Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, контрольная работа
Отношение общественности – российской и зарубежной – к этому явлению довольно неоднозначное. Многие представители власти и обычные граждане высказывают опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот, и, надо сказать небезосновательно. За последние пятнадцать лет деятельность по международному усыновлению приобрела очень широкий масштаб.
Организационные проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления
Одна из главных причин того, что
российские граждане неохотно усыновляют
детей, – это ненадлежащий уровень
социально–экономических
Более того, медицинские работники на практике «запугивают» потенциальных российских усыновителей страшными болезнями, имеющимися у детей, подлежащих усыновлению, которых в действительности не существует. В то же время представителям иностранных агентств в первоочередном порядке незаконно предоставляется информация о ребенке, состоянии его здоровья, проводится видео- и фотосъемка ребенка. В документах ребенка указываются «псевдодиагнозы», соответственно ребенок передается на усыновление иностранцам, как страдающий тем или иным заболеванием, по причине которого он не был усыновлен нашими гражданами. В действительности же ребенок передается за рубеж абсолютно здоровым, но за такую «услугу» (в виде несуществующего диагноза) медперсонал получает вознаграждение от усыновителей ребенка или посредников.
Так, в Рязанской области в 2003 г. возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 152 УК РФ, в ходе которого было установлено, что главный врач рязанского дома ребенка незаконно передавала представителю иностранного агентства по международному усыновлению В.А. Усову сведения о наиболее перспективных для усыновления малолетних детях. При этом она скрывала данную информацию от российских кандидатов в усыновители. В результате такого посредничества было выявлено 16 детей с «липовыми» диагнозами.
В настоящее время законодатель ставит новые «барьеры», препятствия для российских усыновителей в виде требований, предъявляемых к их кандидатуре. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации», кандидаты в усыновители должны иметь жилую площадь, отвечающую санитарно–техническим требованиям. При этом не учитывается, что 60% жителей страны не имеют такого жилья. Установлено требование о размере дохода усыновителя, обеспечивающего прожиточный минимум ребенку (по Москве – 3475 руб.).
Складывается впечатление, что законодатель создает все условия для стимулирования международного усыновления, а российские граждане могут усыновить ребенка только при условии, если они являются состоятельными, обеспеченными людьми. О каком приоритете можно говорить и как можно ориентироваться на международные документы, когда национальное законодательство не работает, не охраняет законные права и интересы российских граждан, в том числе при усыновлении ими детей.
Возникает вопрос: неужели новые
требования могут гарантировать
успешное усыновление и создание
оптимальных условий для
Понятно, что без необходимого материального дохода и нормальных жилищных условий надлежащее воспитание усыновленного ребенка затруднено, тем не менее, недопустимо, чтобы материальный аспект преобладал над морально-этическими качествами кандидата в усыновители. Очевидно, что только взаимные отношения ребенка с усыновителями, основанные на глубоком доверии, доброте, ласке, являются главными факторами при усыновлении. Например, в Томской области практикуется передача ребенка в семью до суда, чем еще раз подчеркивается значимость личных контактов между усыновителем и ребенком. В противном случае нельзя говорить о достижении цели института усыновления как социального института.
На практике не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если усыновителями являются иностранные граждане.
Речь идет о сложностях, связанных с адаптацией усыновленного ребенка на территории иностранного государства, в чужой стране. Это уникальный способ взаимодействия, «столкновения» двух разных культур. По мнению специалистов, такое противоречие обусловлено различными материальными, социальными, психологическими ресурсами. Дело в том, что усыновители находятся в привычной для них среде, ребенок же не знает языка, обычаев, культуры новой для него страны. Многие иностранные усыновители считают, и не без оснований, что русский ребенок приезжает без так называемого культурного багажа и потому, по их мнению, может легко адаптироваться в чужой для него стране.
Представляется, что ситуация осложнена
еще и тем, что ребенок не имеет
в семье иностранных
Исследования показали, что усыновленные дети ощущают неудобства из-за своего физического облика, стесняются своего происхождения, у них наблюдается «раздвоение личности», что провоцирует обострение психологических и социальных проблем, проявление симптомов душевного расстройства, чувства неполноценности, тревоги, депрессии7.
Поэтому решение вопроса о
Цель усыновления состоит не только в том, чтобы ребенок приобрел свою семью, но и в том, чтобы интересы ребенка были максимально учтены в результате усыновления. Категория «интересы ребенка» включает в себя такие структурные элементы, как культурная, этническая, национальная принадлежность, которые должны быть сохранены при усыновлении. В противном случае усыновление может быть отменено, как «не отвечающее интересам усыновленного ребенка».
Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка содержит условие о том, что при замене ребенку ухода необходимо учитывать преемственность воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
Очевидно, что таких проблем можно было бы избежать при адекватном отношении общества к усыновлению. Сегодня, как никогда, необходимо кардинально менять это отношение, что позволит обеспечить благоприятный социальный климат для усыновленных детей и сделать их адаптацию в новой семье более успешной.
Заключение
анализ ключевых терминов в рамках
института усыновления
Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз акцентировать внимание на несовершенстве российского законодательства, регулирующего иностранное усыновление, отсутствии межгосударственного сотрудничества в этой области. Думается, что принятие во внимание вышеприведенных предложений позволит в определенной степени усовершенствовать действующее законодательство.
1 Шерстнева Н. С. Соотношение международно-правовых актов и семейного законодательства Российской Федерации в регулировании усыновления при наличии иностранного элемента. // Международное публичное и частное право. 2006. № 4. С. 6-14.
2 Косова, О. Особенности международного усыновления. // Законность. 2001. № 1. С. 26-32.
3 Карачаева, Е. Младенцы на запчасти // Аргументы и факты. 2003. № 37. С. 10
4 Марышева, Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. 145 с.
5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Новосибирск. 2007. 75 с.
6 Ермаков, А. В. Защита прав детей, усыновленных иностранными гражданами: организационно- правовой аспект. // Российский следователь. 2006. № 7. С. 17-25.
7 Завражнов, В. Усыновление иностранцами детей - граждан РФ. // Российская юстиция. 2004. № 7. С. 25-31.
Информация о работе Правовое регулирование международного усыновления