Правовое регулирование корпоративных отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний в области правового регулирования корпоративных отношений в Республике Беларусь.
В качестве задач курсовой работы выступают следующие элементы исследовательского процесса:
1. изучить понятие социальных отношений;
2. исследовать классификацию социальных норм;
3. проанализировать роль и место корпоративных отношений в системе социальных отношений;
4. охарактеризовать методы и формы правового регулирования корпоративных отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВИД СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………………5
1.1 Понятие социальных отношений……………………………………………5
1.2 Классификация социальных норм…………………………………………8
1.3 Роль и место корпоративных отношений в системе социальных отношений……………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….14
2.1 Методы и формы правового регулирования корпоративных отношений……………………………………………………………………….14
2.2 Проблемы и перспективы развития корпоративных отношений в Республике Беларусь…………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Файлы: 1 файл

курсовая работа....docx

— 64.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВИД СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………………5

1.1 Понятие социальных  отношений……………………………………………5

1.2 Классификация социальных  норм…………………………………………8

1.3 Роль и место корпоративных  отношений в системе социальных  отношений……………………………………………………………………….10

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….14

2.1 Методы и формы правового  регулирования корпоративных отношений……………………………………………………………………….14

2.2 Проблемы и перспективы  развития корпоративных отношений  в Республике Беларусь…………………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы курсовой работы. История развития человеческого общества показывает, что исключительно все стадии развития человечества сопровождались преобладанием процессов объединения людей между собой в различные социальные группы по различным признакам. Развитие общественных производственных отношений привело к появлению разнообразных механизмов и форм подобных объединений. В связи с господством природы над человеком люди всегда стремились к объединению. Ведь один обособленно живущий человек погибнет, а группа людей, действующая сообща, выживет. Дальнейшее развитие и преобразование общественных производственных отношений подтвердило необходимость объединений. Таким образом, люди, объединенные общностью целей, интересов и иных факторов, в течение всей истории развития человечества вступали между собой в корпоративные отношения

Корпорация представляет собой организацию, основанную на членстве всех участников, составляющих ее систему. В настоящее время, самые крупные юридические лица государств являются корпорациями и во многих правоотношениях представляют собой «государства в государствах».

В связи с тем, что корпорации приобретают все большее и большее значение, сформировалась необходимость в законодательном регулировании их деятельности. Появление интернет-корпораций (Google, Microsoft, Twitter и другие) закрепляет за рассматриваемой в курсовой работе проблемой общечеловеческий масштаб. В современном мире развитие корпоративного права представляет особую актуальность и интерес. И только законодатель может повлиять на развитие экономики и политико-правовых отношений.

Корпоративное право регулирует порядок создания корпораций, их работу, порядок и формы взаимоотношений членов внутри корпорации и многие другие вопросы. Развитие корпоративного права в Республике Беларусь началось в 90-х годах. В указанное время стала появляться крупная национальная (государственная) собственность. Как результат, на сегодняшний день, большинство организаций (предприятий) и других крупных юридических лиц находится в государственной собственности.

Корпоративное право постепенно выделяется из гражданской отрасли права и формируется в комплексный гражданско-правовой институт. Диспозитивность норм гражданского права особо отчетливо проявляется при взаимодействии корпораций, а также во внутрикорпоративных отношениях, так как многие вопросы решаются путем переговоров.

В настоящее время в Республике Беларусь существует возможность развития корпоративного права в разных направлениях. Однако для его успешного развития, функционирования необходима комплексная работа по анализу действующего законодательства, ознакомление с опытом тех стран, где корпорации являются основной формой ведения крупной экономической деятельности. Только при детальном изучении данного вопроса можно будет повлиять на развитие корпоративного права в Республике Беларусь наилучшим образом.

Объектом исследования в соответствии с темой курсовой работы выступают общественные отношения в сфере корпораций.

Предметом исследования данной темы курсовой работы являются правовые нормы национального законодательства, которые регулируют общественные отношения, исследуемые в курсовой работе, а также научные теории и концепции.

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний в области правового регулирования корпоративных отношений в Республике Беларусь.

В качестве задач курсовой работы выступают следующие элементы исследовательского процесса:

1. изучить понятие социальных отношений;

2. исследовать классификацию социальных норм;

3. проанализировать роль и место корпоративных отношений в системе социальных отношений;

4. охарактеризовать методы и формы правового регулирования корпоративных отношений;

5. проанализировать проблемы и перспективы развития корпоративных отношений в Республике Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы научные труды таких авторов как: С.С. Алексеев, В.А. Витушко, Л.А. Козыревская, Ю.П. Праслов и многие другие.

При подготовке курсовой работы использовались такие методы как историко - правовой, формально - юридический, методы синтеза и анализа полученной информации.

Структура курсовой работы: введение, две главы, пять разделов, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВИД СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

1.1 Понятие социальных  отношений

 

 

Социальные взаимодействия индивидов и их групп упорядочиваются посредством нормативных и ненормативных регуляторов. Нормативные регуляторы основаны на представлении о норме - определенном абстрактном неперсонифицированном правиле поведения лица (социальной роли) в типичной ситуации. Норма выступает, выражаясь в форме предписаний, требований, пожеланий (рекомендаций) и ожиданий соответствующего (социально одобряемого, необходимого) поведения, эталоном оптимального или допустимого поведения.

Норма отражает «объективное правило, распространяющееся на неопределенный круг родовых (видовых) субъектов и обладающее признаками абстрактности, оценочности, нормативности, формальной определенности, конкретности, обязательности» [13]. Норма претендует на абсолютность, однако при этом такое качество нормы зависит от типа регулируемых отношений. В некоторых случаях нормой представляется единственный вариант из существующих, в других – совокупность равнозначных вариантов. Ненормативные регуляторы, конкретизируя нормы, воздействуют на реальные отношения между определенными индивидами в некой жизненной ситуации.

В зависимости от направленности и типа воздействия на социум нормативные регуляторы подразделяются на: социальные и технические. Социальные упорядочивают многообразные отношения между индивидами и их группами. В свою очередь, технические нормы регламентируют взаимодействия с механизмами и процессами, основанными на физических, химических и иных свойствах материи.

Техническими нормами являются все не социальные нормы, а только те, которые включают в себя, например, санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и другие нормы. Указанные группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды.

Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, то сферой действия технических норм являются отношения между людьми и внешним миром, природой и техникой. Такие отношения можно определить как «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».

Технические нормы определяют, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Необходимо отметить, что игнорирование технических норм может привести к тяжелым последствиям. Технические нормы «непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в производственной деятельности».

В свою очередь, социальные нормы определяются уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Социальные нормы создаются коллективами людей и определяют должное поведение индивида в обществе.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают стремление общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена являются теми ценностями, которые человек стремится получить, освоить. Ввиду данного обстоятельства обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, которые возникают в процессе обмена деятельностью, становятся привычными образцами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

«1. социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2. норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

3. норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения» [13].

Как справедливо отмечает С.А. Калинин, «на содержание социальных норм оказывает непосредственное и опосредованное влияние ряд объективных и субъективных, идеальных и материальных факторов (исторические и иные особенности бытия конкретного социума, этноса, группы, экономический, политический и иной уровень развития, внешние и внутренние вызовы)» [13]. Объективность системы социального регулирования обусловлена внешним бытием социума, стоящими перед ним проблемами и задачами. Система социального регулирования «отражает и субъективные качества, выражающиеся в особенностях общественного сознания, иерархии ценностей и приоритетов, доминирующем мировоззрении» [13].

Сущность социального регулирования заключается в преобразовании мировоззренческих ценностей, определенных в категориях добра и зла, должного и сущного, в нормах и стереотипах социального поведения. Сущность же технического регулирования определяется в необходимости обеспечения безопасной жизнедеятельности индивида, взаимодействия с окружающей средой, неизменность которой обуславливает абсолютность технических норм. Социальные нормы такими быть не могут, так как изменяются в ходе истории.

В основе социального регулирования находится определенная иерархия социальных ценностей конкретной цивилизации, классифицируемых на абсолютные, необходимые, желательные, терпимые, нежелательные, недопустимые (антиценности). При этом одни и те же ценности имеют разные способы защиты и выражения в зависимости от типа, сферы отношений, используемого регулятора. В силу того, что одно и то же отношение испытывает на себе воздействие всей совокупности регуляторов, в социуме существует система приоритетов (верховенства) между ними. При этом «верховенство, устанавливая иерархические отношения между конкурирующими явлениями, может быть только над чем-либо, что в реальности притязает (может иметь) на такой же статус» [13].

Наличие различных целей предполагает наличие взаимных оценок, ожиданий и притязаний на должное регулирование. Ввиду чего, ценности, отраженные различными социальными регуляторами, объективно не всегда возможно привести к соответствию.

Социальные регуляторы выполняют различные функции, среди которых можно назвать такие как: регулятивная, охранительная, контролирующая, коммуникативная, информационная, оценочная, воспитательная (социализаторская) и иные функции.

В рамках регулятивной функции осуществляется регулирование социального поведения индивидов, предписывание должных моделей поведения. В рамках охранительной функции реализуется охрана основных ценностей конкретной цивилизации. Посредством контролирующей функции обеспечивается постоянное сравнение поведения индивидов с предписываемыми моделями, а также реализуются различные формы социального контроля. В рамках коммуникативной функции описываются надлежащие формы взаимодействия (коммуникации) между индивидами (различными социальными ролями). Информационная функция социального регулирования обеспечивает распространение информации о надлежащих либо ненадлежащих моделях социального поведения. Посредством оценочной функции осуществляется сравнение (оценка) поведения индивида с заранее заданным эталоном (нормой). Воспитательная функция обеспечивает обучение (прививание навыков) населения надлежащему внешнему поведению, соответствующему эталонам, закрепленным в социальных ролях.

Как отмечалось выше, система социального регулирования включает право, мораль, религию, нравственность, культуру, обычаи, корпоративные нормы и т.д. При этом взаимоотношения между указанными регуляторами обусловлены цивилизационным, культурным и иным контекстом.

Таким образом, социальные нормы представляют собой общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности [29, с. 120]. Несмотря на большое различие социальных норм, можно выделить следующие общие черты: 1. социальные нормы являются правилами поведения людей в обществе; 2. указанные нормы носят общий характер; 3. социальные нормы создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономической основой общества.

 

 

1.2 Классификация  социальных норм

 

 

Социальные нормы имеют различное содержание. Кроме того, различные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения субъекта. Эталоны такого поведения, могут преобразоваться в определенные правила или же могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы создаются на основе преобладающих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи нормы «формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила. В этой связи, как для теории права, так и для практики немаловажна классификация социальных норм» [18, с. 57-59].

Информация о работе Правовое регулирование корпоративных отношений в Республике Беларусь