц) и  иных нормах. В статье 16 ГК названы  действия только должностных лиц, а  не любых работников государственных  органов и муниципальных образований.

Для отдельной  категории государственных органов  и должностных лиц ст. 1070 ГК устанавливает  специальные основания ответственности. Согласно этой норме вред, причиненный  гражданину в результате незаконного  осуждения, незаконного привлечения  к уголовной ответственности, незаконного  применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения  административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

 

3.2. Ответственность  и иммунитет Российской Федерации

 

Под иммунитетом  в юридическом смысле (лат. immunitas) понимается изъятие из-под действия некоторых законов. Государство, выступая в целях реализации той или  иной публичной функции в качестве частноправового субъекта, должно полностью  отказаться от иммунитета публичной  власти, что и закреплено в нормах п. 1 ст. 124 ГК РФ. Государство, отказываясь  от иммунитета, ставится в равное положение с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.14

Существуют  различные виды юридического иммунитета. Судебный иммунитет гарантирует, что  иски к иностранному государству  не могут рассматриваться в судах  другого государства без его  согласия. Иммунитет от предварительных  мер предполагает, что в порядке  обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто  обеспечительным мерам со стороны  другого государства. Иммунитет  от исполнительных действий означает, что недопустимо обращение мер  принудительного исполнения на имущество  иностранного государства без его  согласия.

Государство может отказаться от иммунитета, вступая  в договорные отношения со своими иностранными контрагентами через  свои органы.

Кроме того, в соответствии с п. 4, 5 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а те не отвечают по обязательствам друг друга, а также Российской Федерации. В случае, когда Российская Федерация предоставила гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования, юридического лица, она несет субсидиарную ответственность.

Статья 127 ГК РФ устанавливает, что особенности  ответственности Российской Федерации, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с  участием иностранных юридических  лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства  и его собственности. В ней  говорится об особенностях ответственности  Российской Федерации как государства  перед иностранными государствами, иностранными физическими и юридическими лицами. Безусловно, Российская Федерация  как субъект гражданского права  может заключить гражданско-правовую сделку с иностранным государством, например о покупке земли на территории этого государства для строительства  здания посольства, договор аренды помещений, например на территории России. В этих случаях при определенных ситуациях может возникнуть ответственность  Российской Федерации, например при  неисполнении обязательств по договору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В рамках настоящего исследования была проведена  работа по изучению норм законодательства, регулирующих правовое положение государства как субъекта гражданско-правовых в Российской Федерации. Были рассмотрены: порядок участия государства в гражданских правоотношениях на современном этапе; правоспособность Российской Федерации; ответственность государственно-правовых образований.

Подводя итоги проведенного исследования, можно  сделать следующие основные выводы:

Проблема участия государства в гражданских правоотношениях всегда была сложной и спорной. Государство появилось и развивалось как властный субъект, и его участие в гражданском обороте было лишь вспомогательным средством для реализации своих основных задач. В связи с этим властно-административные функции государства долгое время определяли и его статус в гражданских правоотношениях. Отождествление государства с лицом, его возглавлявшим, характерное для первоначального этапа правового регулирования отношений с участием государства, сменилось представлением о самостоятельном субъекте права казны, для которого необходимо было создавать специальный режим иммунитета. И лишь значительно позже, с развитием капиталистических отношений, сформировалась концепция уравнивания государства в имущественных отношениях с частными лицами, которая является на сегодняшний день доминирующей в большинстве стран континентального права.

Российское  государство, традиционно обладавшее огромными властными и экономическими полномочиями, также прошло долгий путь до признания своего равенства  с прочими субъектами гражданского оборота. В дореволюционной России гражданская правосубъектность  государства определялась правосубъектностью его казны как публичного юридического лица, занимающего привилегированные положение, хотя среди юристов существовали разногласия о соотношении казны и государства. При определении правосубъектности Советского государства изначально ставился во главу угла ее классовый характер, и гражданская правосубъектность не являлась исключением, что обуславливало привилегированные условия участия государства в гражданском обороте. При этом многие советские юристы полагали, что права, обязанности и ответственность в сфере гражданских правоотношений возникают скорее не у государства, а у государственных органов, государственных предприятий и учреждений. Среди основных дискуссионных вопросов по поводу правосубъектности государства в этот период были: характеристика государства как единого и единственного собственника средств производства; вопрос о том, каково соотношение компетенции с гражданской правосубъектностью государства; какие организации можно отнести к государственным органам, реализующим его правосубъектность и может ли государство вступать в правоотношения с этими организациями.

С прекращением существования СССР и  переходом  к рыночной экономике позиция  по поводу гражданской правосубъектности  государства изменилась. В Гражданском  кодексе РФ была закреплена норма, согласно которой государство участвует  в гражданских правоотношениях  на равных началах с иными их участниками. Было принято положение о том, что к государству применяются  нормы, относящиеся к юридическим  лицам, если иное прямо не вытекает из закона или его особенностей как  субъекта.

Другим  вопросом стала характеристика правоспособности государства. Одни авторы считают ее общей, поскольку оно как суверен  вправе само ограничивать (или вообще не ограничивать) пределы своей способности  иметь гражданские права и  нести обязанности, может вступать в любые правоотношения. Тем не менее следует учитывать, что  государство существует не ради себя самого, а с целью удовлетворения интересов граждан, и в этом смысле его участие в гражданском  обороте обусловлено исключительно  реализацией его политических и социальных функций, иначе ему не было бы необходимости участвовать в гражданских правоотношениях.

Что касается дееспособности государства, она, так  же как у юридического лица, проявляется  через полномочия его органов  в рамках их компетенции. Но органы государства не схожи с органами юридического лица, поскольку, как правило, являются самостоятельными организациями  и могут выступать в гражданском  обороте: во-первых, от имени государства; во-вторых, от своего имени, но  в  целях реализации государственных  интересов; и, в-третьих, от своего имени  и с целью обеспечения собственной  деятельности, то есть как учреждения. Кроме того, дееспособность государства  может быть реализована и через  институт гражданского представительства.

В отдельных  гражданских правоотношениях проявляется  особый характер гражданской правосубъектности  государства. Так, материальную основу для его участия в гражданских  правоотношениях составляет имущество  казны. Право государственной собственности  может возникать по основаниям, характерным  только для него – изъятие имущества  в государственную собственность  по недействительным сделкам, принудительное изъятие или выкуп бесхозяйственно  содержимого имущества, выкуп у  частных лиц имущества, которое  может находиться исключительно  в собственности государства, реквизиция, конфискация и национализация. Кроме  того, когда государство участвует  в тех же договорных и обязательственных  отношениях, что и другие субъекты гражданского права, для него также  предусмотрены отдельные особенности (порядок закупки товаров для  государственных нужд, институт выморочного  имущества, выпуск государственных  облигаций). Государство может быть учредителем как юридических  лиц, не обладающих правами собственника на предоставленное им имущество, так  и хозяйственных обществ и  товариществ. Оно несет договорную (в том числе субсидиарную) и  деликтную ответственность, в том  числе по возмещению вреда, причиненному незаконными актами власти и ненадлежащим исполнением публичных функций  государства, и отвечает по своим  обязательствам имуществом казны.

Информация о работе Правовое регулирование государства, как субъекта гражданского права