Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы - закрепление представления о правовой основе данного аспекта предпринимательского права, при этом необходимо рассмотреть данную тему с точки зрения современных тенденций на мировом финансовом рынке.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить правовые вопросы инвестиционного процесса;
2. Изучить основные понятия правового регулирования иностранных инвестиций;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты правого регулирования привлечения иностранных инвестиций в России…………………………………………………………6
1.1 Правовые аспекты инвестиционной деятельности………………….6
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности...14
1.3 Правовое регулирование иностранных инвестиций……..................24
2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России……………..33
2.1 Привлечение иностранных инвестиций в России……………………33
2.2 Инвестиционная политика государства в период кризиса………….38
3. Иностранные инвестиции для оздоровления российской экономики …….41
4. Заключение …………………………………………………………………..50
5. Судебная практика…………………………………………………………..54
6. Список использованных источников………………………………………58

Файлы: 1 файл

курсовая по предпр. праву.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Для каждого отдельного инвестиционного проекта должна быть разработана индивидуальная схема  его финансового обеспечения, в том числе график перечисления денежных средств всеми соинвесторами, формы государственного участия и обеспечение возвратности получаемых денежных средств.

Государственные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и указанным юридическим лицом об участии соответственно Российской Федерации или ее субъектов в собственности субъекта инвестиций.

Проекты договоров оформляются  в течение двух месяцев после  вступления в силу Закона о бюджете. Отсутствие оформленных договоров служит основанием для блокировки расходов, предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

4. Предоставление на  конкурсной основе государственных  гарантий по инвестиционным проектам  за счет средств федерального  бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Помимо размещения централизованных инвестиционных ресурсов, стимулирование инвестиционной активности и привлечение  средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям может осуществляться путем предоставления государственных гарантий на конкурсной основе. Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств соответствующего бюджета утверждается Постановлением Правительства РФ в развитие нормы о бюджете на соответствующий год.

Государственные гарантии являются обязательством Правительства  РФ возместить кредитору за счет средств  Бюджета развития часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае невозврата заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный инвестиционным договором. Общая сумма государственных гарантий определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

При принятии решений  о предоставлении государственных  гарантий критериями оценки социальной и народно-хозяйственной значимости инвестиционных проектов служат8:

- содействие выходу  из кризиса и росту производства;

- влияние на структурную  перестройку экономики (посредством  переориентации производства и  формирования новых межотраслевых связей действующих и создаваемых организаций);

- решение социальных  проблем в масштабе страны;

- соблюдение экологической  безопасности населения.

В Минэкономразвития  РФ анализируют, оценивают и отбирают инвестиционные проекты для предоставления государственных гарантий.

Конкурс инвестиционных проектов проводит комиссия по конкурсам. В средствах массовой информации публикуются сообщения о проведении конкурса проектов и порядке приема соответствующих документов, которые  претендент должен отравить в адрес Минэкономразвития РФ.

Перечень этих документов весьма обширен. Он включает документы  подтверждающие право на занятие  предпринимательской деятельностью, а также подтверждающие устойчивое финансовое положение, отсутствие просроченной задолженности перед государством и кредитными организациями (бухгалтерская отчетность, справки государственных органов, аудиторское заключение и др.); утвержденный претендентом бизнес-план, копию выписки из протокола заседания кредитного комитета кредитной организации с решением о предоставлении претенденту кредитных ресурсов; письменное согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации выступить контргарантом (поручителем) по обязательствам претендента перед Министерством финансов РФ, которые могут возникнуть вследствие реализации государственной гарантии, и другие документы.

Комиссия по инвестиционным конкурсам рассматривает представленные материалы, оценивает социальную и  народно-хозяйственную значимость инвестиционных проектов, их эффективность, финансовую состоятельность претендента, предоставляемую контргарантию, приемлемость размера средств, на которые запрашивается государственная гарантия.

Решение о предоставлении государственной гарантии принимает  Правительство РФ на основании предложений  Министерства экономического развития и торговли, составленных по результатам конкурса.

На основании решения  Правительства РФ претендент (заемщик) заключает с кредитором кредитный  договор о предоставлении денежных средств для реализации инвестиционного  проекта. Кредит является целевым. Кредитор осуществляет контроль за целевым использованием средств; в случае их нецелевого использования сообщает об этом в Министерство финансов РФ, которое может отказать в удовлетворении гарантийных требований.

Министерство финансов на основании решения Правительства РФ заключает с кредитором договор поручительства на предоставление государственной гарантии.

Одновременно Министерство финансов может заключить с органом  исполнительной власти субъекта РФ соглашение о контргарантию. Данное соглашение предусматривает безусловное возмещение в полном объеме расходов федерального бюджета, связанных с исполнением обязательств договора поручительства.

Гарантийным случаем  считается не возврат заемщиком  основного долга в срок, установленный  в кредитном договоре9.

Ответственность государства  в лице Министерства финансов РФ перед  кредитором за неисполнение заемщиком  обязательств, предусмотренных договором, наступает после того как кредитор:

- официально уведомит  Министерство финансов РФ о  наступлении гарантийного случая;

- примет все предусмотренные  законодательством РФ меры для  погашения задолженности заемщика, в том числе обратится в  арбитражный суд с иском о  признании заемщика банкротом;

- подтвердит факт неисполнения  заемщиком в срок своих обязательств перед кредитором по кредитному договору путем представления в Министерство финансов РФ заверенной выписки из ссудного счета заемщика и копии переписки с заемщиком, содержащей требование погасить задолженность.

Обращение кредитора  рассматривается комиссией Министерства финансов РФ с привлечением работников Министерства экономического развития и торговли РФ, финансового органа субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика. По результатам работы комиссия подготавливает заключение, в котором подтверждает, или не подтверждает наступление ответственности Министерства финансов РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства.

В недельный срок со дня  получения заключения комиссии Министерство финансов РФ перечисляет бюджетные  средства на корреспондентский счет кредитора. Возмещению подлежит сумма  долга без начисленных на нее  процентов, пеней и штрафов. Кредитор в трехдневный срок со дня исполнения обязательства должен передать в Министерство финансов РФ документы, удостоверяющие требование к должнику.

Минфин России для  защиты интересов государства обязано  в месячный срок после реализации государственной гарантии принять  меры, направленные на возврат выплаченных средств. Полученные Минфином России средства возвращаются в бюджет РФ.

5. Проведение экспертиз  инвестиционных проектов: градостроительной,  проектно-сметной, экологической  и др. Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ст. 14) предусмотрено обязательное проведение государственной экспертизы в отношении инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также инвестиционных проектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений.

6. Лицензирование отдельных  видов деятельности. Участники инвестиционной  деятельности, выполняющие соответствующие виды, должны иметь лицензию на право осуществления этой деятельности. В частности, Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ст. 4) предусмотрено, что подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию.

7. Проведение конкурсов и аукционов на право инвестирования строительства и реконструкции объектов недвижимости.

8. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Эти условия касаются совершенствования системы налогов, в том числе установления для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов (не носящих индивидуального характера), проведения переоценки основных фондов, совершенствования механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений и др.

К условиям, обеспечивающим развитие инвестиционной деятельности, относятся создание и развитие сети информационно-аналитических центров. Широкому привлечению потенциальных инвесторов способствует Российская выставка инвестиционных проектов, действующая на постоянной основе. Среди основных направлений деятельности выставки предусмотрены создание постоянной экспозиции высокоэффективных инвестиционных проектов, организации проведение аукционов проектов; формирование базы данных о конъюнктуре рынка этих проектов, накопление предлагаемых проектор во внутренних и международных электронных сетях; организации, консультативной и методической помощи, распространение современных методов инвестиционного анализа и проектирования.

9. Законодательное установление системы гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности. К ним, в частности, относятся гарантия обеспечения равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов, гарантия от неблагоприятного изменения законодательства и др. Так, в случае увеличения совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или установления режима запретов и ограничений при осуществлении капитальных вложений на территории РФ по сравнению с положением на день начала финансирования инвестиционного проекта, в отношении инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект, такие неблагоприятные изменения законодательства не применяются в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет с начала финансирования. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ имеет право принять решение о продлении срока (п. 2-6 ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

10. Законодательное установление мер защиты инвестиций.

Так, для обеспечения защиты инвестиций предусмотрено, что они не могут  быть безвозмездно национализированы  или реквизированы.

Национализация возможна лишь при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.

Меры, направленные на обеспечение  государственной и общественной защиты прав и законных интересов  физических и юридических лиц, для  которых объектом инвестирования являются эмиссионные ценные бумаги, а также  порядок выплаты компенсаций  и предоставления иных форм возмещения инвесторам - физическим лицам ущерба, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг, определяет Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законов интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 730 создана Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России и утверждено Положение о ней.

1.3 Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

 

Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. ст. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях)10.

Отношения, возникающие  при осуществлении иностранных  инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать  Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении  Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).

Основная идея Сеульской  конвенции предоставление иностранным  инвесторам финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Задача Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, являющегося международной организацией, заключается в предоставлении гарантий, в том числе страховании некоммерческих рисков инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране - члене Агентства из других стран - членов Агентства. Гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, распространяются:

- на риск, связанный  с переводом валюты;

- риск экспроприации  или аналогичных мер;

- риск нарушения договора, включая отказ принимающего правительства  от договора с держателем гарантии или нарушение такого договора, в определенных Конвенцией случаях;

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций