Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 15:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний в области правового регулирования корпоративных отношений в Республике Беларусь.
В качестве задач курсовой работы выступают следующие элементы исследовательского процесса:
1. изучить понятие социальных отношений;
2. исследовать классификацию социальных норм;
3. проанализировать роль и место корпоративных отношений в системе социальных отношений;
4. охарактеризовать методы и формы правового регулирования корпоративных отношений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВИД СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………………5
1.1 Понятие социальных отношений……………………………………………5
1.2 Классификация социальных норм…………………………………………8
1.3 Роль и место корпоративных отношений в системе социальных отношений……………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….14
2.1 Методы и формы правового регулирования корпоративных отношений……………………………………………………………………….14
2.2 Проблемы и перспективы развития корпоративных отношений в Республике Беларусь…………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23
Наиболее распространенной в юридической науке является классификация социальных норм по основаниям механизма и по сфере действия.
По способам установления и обеспечения нормы подразделяются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической науке считается общепризнанным.
Как отмечалось выше, система социального регулирования включает право, мораль, религию, нравственность, культуру, обычаи, корпоративные нормы и т.д. При этом взаимоотношения между указанными регуляторами обусловлены цивилизационным, культурным и иным контекстом. Регулятор, имеющий абсолютную значимость в рамках одной цивилизации, может не иметь значения либо играть незначительную роль для другой, то же самое может касаться степени влияния и значимости регуляторов.
Так, например, для современного западного мира право выступает в качестве основного «верховенствующего социального регулятора, игнорирующего в случае конфликта иные нормативные системы». В традиционных обществах право не играет такой роли, будучи жестко связано в своем содержании предписаниями иных регуляторов (например, принцип верховенства шариата для исламских государств).
Деление социальных норм по содержанию сферы регулируемых общественных отношений следующее: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.
Политические нормы, например, призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение.
Существование различных вероисповеданий и направлений «диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений - составной части религиозных вероучений». Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества.
Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
Есть и иные критерии классификации социальных норм: по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
1.3 Роль и место
корпоративных отношений в
В юридической науке существуют различные подходы к понятию корпоративных отношений. Некоторые исследователи включают в рассматриваемое понятие общественные отношения, которые направлены на организацию и осуществление деятельности по совместному достижению общих целей «(союзной (корпоративной) деятельности), включая отношения членов семьи, крестьянского хозяйства, сособственников и соавторов, содолженников и сокредиторов, соучастников хозяйственных товариществ, обществ и кооперативов, ассоциаций, общественных объединений и т.д.» [16, с. 200–225].
Другие исследователи определяют корпоративные отношения как «внешние отношения, возникающие в связи с образованием, деятельностью и прекращением корпораций как юридических лиц посредством частно-правового и публично-правового регулирования (отношения в широком смысле)» [20, с. 16].
Необходимо отметить, что в процессе осуществления различного рода деятельности как отдельные индивиды (граждане), так и организации индивидов вступают между собой в различные отношения, получившие в силу их общественного характера название социальных или общественных отношений. Отдельные же виды этих отношений регулируются нормами права - общеобязательными правилами поведения, и потому они называются правоотношениями.
По мнению Ю.П. Праслова, «сердцевину корпоративных отношений представляют общественные отношения участников корпоративной организации между собой и с корпоративной организацией в целом по поводу участия в этой организации, управления ею и ее имуществом, а также внутриорганизационной деятельностью с использованием корпоративных форм, способов и средств для достижения корпоративных целей, удовлетворения законных корпоративных интересов» [24, с. 53]. Следует согласиться с автором о том, что «корпоративное право можно квалифицировать как подотрасль гражданского права, совокупность корпоративных норм, регламентирующих указанные общественные отношения на основе корпоративно-правового метода воздействия, с использованием корпоративных прав и обязанностей, корпоративной правосубъектности, корпоративно-правовых отношений, мер корпоративно-правовой защиты и ответственности» [24, с. 53].
В настоящее время в теории права обсуждаются вопросы о восстановлении корпоративного контроля [25, с. 70-79; 4; 28, с. 142–206.], корпоративной ответственности [22; 21, с. 9 – 14.] и многие другие вопросы. Однако сущность корпоративных отношений так и остается не исследованной.
По утверждению А.Б. Бабаева, «корпоративные отношения сводятся к участию в управлении юридическим лицом, а сами корпоративные отношения являются гражданскими секундарными правоотношениями» [5, с. 5-22.].
По мнению Р.Р. Ушницкого, «именно участие в корпорации (управление корпорацией, возможность участвовать в принятии решения о распределении чистой прибыли корпорации), в том числе в возможности прекратить это право путем принятия решения о ликвидации корпорации с получением ликвидационного остатка, является искомым благом, по поводу которого складывается правоотношение» [30, с. 2-5.]. Как утверждает исследователь, «корпоративные отношения – это отношения участия в корпорации, имеющие форму гражданского правоотношения, которое имеет абсолютную природу и существует наряду с другими абсолютными правоотношениями: вещными и исключительными» [30, с. 2-5.].
Самой распространенной точкой зрения о природе корпоративных правоотношений, является теория, выдвинутая Д. В. Ломакиными. Автор утверждает, что «корпоративные правоотношения являются гражданскими правоотношениями особого рода, и их нельзя отнести ни к вещным, ни к обязательственным правоотношениям» [19]. Основой, по мнению исследователя, является «правоотношение участия, которое является платформой для дальнейших производных отношений, возникающих в корпорации на базе юридических фактов» [19].
Н. Н. Пахомова указывает, что: «К корпорациям могут быть отнесены только юридические лица — организации — собственники имущества. Поэтому субъекты, которые желают организовать отношения посредством создания корпорации, должны наделить создаваемую организацию возможностями собственника на объединяемое ими имущество, что можно сделать только путем передачи ей объема власти на это имущество»[23]. По мнению Н.Н. Пахомовой, «в целях сохранения «связи» с имуществом юридического лица — корпорации учредители, создавая корпорацию, не передают ей на объединяемое ими имущество всю власть, а «делятся» с ней этой властью» [23].
В.А. Белов, выдвинул теорию корпоративной правоспособности. Исследователь утверждает, что «гражданско-правовой формой корпоративных отношения являются не корпоративные правоотношения, а корпоративная правоспособность – юридическая способность (возможность) участника корпорации приобрести (по наступлению определенных юридических фактов) известные имущественные права в отношении корпорации»[7, с. 19.].
Корпоративные отношения и правоотношения не только обслуживают отношения участия в управлении названными корпоративными организациями, но и возникают на основе института участия.
Институт участия (членства) «имеет добровольный, волевой, бессрочный, имущественно-организационный характер и выполняет роль основного юридического факта в возникновении конкретного корпоративного правоотношения». Он существенно влияет на корпоративную правосубъектность, субъекты и объекты, содержание, характер, форму и динамику корпоративных правоотношений. В юридической литературе советского времени институт участия (членства) исследовался в рамках колхозных правоотношений и правоотношений, складывающихся в общественных организациях, и назывался институтом членства [12, с. 31]. Представляется, что термин «членство» более характерен для характеристики участия в производственных, потребительских кооперативах и общественных организациях, союзах, ассоциациях. Именно на основе «участия» у каждого участника корпоративной организации возникает корпоративно-правовой статус, включающий в себя корпоративную правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, сделкоспособность), корпоративные права, ограничения, стимулы, меры корпоративно-правовой защиты и ответственности.
Можно согласиться с мнением Ю.П. Праслова о том, что «корпоративные отношения (правоотношения) включают в себя тесно связанные друг с другом отношения имущественного, организационно-управленческого и информационно-коммуникативного характера. Их трудно отделить друг от друга, ибо все они связаны с институтом (отношениями) участия и одновременно с имущественными, организационными, информационно-коммуникативными интересами» [24, с. 55].
Корпоративные правоотношения функционируют с участием учредителей (участников) корпорации и самой корпорации (в лице ее органов). Объектом корпоративных правоотношений могут быть: имущество, поведение, действия, связанные с корпоративным участием, с внутрикорпоративной деятельностью, с корпоративным управлением и контролем. Меры корпоративно-правовой защиты и ответственности также имеют некоторые особенности, требующие отдельного (самостоятельного) изложения.
Выводы по первой главе курсовой работы:
социальные регуляторы выполняют регулятивную, охранительную, контролирующую, коммуникативную, информационную, оценочную, воспитательную (социализаторскую) и иные функции. В рамках регулятивной функции осуществляется регулирование социального поведения индивидов, предписывание должных (необходимых, желаемых) моделей поведения; в рамках охранительной функции реализуется охрана основных ценностей конкретной цивилизации. Система социального регулирования включает право, мораль, религию, нравственность, культуру, обычаи, корпоративные нормы и т.д. При этом взаимоотношения между указанными регуляторами обусловлены цивилизационным, культурным и иным контекстом;
в теории права понятие корпоративных отношений находится в стадии разработки. Наиболее актуальным является определение корпоративных отношений как «совместное (объединенное, интегрированное, корпоративное), подчиненное одной или нескольким общим целям действие и/или действия, поведение, волеизъявление заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений), объединенных (инкорпорированных) между собой совместными (корпоративными) связями (правоотношениями)». В настоящее время корпоративные отношения являются неотъемлемой частью современного общества. Особенно широко и динамично указанные отношения развиваются в политической и экономической сферах общества и, как следствие, регулируются правовыми нормами.
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Методы и формы правового регулирования корпоративных отношений
Понятие «правовое регулирование» было введено в юридическую литературу Н. Г. Александровым в середине 60-х годов XX века [1, с. 188-195]. Проблемы правового регулирования рассматривались в научных трудах таких авторов как: С. С. Алексеев [3], А. М. Васильев[8], В. А. Витушко [9], В. М. Горшенев [10], О. Г. Станкевич [27], А. Ф. Черданцев [31], Т. З. Шалаева [32], Л. С. Явич[33]. В работах указанных авторов:
1. «были установлены границы правового воздействия на указанную сферу общественных отношений;
2. определены методы управленческой деятельности государства и выделены правовые формы их опосредования;
3. сформулирован вывод о комплексном характере правового регулирования экономических отношений» [14].
Однако, не глядя на список авторов и количество научных трудов, затрагивающих те или иные аспекты корпоративных отношений, правовое содержание правового явления, до настоящего времени не было исследовано как белорусскими авторами, так и российскими.
Государство воздействует на общество комплексно. При этом оно реализует свое воздействие при использовании, например, экономики, политики, социальной психологии, а не только права. Однако «управленческая деятельность государства должна выражаться в правовых формах» [14]. Соответственно право определяет и закрепляет способы, границы государственного воздействия на поведение участников общественных отношений. Кроме того, право формирует механизм принудительного исполнения воли государства и обеспечивает защиту законных прав и интересов субъектов тех или иных правоотношений.
Правовое регулирование – это «осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и другое) результативное, нормативное организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя» [1, с. 289].
Рассмотрим содержание правового регулирования через механизм государственного правового регулирования. С. С. Алексеев трактует указанный механизм как «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения» [2, с. 9]. Автор курсовой работы придерживается мнения Л.А. Козыревской о том, что «механизм правового регулирования можно рассматривать в двух основных аспектах: функциональном, в котором выражается деятельностная сторона регулирующего воздействия, и в институциональном, в рамках которого выделяется субъектно-объектная составляющая данного процесса» [14].
Информация о работе Правовое регулирование корпоративных отношений в Республике Беларусь