Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, контрольная работа
Отношение общественности – российской и зарубежной – к этому явлению довольно неоднозначное. Многие представители власти и обычные граждане высказывают опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот, и, надо сказать небезосновательно. За последние пятнадцать лет деятельность по международному усыновлению приобрела очень широкий масштаб.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дисциплина семейное право
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме «Правовое регулирование международного усыновления»
Новосибирск 2010
Введение
В семейном праве РФ, существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей.
Семейное законодательство РФ предусматривает
возможность усыновления
Отношение общественности – российской и зарубежной – к этому явлению довольно неоднозначное. Многие представители власти и обычные граждане высказывают опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот, и, надо сказать небезосновательно. За последние пятнадцать лет деятельность по международному усыновлению приобрела очень широкий масштаб.
В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей иностранными гражданами допускается только в тех случаях, когда не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. В то же время ситуация складывается прямо противоположная: международное усыновление из года в год растет, а усыновление детей российскими гражданами, наоборот, снижается. За последнее время количество детей, усыновленных иностранными гражданами, выросло почти в пять раз, в то время как число детей, усыновленных российскими гражданами, сократилось почти вдвое. По информации различных ведомств, занимающихся учетом детей, оставшихся без попечения родителей, в 2005 г. иностранцы усыновили 9419 детей, а российские граждане – 7350, 2006 г. иностранцы усыновили уже 12186 детей, а в 2007 году эта цифра возросла до 16363. Более того, за последние 10 лет было вывезено 45 тыс. российских детей гражданами США, Канады, Италии и представителями других стран.
Данная тенденция сложилась из целого комплекса проблем, главная из которых – невозможность российскими гражданами по тем или иным причинам усыновлять российских детей.
В связи с этим сегодня остро стоит проблема реформирования российского законодательства и совершенствования процедуры установления усыновления иностранцами в направлении усиления защиты прав усыновляемых российских детей. Нужно отметить, что проблема международного усыновления, а точнее несовершенства института правового регулирования данной проблемы остро стоит не только в Российской Федерации, но и в других развивающихся странах, поэтому впору говорить о межнациональной проблеме, которая требует от государств особого к ней внимания, тем более потому, что 2008 год объявлен экс-президентом В. В. Путиным – годом семьи в России.
Необходимо отметить, что некоторые сдвиги в деле реформирования российского законодательства в сфере усыновления уже наметились, достаточно отметить принятие в апреле 2008 года Федерального закона «Об опеке и попечительстве», который закрепляет ряд фундаментальных норм регулирующих особенности опеки и попечительства, на столь высоком уровне, однако, несомненно, рано говорить о решении этой проблемы и снижении интереса законодателя и ученых к ней.
Понятие и правовое регулирование международного усыновления в РФ
Усыновление или удочерение – это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Такие семейно–правовые отношения, осложненные наличием так называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного», усыновления.
Вопросы обеспечения, реализации и зашиты прав ребенка на сегодняшний день достаточно подробно оговариваются в таких международных актах, как Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (15 сентября 1990 г. – ратифицирована СССР). В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка.
К числу международных правовых актов по вопросам охраны детства можно отнести также Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Декларацию прав ребенка, провозглашенную Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. Последняя содержит ряд положений, направленных на упорядочение отношений в сфере иностранного усыновления.
Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. (далее – Конвенция) содержит общие требования для иностранного усыновления. Прежде всего, власти государства в котором проживает ребенок (далее государство–донор), должны установить, что ребенок может быть усыновлен и что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. Должно иметь место согласие компетентных органов государства-донора, где это требуется согласие матери и самого ребенка на усыновление. Также государство–донор должно установить обладают ли правом предполагаемые приемные родители усыновить ребенка, и будет ли у ребенка возможность въехать на территорию иностранного государства. Конвенция 1993 г. акцентирует внимание на недопустимость извлечения материальной выгоды, какими – либо субъектами в процессе осуществления деятельности, направленной на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере международного усыновления. Также Конвенция предусматривает некоторые процедурные требования, которые имею место при иностранном усыновлении, а также особенности признаний и последствия усыновления. Общие требования и рекомендации, закрепленные в международных нормативных актах, конкретизированы и дополнены внутренним законодательством государств. В Российской Федерации такими основными нормами, регулирующими вопросы иностранного усыновления, являются.
Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ в редакции 30.06.2007 г.; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 нюня 1999 года № 120-ФЗ в редакции 01.12.2007 г.; «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ с измененными и дополнениями Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», а также ведомственные нормативные акты.
Также необходимо отметить, что 1 сентября
2008 г. вступает в силу Федеральный
закон «Об опеке и
СК РФ содержит фундаментальные
положения, касающиеся иностранного усыновления.
Провозглашается приоритет
При усыновлении ребенка супругами, имеющими различное гражданство, должны быть соблюдены требования законодательства обоих государств, при условии, что Российская Федерация связана с ними соответствующими международными договорами. Как справедливо отмечает И. М. Кузнецова, в случае отсутствия международно–правовых отношений в этой сфере между государствами усыновление не может быть осуществлено, так как отсутствуют гарантии соблюдения прав и законных интересов усыновляемого ребенка1.
Важным нормативными актами, регулирующим вопросы иностранного усыновления, является Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Также Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Данные правовые акты существенно конкретизируют федеральное законодательство в сфере международного усыновления. Они содержат перечень большинства основных требований и запретов для всех субъектов указанных правоотношений.
В частности содержат перечень лиц, которые в силу различных обстоятельств не могут быть усыновителями. Перечень документов, которые обязан предоставить потенциальный иностранный усыновитель, для получения предварительного разрешения на усыновление.
История возникновения и развития института усыновления
Усыновление является старейшим, классическим, но довольно сложным институтом семейного права. Реально определить возникновение его первичных форм достаточно трудно. Упоминание усыновления имеет место уже во 2–3 веках нашей эры в трудах Ульпиана – известного римского юрисконсульта.
Усыновление, как «искусственное сыновство», совершалось в Древней Руси еще во времена язычества, на смену которому пришло христианство с особым церковным актом «сынотворения», утвержденным епархиальным архиереем.
В период реформ Петра 1, также как и в эпоху царствования Екатерины 2, специального внимания усыновлению не уделялось. Наиболее активная разработка норм об усыновлении нашло отражение в Уставе гражданского судопроизводства 1864 года (Ст. 1460 –1461) и в Своде законов гражданских (ст.145–151). Следует обратить внимание на то, что Устав гражданского судопроизводства 1864 года различал узаконение и усыновление детей.
Заметной вехой в
Процедура усыновления конца XIX века имела особенности: запрет на усыновление христиан нехристианами и наоборот; усыновитель должен быть не моложе тридцати лет и старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать; усыновление женщиной практически не имело места, ввиду финансовой и экономической зависимости. Наиболее сложная поэтапная процедура ожидала дворян: составление акта об усыновлении у нотариуса, представление этого акта на разрешение окружного суда, утверждение этого акта судебной палатой. Отличалось узаконение тем, что узаконить можно только своих внебрачных детей, а усыновить можно и своих и чужих. Римское частное право знало три способа узаконения (путем представления внебрачного сына и наделения его имущественным цензом, путем последующего брака родителей, путем издания специального императорского указа) и три вида усыновления путем издания отдельного закона, путем заявления перед судом, путем указания в завещании усыновителя). Что же касается усыновления российских детей иностранными гражданами, то в Российской империи, особенно в конце XIX века, этот вопрос относился к числу принципиальных; иностранцы подлежали действию российских законов. При этом также неукоснительно соблюдался принцип сословности. В целом усыновление конца XIX – начала XX века законодательно было изменено.
Информация о работе Правовое регулирование международного усыновления