Правовое регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Некоммерческие неправительственные организации (НКО) создаются в различных организационно-правовых формах: организации, учреждения, фонды, партнерства, товарищества и др. НКО работают в социальных, экологических, образовательных, просветительских и иных сферах общественных отношений. По данным Общественной палаты РФ, главными сферами их деятельности являются образование и наука (32%),

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности правового регулирования некомерческих организаций 6
1.1 Правовые особенности создания некомерческих организаций 6
1.2 Правовой статус некоммерческих организаций 16
Глава 2. Совершенствование законодательства о некомерческих организациях 29
2.1 Участие некомерческих организаций в управлении делами государства 29
2.2 Совершенствование правового регулирования некомерческих организациях 39
Заключение 50

Файлы: 1 файл

1927Правовое регулирование некомерческих организаций,2013.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить: сами некоммерческие организации также  признают, что при осуществлении  предпринимательской деятельности они находятся не в равном с  коммерческими юридическими лицами положении, и считают, что оно существенно хуже. В связи с этим в 2009 году Human Rigths Watch, Московская Хельсинкская группа и другие правозащитные организации направили свои предложения о внесении изменений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, в том числе о снятии существующих для них ограничений на право занятия предпринимательской деятельностью. Такое расхождение в позициях между доктриной и практикой обусловлено различным пониманием сущности и значения некоммерческих организаций в условиях демократического государства с рыночным механизмом хозяйствования, рассмотрением их под различными углами зрения. Цивилистическая наука исходит из того, что уставная деятельность некоммерческих организаций выходит за рамки гражданско-правового регулирования, но, поскольку они имеют статус юридического лица, к ним должны применяться в целом унифицированные правила, общие для всех юридических лиц32.

Вместе с  тем деятельность некоммерческих организаций  связывается с развитием гражданского общества, в рамках которого его члены получают широкие возможности по реализации своих прав и интересов. Характеризующими их принципами традиционно признаются независимость от государства и, как следствие, отсутствие излишнего государственного вмешательства в вопросы их создания и деятельности, добровольность формирования, предоставление им максимальной самостоятельности и возможности действовать на основе начал самоуправления и координации.

В Российской Федерации, к сожалению, отсутствует адекватное правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества. Речь в данном случае идет о нормах различной отраслевой принадлежности, в том числе относящихся к сфере гражданского права, поскольку в большинстве случаев общественно полезная деятельность организаций гражданского общества невозможна без их участия в имущественном обороте. В основе возникновения некоммерческих организаций могут лежать различные причины, предопределяющие выбор правовой формы для создаваемых организаций, влияющие на их структуру, условия и принципы деятельности, соответственно, их гражданско-правовой статус не может быть одинаков. Тем более не всегда к ним могут применяться правила, сходные с теми, что установлены для коммерческих организаций.

Экономическое значение гражданского общества и входящих в его состав некоммерческих организаций заключается в их способности реализовывать социальные и экономические интересы личности. Отличительными чертами таких организаций как субъектов рыночной экономики является их неприбыльный характер и добровольность формирования. Признание некоммерческих организаций полноправными участниками рынка предопределяется его объективными недостатками, в силу которых деятельность профессиональных предпринимателей и государства в отдельных сферах оказывается неэффективной и лишь отдельные структуры, функционирующие по особым экономическим законам, способны заполнить образовавшиеся ниши. Кроме того, в процессе своей деятельности некоммерческие организации в ряде случаев призваны конкурировать с предпринимателями, предоставляя потребителям товаров, работ, услуг возможность выбора контрагента при заключении договора. В США такими конкурентными областями являются оказание различных услуг, продажа лечебных средств, научные исследования.

Приоритетность деятельности некоммерческих организаций в отдельных сферах обусловлена тем, что в ее основе лежат особые экономические принципы, в числе которых превалирование социальных функций над экономическими; общественно полезный и неприбыльный характер осуществляемой деятельности; расходование прибыли исключительно на обеспечение и развитие социальных функций; возможность использования различных источников при формировании имущества; установление внутренней структуры организации на основах добровольности и самоуправления; разнообразие в предоставлении общественных благ, гибкость и мобильность удовлетворения общественного спроса. То есть с позиций экономической теории некоммерческие организации, как и все иные субъекты рыночной экономики, заботятся о собственных доходах, что вполне согласуется с их основной целью деятельности - достижением общественно полезных благ. Такое соседство обеспечивается подчинением экономических интересов некоммерческой организации ее стремлению как можно полнее реализовать свое общественно полезное предназначение. Эти интересы должны вписаться в более узкие рамки, по сравнению с предпринимателями, а формирование условий деятельности некоммерческих организаций и общий контроль за ее осуществлением должен возлагаться на тех, кто не может получать персональную выгоду от увеличения прибыли, зато заинтересован в успешной деятельности организации.

Наиболее полное отражение принципы деятельности подобных организаций нашли в Рекомендации CM/Rec(2007)14 о правовом статусе неправительственных  организаций в Европе, принятой Комитетом министров государств - членов Совета Европы 10 октября 2007 г. . Данный документ содержит минимальные стандарты, которые странам - участницам Совета Европы целесообразно учитывать в своем законодательстве при формировании нормативных предписаний, определяющих юридическое положение независимых от государства некоммерческих организаций и порядок осуществления ими своей деятельности. Особо следует обратить внимание на два принципиальных положения. Во-первых, некоммерческие организации должны иметь ту же правоспособность, какой обладают и прочие юридические лица. При этом основной целью их деятельности не может быть извлечение прибыли. Полученная прибыль должна не распределяться между членами или учредителями организации, а направляться на достижение задач организации. Во-вторых, необходимо предоставить некоммерческим организациям возможность свободно формулировать и осуществлять свои задачи при условии законности как собственно задач, так и средств их достижения. Кроме того, некоммерческие организации должны обладать способностью свободно заниматься любой законной хозяйственной, экономической или коммерческой деятельностью, направленной на поддержку некоммерческой части своей работы, без каких-либо специальных разрешений, но с соблюдением всех требований в области лицензирования и надзора в отношении осуществляемых видов деятельности.

Таким образом, тенденция развития европейского законодательства о некоммерческих организациях очевидна - предоставление им равных с коммерческими  организациями возможностей в осуществлении приносящей доходы деятельности и выборе ее видов с учетом того, что по методам и условиям получения такие доходы существенно отличаются от прибыли коммерческих организаций и не подлежат распределению среди участников. Иной подход может расцениваться как ограничение свободы некоммерческих организаций, а потому не укладывается в традиционную концепцию гражданского общества.

Естественно, что  с предоставлением столь широких  возможностей необходимо создать условия, обеспечивающие заинтересованность некоммерческих организаций и их участников в придании и сохранении общественно полезного характера осуществляемой ими доходной деятельности. Мотивацией к этому в зарубежных странах являются выгоды, которые участники организаций извлекают в форме осязаемых вознаграждений (различных льгот и пр.). Получаемые ими от государства материальные и иные преференции за общественно полезную работу являются дополнительным, помимо морального, стимулом к ее осуществлению. Формирование таких условий находится вне компетенции гражданско-правового регулирования, а потому создание оптимального режима для эффективной деятельности некоммерческих организаций будет возможным лишь при комплексном подходе.

Тем не менее  некоторые из указанных положений  могут служить определенным ориентиром для отечественного законодателя, поскольку предлагаемые им варианты правового регулирования статуса некоммерческих юридических лиц мировым стандартам пока не соответствуют. Эта задача приобретает особую актуальность, поскольку Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации", послуживший основой для создания Концепции, отмечает необходимость сближения положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза.

Исходя из отечественных  реалий, наиболее перспективным является дифференцированный подход, при котором  объем гражданской правоспособности некоммерческих организаций, включая  возможность и условия осуществления  приносящей доход деятельности, определялся бы с учетом принципов достижения ими общественных благ и их характера. А действенной мерой, способной исключить возможные злоупотребления, могло бы стать осуществление внутреннего самоконтроля в рамках системы некоммерческих организаций в целом или их отдельных групп. Имеется в виду создание общественных и иных структур, возможно со статусом юридического лица, по принципу саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида, разрабатывающих и утверждающих для своих участников стандарты и правила. Такой подход, обеспечивающий негосударственный контроль законности деятельности, в том числе приносящей доход, некоммерческих организаций, наиболее соответствует принципам гражданского общества. Здесь также может использоваться положительный зарубежный опыт. К примеру, в США деятельность некоммерческих организаций контролируется добровольно создаваемыми организациями (так называемыми сторожевыми группами), которые служат источником информации о некоммерческих организациях для общественности и средств массовой информации.

Кстати, в сложившихся  условиях недостаточного понимания  законодателем принципов деятельности некоммерческих организаций их потребности  в самоопределении, самоорганизации и консолидации возрастают. Так, в 2008 году сообщество некоммерческих организаций самостоятельно определило так называемые НКО-координаты. Этот документ, разработанный 660 некоммерческими организациями, включает 9 основополагающих принципов деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, к числу которых отнесены принципы общественной пользы, свободы деятельности, сотрудничества, верховенства права, демократического управления, самоконтроля, открытости, ответственности, равноправия. Присоединение к документу означает добровольное соблюдение его положений.

Таким образом, в процессе совершенствования гражданского законодательства о некоммерческих организациях в большей мере должны быть учтены как объективные факторы, предопределяющие их деятельность, так и принципы ее осуществления. Следует адекватно оценить позитивный зарубежный опыт и сложившуюся в России ситуацию, с тем чтобы новые подходы к правовой регламентации статуса некоммерческих организаций не только были направлены на исключение возможных правонарушений, но и обеспечивали оптимальный режим для их функционирования в общественно полезных целях.

Заключение

 

Специальные возможности  участия некоммерческих неправительственных  организаций в политике незначительны. Основная их работа сосредоточена в неполитических сферах жизнедеятельности. Однако НКО приходится действовать в большей мере самостоятельно. Они получают ежегодно мизерную государственную поддержку, хотя пытаются решать глобальные общественно значимые вопросы. Социальную нишу участия в решении общественно полезных задач пытаются также занять коммерческие организации, тем самым вытесняя НКО. Об этом свидетельствует активное развитие частно-государственного партнерства, ориентированного на объединение частного и публичного капитала в целях создания общезначимых объектов, например дорог, тоннелей, инфраструктурных зон. НКО не могут конкурировать с бизнесом и в процессах лоббирования частных интересов. К обсуждению публично-властных решений власть привлекает в основном предпринимателей, поскольку государство и бизнес в большинстве случаев имеют структурную и финансовую близость. Второй. Потенциал активизации участия НКО в управлении делами государства заложен в самом обществе. Однако он не может реализоваться без поддержки власти. Основная причина - традиционный государственный патернализм и пассивное общественное созерцание. Третий. В связи с тем что возможности политического участия граждан и их групп не федеральном уровне власти в настоящее время перекрыты, общество ищет каналы выражения потенциала гражданской свободы. Это "на руку" и НКО. Поэтому сейчас как никогда актуально развитие "нижних этажей" демократии, и прежде всего вовлечение НКО в решение общественно полезных задач. Четвертый. Можно наблюдать массу негативных тенденций в системе общественного участия. С одной стороны, нежелание органов консультироваться с НКО, поддерживать их инициативы, коррупция, хаотичное и бессистемное открытие каналов влияния для "избранных" субъектов. С другой стороны, отторжение НКО со стороны бизнеса как более слабого партнера. Пятый. Непросто развенчать политику государственного давления на общественные институты и идеологию пассивного созерцания этого процесса гражданским обществом. Системные причины нужно устранять системными мерами: разработать мониторинги реформ и гражданского общества; наладить эффективность управления по результатам; продвинуться в борьбе с коррупцией; совершенствовать законодательство об институтах участия НКО в управлении делами государства и др.

Процесс реформирования законодательства о юридических лицах предполагает не только поиск эффективных норм, регламентирующих отдельные стороны деятельности коммерческих юридических лиц, но и концептуальное обновление гражданского законодательства о некоммерческих организациях. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Однако все же следует констатировать, что, когда речь ведется о совершенствовании законодательства о юридических лицах, имеются в виду главным образом организации коммерческие. Некоммерческим организациям внимание уделяется по остаточному принципу, по всей видимости, исходя из их меньшей по сравнению с коммерческими юридическими лицами значимости для имущественного оборота.

Подобное отношение  к некоммерческим организациям отчасти  кроется в том, что современные цивилистические представления о некоммерческих организациях как субъектах гражданского права во многом сложились без учета экономических взглядов на сущность подобных образований. Естественно, что предметы исследования юридических и экономических наук отличаются, их анализ осуществляется с различных позиций и имеет неодинаковые цели. Различны у юристов и экономистов даже подходы к определению самого понятия некоммерческой организации, к кругу конкретных образований, относимых к соответствующей категории. В правовой науке это понятие является более широким, нежели в экономической.

Вместе с  тем при формировании и последующем  совершенствовании гражданско-правовых норм, предназначенных для регламентации  имущественных отношений, объективные  экономические закономерности и положения должны учитываться, ибо только так может быть обеспечена практическая действенность нормативных предписаний. Нельзя найти оптимальных подходов к определению юридического статуса некоммерческих организаций (объему и содержанию их гражданской правоспособности и т.д.), не учитывая экономических основ их деятельности, сфер функционирования и отводимой им роли, ибо "правила поведения, установленные государством, должны обеспечить осуществление тех целей, которые возникают как общественно необходимые цели". К сожалению, в последнее время в юридической науке наметилась тенденция к пересмотру традиционных принципов соотношения экономики и права. Если в дореволюционный период подчеркивалось, что "тесная связь предметов гражданского права с экономикой делает невозможным в наше время изучение первого без изучения последней", то современные ученые, напротив, выступают против того, чтобы гражданское право воспринималось "как своего рода "прислуга" экономики". Такая позиция выглядит по меньшей мере спорной.

Информация о работе Правовое регулирование ВЭД