Правовое регулирование международного усыновления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Отношение общественности – российской и зарубежной – к этому явлению довольно неоднозначное. Многие представители власти и обычные граждане высказывают опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот, и, надо сказать небезосновательно. За последние пятнадцать лет деятельность по международному усыновлению приобрела очень широкий масштаб.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Организационные проблемы международного усыновления  и возможные пути их преодоления

Одна из главных причин того, что  российские граждане неохотно усыновляют детей, – это ненадлежащий уровень  социально–экономических условий, в том числе жилищные проблемы, а также отсутствие государственной поддержки детей и семей, в которых есть дети. Так, треть россиян живет за чертой бедности, половина их них – это семьи с детьми. Для российских усыновителей одним из препятствий к усыновлению является снижение эффективности детского здравоохранения. Коммерциализация медицинских услуг оставляет все меньше надежд для родителей, в том числе усыновителей, вылечить больного ребенка. Это один из серьезных факторов, тормозящих развитие усыновления внутри страны.

Более того, медицинские работники  на практике «запугивают» потенциальных  российских усыновителей страшными  болезнями, имеющимися у детей, подлежащих усыновлению, которых в действительности не существует. В то же время представителям иностранных агентств в первоочередном порядке незаконно предоставляется информация о ребенке, состоянии его здоровья, проводится видео- и фотосъемка ребенка. В документах ребенка указываются «псевдодиагнозы», соответственно ребенок передается на усыновление иностранцам, как страдающий тем или иным заболеванием, по причине которого он не был усыновлен нашими гражданами. В действительности же ребенок передается за рубеж абсолютно здоровым, но за такую «услугу» (в виде несуществующего диагноза) медперсонал получает вознаграждение от усыновителей ребенка или посредников.

Так, в Рязанской области в 2003 г. возбуждено уголовное дело по п. «в»  ч. 2 ст. 152 УК РФ, в ходе которого было установлено, что главный врач рязанского дома ребенка незаконно передавала представителю иностранного агентства по международному усыновлению В.А. Усову сведения о наиболее перспективных для усыновления малолетних детях. При этом она скрывала данную информацию от российских кандидатов в усыновители. В результате такого посредничества было выявлено 16 детей с «липовыми» диагнозами.

В настоящее время законодатель ставит новые «барьеры», препятствия  для российских усыновителей в виде требований, предъявляемых к их кандидатуре. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации», кандидаты в усыновители должны иметь жилую площадь, отвечающую санитарно–техническим требованиям. При этом не учитывается, что 60% жителей страны не имеют такого жилья. Установлено требование о размере дохода усыновителя, обеспечивающего прожиточный минимум ребенку (по Москве – 3475 руб.).

Складывается впечатление, что  законодатель создает все условия  для стимулирования международного усыновления, а российские граждане могут усыновить ребенка только при условии, если они являются состоятельными, обеспеченными людьми. О каком приоритете можно говорить и как можно ориентироваться на международные документы, когда национальное законодательство не работает, не охраняет законные права и интересы российских граждан, в том числе при усыновлении ими детей.

Возникает вопрос: неужели новые  требования могут гарантировать  успешное усыновление и создание оптимальных условий для усыновленного  ребенка?

Понятно, что без необходимого материального  дохода и нормальных жилищных условий  надлежащее воспитание усыновленного ребенка затруднено, тем не менее, недопустимо, чтобы материальный аспект преобладал над морально-этическими качествами кандидата в усыновители. Очевидно, что только взаимные отношения ребенка с усыновителями, основанные на глубоком доверии, доброте, ласке, являются главными факторами при усыновлении. Например, в Томской области практикуется передача ребенка в семью до суда, чем еще раз подчеркивается значимость личных контактов между усыновителем и ребенком. В противном случае нельзя говорить о достижении цели института усыновления как социального института.

На практике не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если усыновителями  являются иностранные граждане.

Речь идет о сложностях, связанных  с адаптацией усыновленного ребенка на территории иностранного государства, в чужой стране. Это уникальный способ взаимодействия, «столкновения» двух разных культур. По мнению специалистов, такое противоречие обусловлено различными материальными, социальными, психологическими ресурсами. Дело в том, что усыновители находятся в привычной для них среде, ребенок же не знает языка, обычаев, культуры новой для него страны. Многие иностранные усыновители считают, и не без оснований, что русский ребенок приезжает без так называемого культурного багажа и потому, по их мнению, может легко адаптироваться в чужой для него стране.

Представляется, что ситуация осложнена  еще и тем, что ребенок не имеет  в семье иностранных усыновителей той эмоциональной и культурной поддержки, которая есть в любой русской семье.

Исследования показали, что усыновленные дети ощущают неудобства из-за своего физического облика, стесняются своего происхождения, у них наблюдается  «раздвоение личности», что провоцирует  обострение психологических и социальных проблем, проявление симптомов душевного расстройства, чувства неполноценности, тревоги, депрессии7.

Поэтому решение вопроса о международном  усыновлении не может рассматриваться  только в правовой плоскости. Усыновленные дети приезжают в страну с определенными навыками поведения, набором понятий, привычек, привитых в родной стране. В чужом окружении ребенок ощущает психологический дискомфорт. Такая ситуация влечет комплекс личностных конфликтов у ребенка, связанных с необходимостью «усвоения» культуры, традиций, обычаев страны. В связи с этим необходима адресная, целенаправленная психологическая помощь усыновленным детям.

Цель усыновления состоит не только в том, чтобы ребенок приобрел свою семью, но и в том, чтобы интересы ребенка были максимально учтены в результате усыновления. Категория «интересы ребенка» включает в себя такие структурные элементы, как культурная, этническая, национальная принадлежность, которые должны быть сохранены при усыновлении. В противном случае усыновление может быть отменено, как «не отвечающее интересам усыновленного ребенка».

Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка содержит условие о том, что при замене ребенку ухода  необходимо учитывать преемственность  воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Очевидно, что таких проблем  можно было бы избежать при адекватном отношении общества к усыновлению. Сегодня, как никогда, необходимо кардинально  менять это отношение, что позволит обеспечить благоприятный социальный климат для усыновленных детей и сделать их адаптацию в новой семье более успешной.

Заключение

анализ ключевых терминов в рамках института усыновления позволяет  определить его, в кратком изложении, как юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Соответственно международное усыновление (удочерение) – это юридический акт, порождающий подобные правоотношения, осложненные иностранным элементом. социально обусловлено и юридически оправдано появление Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, выполняющего роль комплекса стандартных правил в деле опеки и попечительства при сохранении тенденции к расширению полномочий органов местного самоуправления. Повышение статуса пакета правительственных документов о контроле в области усыновления на уровень Федерального закона позволит более жестко контролировать соответствующие органы и организации в связи с исполнением ими императива такого высокого уровня. Институт международного усыновления регулируется многочисленными международным и внутригосударственными нормативными правовыми актами, однако по прежнему не ликвидировано множество правовых пробелов в этой сфере, порождающих многочисленные злоупотребления должностных лиц органов опеки и попечительства. В связи с этим необходимо установить в императивном порядке личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет. Посредническая деятельность должна быть сведена к минимуму и осуществляться на стадии внесудебных процедур.Для справедливого обеспечения прав биологических родителей усыновляемого ребенка и его родственников важно осуществление ряда требований: привлечение биологических родителей или их родственников к процессу усыновления (при условии, что они живы и дееспособны) должно быть обязательным, а не факультативным; необходимо обязать опекунские органы предоставлять суду выписку из анкеты ребенка о совершеннолетних родственниках и документ, подтверждающий их отказ от его усыновления. Помимо этого во избежание трагических случаев международного усыновления целесообразно утвердить прохождение усыновителем психологической проверки и тестов на психологическую совместимость с усыновляемым ребенком. Важно, чтобы усыновитель неоднократно лично общался с ребенком. Нужно указать, что после посещения ребенка иностранный усыновитель обязан проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении: об усыновлении, или об отказе в усыновлении. По причине большого количества смертельных случаев с детьми в новых семьях за последние 2–3 года, произошедших ранее, чем через шесть месяцев после их приезда в страну, необходимо увеличить количество отчетов о жизни детей в полной семье с приемными иностранными родителями, и сроки их предоставления, и установить обязанность Министерства образования и науки РФ каждые 3 месяца направлять консульским учреждениям РФ информацию об усыновленных детях. Также необходимо направлять консульскими учреждениями в Минобразования и науки РФ списки детей, поставленных на учет, отчеты о жизни детей в семьях усыновителей в первый, третий и шестой месяцы после приезда детей в страну, гражданином которой является усыновитель. По причине отсутствия межгосударственных договоренностей, определяющих основанные на нормах международного права формы сотрудничества на всех стадиях процесса усыновления российских детей иностранными гражданами, существует острая необходимость урегулирования возникающих проблем в данной сфере путем заключения двусторонних и многосторонних договоров между Россией и иностранными государствами. Представляется возможным также внесение изменений в действующее законодательство с целью отмены тайны усыновления в отношении детей, которых усыновляют кандидаты в усыновители из числа иностранных граждан. Для этого необходимо внести изменения в Семейный кодекс РФ, закрепив, что тайна усыновления ребенка российскими гражданами охраняется законом. Дела об установлении усыновления детей-граждан России иностранными гражданами рассматривать в открытом судебном заседании.

Подводя итог вышеизложенному, следует  еще раз акцентировать внимание на несовершенстве российского законодательства, регулирующего иностранное усыновление, отсутствии межгосударственного сотрудничества в этой области. Думается, что принятие во внимание вышеприведенных предложений позволит в определенной степени усовершенствовать действующее законодательство.

1 Шерстнева Н. С. Соотношение международно-правовых актов и семейного законодательства Российской Федерации в регулировании усыновления при наличии иностранного элемента. // Международное публичное и частное право. 2006. № 4. С. 6-14.

2 Косова, О. Особенности международного усыновления. // Законность. 2001. № 1. С. 26-32.

3 Карачаева, Е. Младенцы на запчасти // Аргументы и факты. 2003. № 37. С. 10

4 Марышева, Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. 145 с.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Новосибирск. 2007. 75 с.

6 Ермаков, А. В. Защита прав детей, усыновленных иностранными гражданами: организационно- правовой аспект. // Российский следователь. 2006. № 7. С. 17-25.

7 Завражнов, В. Усыновление иностранцами детей - граждан РФ. // Российская юстиция. 2004. № 7. С. 25-31.




Информация о работе Правовое регулирование международного усыновления