Правовое регулирование корпоративных отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний в области правового регулирования корпоративных отношений в Республике Беларусь.
В качестве задач курсовой работы выступают следующие элементы исследовательского процесса:
1. изучить понятие социальных отношений;
2. исследовать классификацию социальных норм;
3. проанализировать роль и место корпоративных отношений в системе социальных отношений;
4. охарактеризовать методы и формы правового регулирования корпоративных отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВИД СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………………5
1.1 Понятие социальных отношений……………………………………………5
1.2 Классификация социальных норм…………………………………………8
1.3 Роль и место корпоративных отношений в системе социальных отношений……………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….14
2.1 Методы и формы правового регулирования корпоративных отношений……………………………………………………………………….14
2.2 Проблемы и перспективы развития корпоративных отношений в Республике Беларусь…………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Файлы: 1 файл

курсовая работа....docx

— 64.59 Кб (Скачать файл)

В советский период из-за «абсолютного преобладания в гражданских правоотношениях юридических лиц, созданных на основе государственной собственности, проблема урегулирования отношений между членами, учредителями и организаций не могла возникнуть ввиду отсутствия соответствующей общественной потребности» [14]. В указанный период времени «кооперативы, потребительские общества и колхозы подверглись практически полному огосударствлению» и утратили в итоге одну из основных своих функций - функцию формирования, выражения коллективных интересов организаций (предприятий).

Правовое содержание корпоративных отношений является неизученным и сложным вопросом в юридической науке. Как уже отмечалось ранее, в доктрине отсутствует единая точка зрения даже в отношении использования самого определения «корпоративные отношения» и его правового содержания.

Цели воздействия на общественные отношения определяются на основании определенной государственной политики и идеологии с учетом многих факторов. К таким факторам можно отнести, например, уровень экономического развития общества конкретного государства. В результате указанные цели преобразовываются в правовую форму.

Л. А. Козыревская сформулировала основные принципы корпоративного права Республики Беларусь. К ним указанный автор относит: «верховенство права, автономность, свободное членство, охрана интересов третьих лиц, имущественное участие, внутрикорпоративная демократия, беспрепятственное осуществление корпоративных прав, информационная доступность» [14].

В соответствии со ст. 6 Конституции Республики Беларусь государство «гарантирует каждому свободу объединений» [15]. Исходя из указанной формулировки, корпоративные отношения являются результатом «свободного волеизъявления физических и юридических лиц». Поэтому, правовое положение их участников является равноправным с взаимной ответственностью субъектов корпоративных отношений. Кроме того, рассматриваемые в курсовой работе отношения, являются составной частью гражданского права. Необходимо отметить, что в свое время на данное обстоятельство указывал О. А. Красавчиков [17, с. 51].

Факт принадлежности корпоративных отношений к гражданскому праву позволяет разработать единый механизм государственного правового регулирования корпоративных отношений. Однако как справедливо отмечает Л. А. Козыревская, «необходимо учитывать правовую природу отношений, которые складываются между учредителями, участниками объединений, а также между участниками и самим юридическим лицом в процессе его деятельности, а также основные теории о формах и методах правового регулирования» [14].

В гражданском праве для обозначения граждан как субъектов гражданского права используется понятие «физические лица». Данным термином обозначаются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства. В законодательстве многих стран в юридической литературе граждане именуются физическими лицами, чтобы отличать их от различных объединений граждан, образующих «искусственные лица, которые называются юридическими («моральными», «фиктивными», «искусственными») лицами».

Необходимо отметить, что роль гражданского права резко возрастает при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании отношений белорусского общества, поскольку оно выступает в качестве основного регулятора товарно-денежных и многих других отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. При этом правовое регулирование широкого спектра общественных отношений основывается на началах равенства их участников с взаимной ответственностью. Иначе говоря, гражданское право – это одна из центральных отраслей права в обширной системе права. Оно осуществляет государственное нормативное правовое регулирование значительной части отношений, которые возникают между субъектами гражданского оборота.

Посредством воздействия правовыми нормами на поведение субъектов общественных отношений, в том числе и корпоративных, государство осуществляет свое влияние. Главная цель такого воздействия заключается в установлении соответствия поведения участников корпоративных отношений направлениям и целям государственной политики.

Проанализируем формы и методы правового регулирования, которые являются взаимосвязанными элементами. Методы занимают главенствующее положение в связи с тем, что «последние и составляют содержание управляющего воздействия соответствующих социальных структур». В свою очередь, форма правового регулирования влияет с «обратным» эффектом на специфику осуществления методов.

Метод - это «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [14]. Существует также определение метода как «сознательно и последовательно применяемого способа достижения поставленной цели» [6, с. 64]. Следовательно, если метод правового регулирования – это совокупность специальных юридических средств, позволяющих определить правовую позицию субъекта общественных отношений, то форма правового регулирования - это нормативное выражение правового положения участника в системе общественных отношений.

Нормативной правовой базой (основой), регулирующей деятельность корпораций являются такие законодательные акты, как: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс [11] и Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 168-З).

Правовой статус участника (субъекта) любой организации определяется не только корпоративными обязанностями. Конституционные нормы права являются основой для изучаемых в курсовой работе отношений. Следовательно,  правовой статус участника (субъекта) определяется также и конституционными правами и обязанностями гражданина Республики Беларусь. Кроме того, в указанный комплекс государственного правового регулирования также входят публично-правовые ограничения. Необходимо отметить, что публично-правовые ограничения закрепляются для субъектов правоотношений «в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения прав и свобод других лиц». Следовательно, общеправовой режим в сфере корпоративных отношений - это сочетание «публично-правовых и частноправовых средств воздействия на внутриорганизационные отношения».

Корпоративные нормы находят свое закрепление в уставных документах той или иной организации. Такие документы носят локальный характер и не содержат правовых норм. В связи с данным обстоятельством их нельзя назвать нормативными документами правового содержания. Однако связи с тем, что указанные акты содержат правила, а также нормы поведения членов определенного коллектива, то их можно назвать нормативными актами неправового содержания.

На сегодняшний день в Республике Беларусь (как и в Российской Федерации) разработан проект Кодекса корпоративного поведения. Данный документ является «сводом принципов и правил в сфере организации деятельности хозяйственных, прежде всего, крупных акционерных обществ, основной целью которого является защита прав и интересов всех акционеров участников названных объединений» [26].

Таким образом, система корпоративного регулирования состоит из следующих уровней: «общепризнанные принципы международного права, нормативные правовые акты Республики Беларусь, индивидуальные правоприменительные акты органов государственного управления, акты рекомендательного права, корпоративные нормативные акты, корпоративные акты ненормативного характера, адресные решения органов управления организации корпоративного типа». Закрепление и установление общеправового режима корпоративных отношений совершается на основании взаимодействия правовых и корпоративных норм.

 

 

2.2 Проблемы и  перспективы развития корпоративных  отношений в Республике Беларусь

 

 

По общему правилу, к организациям корпоративного типа относят различные объединения, образованные двумя и более лицами для осуществления хозяйственной деятельности. Вопрос о том, какие именно общественные формирования следует относить к организациям корпоративного типа, активно и постоянно обсуждается в научной литературе. В общем, термин «корпорация» обозначает «объединение, союз, совокупность лиц, объединившихся для какой-либо цели». Анализ законодательной практики Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что указанное понятие употребляется для обозначения объединения (группы) субъектов, связанных общей целью. Причем к числу таких объединений законодатель относит, например, «финансово-промышленные группы, что дает основание заключить об отсутствии определяющего значения категории «юридическое лицо» для характеристики корпоративной организации» [14].

Корпоративные структуры представляют сложную форму интегрального субъекта. Их создание предполагает «структурно-функциональное усложнение персонификации экономического присвоения между хозяйствующими субъектами». Предпочтение какой-либо организационной форме объединения капиталов (концернов, финансово-промышленных групп, холдингов) связано с целями, а также с готовностью участников передать функцию распоряжения головной организации, с антимонопольными ограничениями.

Практика показывает, что предприятия могут сразу перейти к той или иной форме объединения (например, формирование концернов в Республике Беларусь, осуществляемое на базе министерств и подчиненных им предприятий), либо продвигаться к ней последовательно, через акционирование с последующим объединением капиталов в процессе формирования различных по степени и формам контроля корпоративных структур. Тем не менее, «вопрос сохранения структурной целостности имущественного комплекса и его потенциала в контексте усиления производственно-технологических взаимосвязей цепочек производства при изменении организационно-правового статуса промышленного предприятия, и недопущения потери контроля над отдельными структурными подразделениями в результате выделения их в самостоятельные юридические лица в процессе реструктуризации отношений собственности приобретает важное значение» [14]. Требуется развитие хозяйственных связей между юридическими лицами, имеющими статус дочерних предприятий и другими участниками объединений (в том числе предприятий и организаций стран содружества независимых государств), основанных на договорах. Отношения сотрудничества, кооперации в контексте экономического, промышленного, производственно-технического, научно-технического характера в современном мире стало важной формой экономической долгосрочных отношений между организациями. Можно констатировать, что «процесс концентрации в современных условиях сопряжен с расширением производственных связей. В их основе, с одной стороны, лежит развитие специализации и диверсификации производства, с другой – рост темпов и масштабов происходящей научно-технической революции и т.д» [16, с. 46].

Среди современных форм производственной кооперации наиболее совершенной являются промышленные кластеры. Для Республики Беларусь, «где корпоративные формы организации субъектов хозяйствования находятся пока в стадии становления, а отечественный капитал слабо задействован в процессе мировой глобализации, вопросы формирования корпоративных структур тесно связаны с проблемой развития внутрихозяйственных связей между юридическими лицами, включая отношения с зарубежными партнерами» [16, с. 48].

В целях использования преимуществ интеграции для активного продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внешний рынок необходимо «реализовывать различные способы организации внутрихозяйственных связей в объединениях юридических лиц с участием зарубежных предприятий» [14]. В естественных для глобального кризиса условиях, когда происходит сужение традиционных внешних рынков, «актуальна консолидация усилий государства и крупных компаний по разработке и реализации корпоративных организационных стратегий и международно-интеграционных проектов диверсификации промышленных предприятий» [14]. Кроме того, обстоятельства мирового финансового кризиса могут быть использованы для синхронизации позиций стран Содружества независимых государств в отношении «общих рынков» и приоритетов промышленной политики.

Выводы по второй главе курсовой работы:

если метод правового регулирования - это совокупность специально-юридических средств, позволяющих определить правовую позицию участника общественных отношений, то форма правового регулирования - это способ объективации этих средств. С учетом специфики корпоративных отношений как особых общественных отношений, подверженных комплексному регулятивному воздействию, следует сделать вывод о том, что формы и методы государственного правового воздействия на данные отношения определяются двойственностью корпоративной структуры. Такая двойственность выступает в науке одновременно как объект правового регулирования и самоуправляющаяся (самоорганизующаяся) система. Дальнейшая более детальная разработка в правовых науках форм, методов и пределов государственного вмешательства в корпоративные отношения, закрепление указанных положений в виде правовых принципов позволит обеспечить осуществимость прав участников корпоративных отношений, а также устойчивость самой корпорации как субъекта права. Кроме того, общеправовой режим корпоративных отношений осуществляется на основании взаимодействия правовых и корпоративных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе курсового исследования были сформулированы следующие выводы:

1. социальные регуляторы  осуществляют регулятивную, охранительную, контролирующую, коммуникативную, информационную, оценочную, воспитательную (социализаторскую) и иные функции. В рамках регулятивной функции осуществляется регулирование социального поведения индивидов, предписывание должных (необходимых, желаемых) моделей поведения; в рамках охранительной функции реализуется охрана основных ценностей конкретной цивилизации. Система социального регулирования включает право, мораль, религию, нравственность, культуру, обычаи, корпоративные нормы и т.д. При этом взаимоотношения между указанными регуляторами обусловлены цивилизационным, культурным и иным контекстом;

Информация о работе Правовое регулирование корпоративных отношений в Республике Беларусь