Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:57, дипломная работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей
1.1. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей..................................................................................... 6
1.2. Способы защиты прав потребителей.......................................................... 26
1.3. Формы защиты прав потребителей............................................................. 35
Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей
2.1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей...... 43
2.2. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей........................... 47
2.3. Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей............ 55
Заключение......................................................................................................... 63
Список использованных источников и литературы......................................... 67
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Правовое регулирование защиты прав потребителей
Кафедра
Гражданско-правовых дисциплин
Студента VI курса
заочной формы обучения
Торбина Андрея Андреевича
Научный руководитель
Атласова Татьяна Викторовна
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей
1.1. Понятие защиты прав
потребителей. Объекты защиты в
отношениях
с участием потребителей..................
1.2. Способы защиты прав
потребителей..................
1.3. Формы защиты прав
потребителей..................
Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей
2.1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей...... 43
2.2. Лица, участвующие в
делах о защите прав
2.3. Особенности доказывания
по делам о защите прав
Заключение....................
Список использованных источников
и литературы....................
Введение
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих их реальное осуществление на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина, но и в объективном повышении ответственности производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области не меньше становится.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование понятий, форм, способов защиты прав потребителей, а так же. процессуальные особенности рассмотрения дел в этой сфере, определение эффективности, а также выявление проблем, возникающих при осуществлении своих прав потребителями.
Сформулируем задачи работы на основании заявленной цели:
1. изучить и проанализировать
законодательство, регулирующее отношения
связанные с защитой прав
2. рассмотреть законодательство,
регламентирующее
3. разобрать процессуальные
особенности рассмотрения дел
о нарушениях прав
4. ознакомиться с судебной практикой по делам о защите прав потребителей;
5. внести предложения
направленные
Предметом данного исследования относятся права потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг, на информацию об изготовителе; защита прав потребителей при продаже товаров, а также при выполнении работ и оказании услуг; юридическая ответственность за нарушение прав потребителей; процессуальные аспекты защиты прав потребителей
Объектом исследования является, к чему предъявляются требования по качеству, в соответствии с законодательством Российской Федерации являются деятельность или процесс; продукция; услуги.
Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как В.В. Богдан, И.В. Решетникова, Я.Е.Парций, Э.Г. Корнилов и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования. Тем не менее, теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое пространство для научной разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей законодательства, связанного с защитой прав потребителей.
Работа состоит из двух глав. В первой главе описаны понятия и объекты защиты прав потребителей, способы и формы защиты прав потребителей. Вторая глава содержит особенности обращения за защитой нарушенных прав, описание круга лиц, участвующих в делах о защите прав потребителей и особенности доказывания по делам о защите прав потребителей.
Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей
1.1. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях с участием потребителей
Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Что потребовало огромных изменений в законодательстве страны. Одним из наиболее важных законов при переходе к рыночной экономике стал закон «О защите прав потребителей».
22 мая 1991года был принят Закон СССР "О защите прав потребителей", который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу.
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей»[1].
Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей[2].
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992г. Данный Закон действует сейчас в редакции от 23 июля 2008г.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.
Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг[3].
Поправки к закону внесли целый ряд серьезных изменений. К ним можно отнести установление границ содержания генно-модифицированных организмов; изменение понятия «существенный недостаток»; закон обязал продавца указывать цены на товары (работы, услуги) только в рублях; еще одним существенным пунктом является поправка, касающаяся договоров при оформлении кредитов; так же изменения коснулись возврата технически сложных товаров; устранены противоречия с положениями ГК РФ в части определения цены товара при расчетах с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества и другие.
Закон охраняет безопасность различных объектов: самого потребителя (его жизни, здоровья), имущества потребителя, окружающей среды[4].
Обеспечение возможности использовать товар по назначению является обязанностью изготовителя (исполнителя), т.е. потребитель имеет право на безопасность товара.
Безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.
Требования по безопасности товара устанавливаются на указанных стадиях его жизни применительно к обычным условиям. Поэтому, например, пользование товаром в необычных условиях может рассматриваться как нарушение потребителем установленных правил и повлечь для него отрицательные последствия.
Безопасные условия пользования, хранения, транспортировки и утилизации, как правило, указываются в нормативной документации по стандартизации и в сопроводительной технической документации.
Под термином «безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)» следует понимать безопасность технологии выполнения работы (оказания услуги) для потребителя, его имущества и окружающей среды.
Безопасность лица, непосредственно выполняющего работу (оказывающего услугу потребителю), обеспечивается в соответствии с нормами трудового или иного специального законодательства[5].
Кроме того, качество товара, работ, услуг - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество товара является совокупностью свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В данное определение качества включаются три элемента - объект, потребности, характеристики.
Объект - это то, к чему предъявляются требования по качеству. Объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации являются деятельность или процесс; продукция; услуги.
В свою очередь, продукция - это результат деятельности или процессов, товар - это вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору, способная удовлетворять потребность или нужды и предлагаемая рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Услуга - это предпринимательская деятельность организации, направленная на удовлетворение потребностей потребителя[6].
Потребность - это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты. При этом осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки.
Характеристики - это описание, определение отличительных свойств, качеств какого-либо товара, работы, услуги. Различают качественные и количественные характеристики. Качественные характеристики - это, например, цвет материала, форма изделия. Количественные характеристики (параметры) используются для установления области и условий использования товара (размер одежды, мощность двигателя и пр.) и для оценки качества. Кроме того, каждый товар, работа, услуга обладают определенными показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество. Показатель качества количественно характеризует способность работ, товаров, услуг восполнить и удовлетворить потребности потребителей при использовании данного товара, выполнении работ, оказании услуг. Показатели качества выражаются в разных единицах измерения, также могут быть безразмерными. При определении показателя качества того или иного товара следует различать наименование показателя и значение показателя[7].
Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей