Правовое регулирование международного усыновления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Отношение общественности – российской и зарубежной – к этому явлению довольно неоднозначное. Многие представители власти и обычные граждане высказывают опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот, и, надо сказать небезосновательно. За последние пятнадцать лет деятельность по международному усыновлению приобрела очень широкий масштаб.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Как в РФ, так и в Республике Казахстан, представляется необходимым  расширить перечень заболеваний, при  которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Что касается установленной законом разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым, обратимся к семейному законодательству таких государств как Российская Федерация, Казахстан, Украина, Китай, Гватемала, Южная Корея. Нужно отметить, что отношение этих государств к данному условию усыновления детей не отличается единством, что, по всей видимости, обуславливается различным экономико-социальным уровнем развития их, а также отношением к нормам международного права в области усыновления. Законодательством РФ установлено, что потенциальный усыновитель должен быть, как минимум, на 16 лет старше усыновляемого ребенка. В Украине разница в возрасте между усыновляемым ребенком и приемным родителем не должна быть менее 15-ти лет. В Республике Казахстан разница в возрасте установлена в 16 лет. В КНР необходимой разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым не установлено, однако указано, что возраст усыновителей (семейной пары), не должен превышать 50 лет и при этом предпочтение отдается семейным парам, состоящим в браке не менее двух лет. Также согласно законодательству КНР с 1 мая 2007 г. одиноким гражданам КНР и иностранным гражданам усыновлять детей не разрешается. Следует отметить, что если хотя бы один из супругов усыновителей имеет китайское происхождение (не зависимо от гражданства), процедура усыновления значительно упрощается. В частности время оформления необходимых документов сокращается с 24 месяцев, до 10–14 дней. В Гватемале законом не закреплены, какие либо ограничения по возрасту, семейному положению и материальному благосостоянию усыновителей. Оформление всех необходимых документов для усыновления ребенка, производится в течение 2–3 дней. Такое отношение этого государства к институту усыновления порождает злоупотребления самого различного характера, по данным Adoption Institute, на территории Гватемалы орудуют филиалы 4 крупных транснациональных преступных организаций, специализирующихся на торговле детьми и детскими органами3. В Южной Корее одиноким людям запрещено усыновлять детей. Оба приемных родителя должны быть в возрасте 25–45 лет. Отступления от этого правила возможны, если речь идет об усыновлении тяжело больного ребенка или если один из родителей имеет корейское происхождение. Супруги должны состоять в браке не менее трех лет, иметь высшее образование и не более одного развода в прошлом. Кроме того, у них должен быть определенный уровень достатка и не более четырех детей.

Порядок усыновления  российских детей иностранными гражданами

По общему правилу в РФ действует  судебный порядок усыновления (п. 1 ст. 125 СК РФ). Порядок передачи детей, граждан РФ, на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержден Правилами передачи детей на усыновление (удочерение). Через осуществление порядка усыновления обеспечивается государственный контроль за устройством в семью детей, лишенных по разным причинам попечения родителей.

Установление усыновления затрагивает  личные неимущественные и имущественные  интересы широкого круга лиц, т.к. по общему правилу при установлении усыновления прекращаются правовые связи между ребенком и его биологическими родителями, а возникают юридические отношения между усыновителем и усыновленным, как между родителями и родными детьми и другими родственниками по происхождению.

Для защиты прав и интересов как  несовершеннолетних усыновленных детей, также и их усыновителей, закон требует соблюдения определенных процедурных правил оформления правовых отношений.

Согласно законодательству стран  СНГ и Балтии усыновление производится судом в порядке особого производства, с обязательным участием заявителя, заинтересованных лиц, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Подсудность этой категории дел  устанавливается по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В некоторых  государствах предусмотрено, что усыновление  иностранцами и (или) лицами, проживающими за пределами государства, производится вышестоящим судом (например, в Беларуси – областным судом) по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В других странах СНГ и Балтии для всех дел об усыновлении, независимо от места проживания и гражданства усыновителя, установлены единые правила подсудности. Однако процедура усыновления для проживающих за рубежом осложняется необходимостью получения дополнительного разрешения или согласия компетентных государственных органов. Так, на Украине при рассмотрении указанной категории дел необходимо не только участие органов опеки, прокурора, но и представителей Центра по усыновлению детей при Министерстве образования. В Эстонии требуется согласие министра по социальным вопросам, в Латвийской Республике – министра юстиции. В Беларуси для дел об усыновлении иностранцами не только установлена подсудность вышестоящего суда, но и обязательно участие представителя Национального центра образования.

Кандидаты в усыновители из числа  иностранных граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, предусмотрено в случаях, когда кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Российской Федерации.

Учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей  ведется согласно Правилам ведения  государственного банка данных о  детях, оставшихся без попечения  родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.

Помимо документов, удостоверяющих личность, Правила ведения государственного банка данных предусматривают предоставление таких документов: 1) заявление о  своем желании усыновить ребенка  и с просьбой ознакомить его с  находящимися в государственном  банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям; 2) заполненную анкету гражданина по форме, утвержденной Министерством образования и науки РФ; 3) обязательство поставить на учет в установленном порядке в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка;

4) обязательство предоставить возможность  для обследования условий жизни  и воспитания усыновленного ребенка; 5) копию документа, удостоверяющего  личность и признаваемого РФ  в этом качестве; 6) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, или лицами без гражданства – компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями (к которому прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители); 7) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и предоставлению отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей; 8) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка; 9) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов для усыновления, указанных в п.п. 6–8.

Документы, указанные в п.п. 1–4, принимаются к рассмотрению в  течение года с даты их составления, а документы, указанные в п.п. 6–9 – в течение года со дня их выдачи. Если же законодательством  иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в п.п. 6–9, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Помимо этого, Правила предусматривают  случаи, когда кандидаты по тем  или иным причинам выезжают на момент оформления ими усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года. При данных обстоятельствах помимо перечисленных документов от кандидатов требуется представление еще двух заключений: 1) заключение об их возможности быть усыновителями и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства; 2) заключение об условиях их жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке по прибытии в государство своего места жительства, выданные компетентным органом государства, на территории которого они проживали на момент оформления усыновления.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном  порядке, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации  или международными договорами Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории Российской Федерации. Документы действительны в течение года со дня их выдачи4.

Пунктом 33 Постановления Правительства  РФ от 29 марта 2000 г. № 257 «Об утверждении  правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» предусмотрено, что иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации. Ясно, что получение такого разрешения невозможно, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Подтверждением факта исполнения таких условий являются документы, перечень которых закреплен в Пункте 33 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257: 1) свидетельство о рождении ребенка; 2) согласие ребенка, достигшего десяти летнего возраста, на усыновление; 3) согласие родителя (ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей; 4) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка; 5) иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Аналогичная ситуация и в Республике Казахстан, в которой перечень документов установлен Пунктом 11 Постановления Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2002 года № 1197 «Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам». Это письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка; справка о финансовой состоятельности; семейном положении; состоянии здоровья; личных нравственных качествах потенциальных родителей выдаваемую иностранными агентствами. Перечень указанных документов не является исчерпывающим, дополнительные документы предоставляются в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Непосредственно установление усыновления  производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка  по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Заявления иностранных граждан, лиц  без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих  за рубежом, желающих усыновить российского  ребенка, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 1, ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Среди перечисленных документов, должны быть приложены: 1) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей; справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо декларации о доходах; 2) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; 3) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; 4) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.

Возникает вопрос, – какие органы иностранных государств вправе выдавать указанные в ГПК РФ документы? Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в органы опеки и попечительства медицинское  заключение, где заключение выносится  группой врачей коллегиально государственного или муниципального лечебно–профилактического учреждения, оформленное по месту жительства кандидата Согласно утвержденному приказом Минздрава России порядку медицинского освидетельствования кандидатов в усыновители, освидетельствование, а при необходимости и дополнительное обследование осуществляется в учреждениях здравоохранения по месту жительства кандидата.

Согласно Постановлению Правительства  РФ № 275 в конце каждого календарного года консульские учреждения направляют в Министерство образования России списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителя (п. 8).

Конституция РФ признает и гарантирует  право каждого гражданина на личную и семейную тайну (ст. 25). Сведения об усыновлении составляют как семейную, так и личную тайну.

Действующее семейное законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления. Для обеспечения тайны усыновления законодатель разрешает изменить имя, отчество, фамилию ребенка, дату и место его рождения. Согласно последним изменениям, внесенным в СК РФ в п. 1. ст. 135 по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. Фактически, возможно изменение даты рождения ребенка в любом возрасте. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, обязаны сохранить тайну усыновления (п. 1 ст. 139 СК РФ). Никто не вправе без согласия усыновителей выдавать сведения или иные документы, из которых может быть установлено, что имело место усыновление. Всякого рода справки и другие материалы могут быть выданы только усыновителю, а другим лицам – лишь с согласия или же по требованию суда, органов прокуратуры, дознания и следствия.

Информация о работе Правовое регулирование международного усыновления