Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:57, дипломная работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей
1.1. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей..................................................................................... 6
1.2. Способы защиты прав потребителей.......................................................... 26
1.3. Формы защиты прав потребителей............................................................. 35
Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей
2.1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей...... 43
2.2. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей........................... 47
2.3. Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей............ 55
Заключение......................................................................................................... 63
Список использованных источников и литературы......................................... 67
Убытки должны взыскиваться с изготовителя по общим правилам об ответственности за нарушение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности[17].
Одним из важнейших прав потребителей является право потребителя на безопасность товара, предусмотренное статьей 7 Закона "О защите прав потребителей".
Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом[18].
Изготовитель обязан обеспечить безопасность, товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель не установил на товар срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей».
Если для безопасности использования товара, его хранения транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Товар, на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, установленным законом.
Если, установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде изготовитель (продавец) обязан немедленно приостановить его производство до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву его от потребителя[19].
Если причины вреда установить невозможно, изготовитель обязан снять такой товар с производства. При невыполнении изготовителем этой обязанности снятие товара о производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товара.
Убытки, причиненные потребителю в связи о отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.
Если установлено, что продавец реализует товары, представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, такие товары подлежат изъятию у продавца в порядке, установленном законом.
За реализацию товаров без проведения обязательной сертификации, необоснованную выдачу сертификата, отсутствие информации об этом установлена имущественная, административная и уголовная ответственность,
Следующее право потребителя предусмотрено статьёй 8 Закона" о защите прав потребителей" это право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце) и о товаре (Режиме работы изготовителя)[20].
Информация представляется в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России.
Закон не раскрывает понятия "необходимая информация", и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду прежде всего интересы потребителя.
В Законе "О защите прав потребителей", указано право потребителя на информацию об изготовителе. Изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, места её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе ее выдавшем.
Информация, о производителе, должна быть доведена до сведения потребителя также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, о лотков ив других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца[21].
Согласно статье 49 Гражданского Кодекса, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. До принятия закона вопросы лицензирования регулировались Постановлением Правительства от 24.12.94 года. В настоящее время данный вопрос регулируется Законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 года.№ 158 .
Так же законом предусмотрено право потребителя на информацию о товарах.
Изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
Обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
Сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания-сведения о составе, в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок, о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении о обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров информация, о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболевании утверждается Правительством Российской Федерации[22].
цену и условия приобретения товара;
гарантийный срок, если он установлен: в соответствии с Законом "О защите прав потребителей";
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
срок службы и срок годности товаров, если он установлен в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствий при невыполнении таких действий ,если товары, по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
место нахождения изготовителя (продавца) и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
информация о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации;
информация о правилах продажи товаров. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация, о товарах, доводится до сведения потребителя в технической документации прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация о сертификации товара представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Следующее право потребителя - право потребителя на информацию о режиме работы продавца. Режим работы продавца доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному[23].
В связи с вышеперечисленными правами потребителей изготовитель (продавец) несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе (продавце) которая предусмотрена статьей 12 Закона "О защите прав потребителей".
Если предоставление ненадлежащей информации повлекло:
приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю (продавцу);
невозможность использования приобретенного товара по назначению, потребитель вправе потребовать ему в разумно короткий срок ненадлежащей информации. Если информация в разумный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю (продавцу);
возникновение недостатков товара после передачи его потребителю, он вправе предъявить продавцу изготовителю требования по безвозмездному устранению недостатков или возмещению соответствующих расходов; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом и так далее[24].
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
5) расторжения договора купли-продажи; причем потребитель обязан возвратить товар с недостатками[25].
В соответствии со ст. 503 ГК РФ потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи товара независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей», для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
1.2. Способы защиты прав потребителей
Согласно Гражданскому кодексу РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц.
Защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой
сделки недействительной и
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта
государственного органа или
органа местного
- иными способами, предусмотренными законом (Гражданскомукодексу РФ)[26].
По сравнению с ГК 1964 г. перечень вышеназванных способов значительно расширился, хотя новшеств было всего два: впервые на законодательном уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Нет сомнений в том, что введение новых способов защиты прав граждан и детализация старых были обусловлены поворотом государства лицом к своим гражданам: от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека.
Принятие в 1992 году Закона "О защите прав потребителей" (далее - Закон) на первый план выдвинуло необходимость в совершенствовании гражданско-правового механизма защиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший ГК РСФСР не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренный советским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, и, следовательно, неэффективен[27].
В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления (далее - ОМС). Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности.
Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей