Правовое регулирование лизинговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

Правовое регулирование лизинговых отношенийСложность регулирования группы лизинговых отношений обусловлена необходимостью соблюдения ряда принципов: равенства, автономии воли, самостоятельности и имущественной ответственности участников, поскольку данные положения составляют основное содержание договора. В современных условиях особое значение приобретает проблема обеспечения устойчивости договорных (в том числе лизинговых) отношений, которая может быть достигнута путем четкого и стабильного правового регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Степень научной разработанности проблемы лизинговых отношений 7
1.2 Анализ становления и развития института лизинга
в законодательстве Российской Федерации 14
1.3 Правовая характеристика договора лизинга 23
2. ДОГОВОР ЛИЗИНГА КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЛИЗИНГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 30
2.1. Понятие и содержание договора лизинга 30
2.2. Субъекты договора лизинга 45
3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИЗИНГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 48
3.1. Анализ проблемных вопросов судебной практики, связанных
с заключением и исполнением договора финансовой аренды (лизинга) 48
3.2. Ответственность сторон по договору лизинга 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79

Файлы: 1 файл

2 Диплом.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ                                                                                                             7

1.1 Степень научной  разработанности проблемы лизинговых отношений     7

1.2 Анализ становления и развития  института лизинга 

в законодательстве Российской Федерации                                                    14

1.3 Правовая характеристика договора лизинга                                           23

2. ДОГОВОР ЛИЗИНГА КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ЛИЗИНГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА                                                                      30

2.1. Понятие и содержание договора лизинга                                                   30

2.2. Субъекты договора лизинга                                                                         45

3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИЗИНГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА             48

3.1. Анализ проблемных вопросов судебной практики, связанных

с заключением и исполнением  договора финансовой аренды (лизинга)       48

3.2. Ответственность сторон по договору лизинга                                           68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ                                               79

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Утверждение основ правового государства является основной целью правового прогресса России. Деятельность правового государства основывается на строгом и точном соблюдении требований юридических предписаний. Для его создания недостаточно номинального провозглашения, оно должно сложиться как система гарантий от бесконтрольного административного вмешательства в общественные отношения при достаточно высокой степени их правовой регламентации. Такое государство – это, прежде всего реальный режим господства права, направленный на регулирование общественных отношений и достижение на нормативной основе стабильности во всех сферах, в том числе в гражданском обороте.

Сложность регулирования  группы лизинговых отношений обусловлена  необходимостью соблюдения ряда принципов: равенства, автономии воли, самостоятельности и имущественной ответственности участников, поскольку данные положения составляют основное содержание договора. В современных условиях особое значение приобретает проблема обеспечения устойчивости договорных (в том числе лизинговых) отношений, которая может быть достигнута путем четкого и стабильного правового регулирования.

Государство, играя в  значительной степени роль регулятора лизинговых отношений, должно учитывать, что действенность права во многом определяется следующими факторами:

  1. соответствием содержания нормативно-правового акта требованиям норм нравственности, обычаев делового оборота, уровню правовой культуры и правового сознания;
  2. стабильностью действующего законодательства и единообразием его применения;

3) соответствием правовых  норм, требований социально-экономическим закономерностям развития общества;

4) правильностью и  полнотой отражения в нормативно-правовых  актах сущности лизинговых отношений.

Развитие рыночных отношений, обращение участников гражданского оборота к лизингу как к одному из наиболее эффективных и перспективных нетрадиционных источников финансирования вызвали необходимость определения правовой базы лизингового рынка.

Итак, тема, посвященная лизинговым отношениям, в наше время является особенно актуальной. При активном внедрении лизинг, в силу присущих ему возможностей, может быть мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными товарами.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг.

Степень научной  разработанности темы. Проблема правовых основ лизинговых отношений привлекает внимание ученых и практиков, представителей правовых и экономических наук. До последнего времени исследованию правового регулирования лизинговых отношений были посвящены отдельные главы, параграфы в трудах ученых-цивилистов. Исследования в основном были направлены на анализ исторического развития лизинга и характеристику классических лизинговых отношений. Развитие нормативно-правовой базы способствовало появлению ряда монографий, научно-практических работ. В периодической печати публикуются материалы о правовых особенностях конструкции договора лизинга.

Степень освещенности темы в юридической литературе достаточно велика, однако в связи с тем, что законодательство в нашей стране постоянно изменяется, то большинство работ уже устарели. Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как Аверьянов О. В., Асташкина А. В., Белов А.П., Боровинская Н. А., Комарова С. В., Брагинский М. И., Витрянский В. В., Васильев Н. М., Катырин С. Н., Лепе Л. И., Гарье И. К., Абашкина А. М., Бражникова Л. И., Леонтьева Е.В., Горемыкин В.А., Евтеев В. С., Егорова П.В., Курило В. В., Иванов А.А., Кабатова Е. В., Комаров В. В., Коннова Т. А., Королёв С.А., Павлодский Е. А., Шаталов С.А., Харитонова Ю. С. и др.

Также необходимо отметить, что в работе автор опирается  не только на научную литературу, но и на различные законы и нормативно-правовые акты, наиболее важными из которых является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», а равно на правоприменительную практику.

Целью исследования является проведение анализа договора лизинга как комплексного правового явления, перспектив развития правового регулирования данной группы отношений, анализ правовых основ лизинга в России и выработка предложений по совершенствованию законодательства.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) изучение законодательства  и правовой литературы, посвященной институту лизинга в России;

2) анализ историко-правовых  аспектов лизинговых отношений;

3) исследование механизма  правового регулирования лизинга  в России;

4) проанализировать понятие  и особенностей содержания договора  финансовой аренды (лизинга);

5) выявление специфики  субъектного состава договора  лизинга;

6) рассмотрение юридической  природы договора лизинга;

7) проанализировать исполнение договора лизинга.

Объектом исследования выступает совокупность урегулированных нормами права общественных отношений, возникающих между субъектами договора лизинга.

Предмет исследования законодательство России о лизинге; процесс формирования, развития и совершенствования российского законодательства о лизинге; особенности нормативно-правового регулирования лизинга и противоречия в механизме его функционирования.

Методологическая основа исследования. При определении методов исследования автор исходил из сложности изучаемого предмета, равнозначности составляющих его элементов и неоднородности анализируемых национально-правовых систем. В связи с этим методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы, в том числе сравнительно-правовой и диалектический методы, методы категориального, логического, формально-юридического и историко-правового анализа, конкретно-социологический и другие методы исследования.

Использование сравнительно-правового  метода исследования позволило автору выделить исходные начала и универсальные  принципы правового регулирования  лизинга. Благодаря конкретно-социологическому методу и методу историко-правового анализа дана характеристика «правовой эволюции» договора лизинга и выделены оптимальные черты правовой конструкции данного договора, лизинг представлен как динамично развивающееся явление.

Механизм правового  регулирования лизинговых отношений, взаимосвязь и взаимообусловленность  правовых норм, применение и толкование их судебными органами позволил раскрыть системно-структурный метод.

Структура работы направлена на наиболее полное раскрытие выбранной темы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Степень научной разработанности проблемы лизинговых отношений

 

В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оцениваются обстоятельства, связанные с появлением договора лизинга. По мнению правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX в., а в других странах Запада нашел широкое распространение в середине XX в. как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанные с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду.

Так, Адамов Н.А., характеризуя изменения, происшедшие за последние десятилетия в системе договоров в странах Запада, отмечал, что «с середины нашего столетия большое распространение получили договоры лизинга, особенно машин и оборудования. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передает другой стороне (пользователю) определенный предмет (машину, транспортное средство, завод и т.п.), а пользователь обязуется вносить за него периодически плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет на льготных условиях, с зачетом этих платежей. В договоре лизинга сочетаются характеристики и договора имущественного найма (аренды), и договора продажи» [2.2 - С. 112].

Аналогичных позиций  придерживался Васильев Н.М., который писал: «Отношения по использованию машинно - технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте все шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США еще в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Лизинг нашел признание в судебной практике многих стран, не имеющих специально законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах изданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям» [2.8. - С. 194].

Исследователи истории развития лизинга в странах Запада обычно отмечают, что толчком к широкому применению лизинга в США и Западной Европе послужило развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании, стремясь уйти от излишне обременительных расходов, стремились приобретать локомотивы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность (по договорам купли - продажи), а лишь в пользование. В этих целях на первоначальном этапе в США применялась конструкция траста, когда трастовые фирмы приобретали соответствующие транспортные средства с последующей передачей их в пользование железнодорожным компаниям. Затем активная заинтересованность компаний - производителей транспортных средств в реализации произведенной ими продукции и финансовых компаний в выгодном вложении капитала привела к изменению системы инвестирования: финансовые компании стали приобретать транспортные средства и иное оборудование, необходимое транспортным компаниям, у определенного производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с передачей их последним в аренду. В начале 50-х годов XX столетия в США массовый характер приобрела сдача на основах лизинга эксплуатирующим организациям технологического оборудования, машин, морских судов, самолетов и т.д. К этим же годам относится появление первых специализированных лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки США, которые получили от Федеральной резервной системы США разрешение создавать дочерние фирмы для осуществления лизинговых операций. Аналогичные процессы развивались в Западной Европе и Японии [2.20 - С. 65].

В экономической литературе нередко можно встретить утверждение  о том, что лизинг имеет тысячелетнюю историю. Ученые - экономисты находят  следы лизинга еще в древних  государствах Шумера (III тыс. до н.э.) и в Законах Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) и считают, что в Институциях Юстиниана (483 - 565 гг.) уже была осуществлена кодификация норм, регулирующих лизинговые отношения. Однако, как свидетельствует ознакомление с соответствующими научными трудами, экономисты часто видят лизинг во всех исторических документах, где речь идет об имущественном найме (аренде), и, более того, называют лизингом любой комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью на ином праве, нежели право собственности [2.20 - С.94]. Представляется, что такие утверждения основаны на неправильном понимании сущности договора лизинга и его квалифицирующих признаков, выделяющих лизинг в отдельный вид договора аренды.

Во многих странах  договор лизинга был урегулирован законодательством, в том числе путем включения соответствующих норм в кодификационные законодательные акты. Например, в ст. 2А-103 Единообразного торгового кодекса США (ЕТК) отличительные признаки, выделяющие финансовую аренду в отдельный вид договора аренды, характеризуются следующим образом. Финансовая аренда (лизинг) означает аренду, при которой арендодатель не выбирает, производит или поставляет имущество, а приобретает имущество или право владения и пользования им в связи с договором аренды. При этом происходит одно из следующих событий:1

Информация о работе Правовое регулирование лизинговых отношений