Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности правового статуса детского социального приюта и внести предложения по усовершенствованию правового регулирования.
Задачи:
Проследить эволюцию призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать деятельность детских социальных приютов в дореволюционный период и советское время.
Обозначить основные компетенции и ответственность детского социального приюта.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ В РОССИИ 7
1.1 Становление и развитие системы попечения над детьми в дореволюционный период 7
1.2 Деятельность детских социальных приютов в советское время 10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ПРИЮТА 13
2.1 Детский приют как особый вид образовательного учреждения, его компетенция и ответственность 13
2.2 Правовой статус воспитанников и работников 16
2.3 Анализ обеспечения социально–правовой защиты детей на примере социального приюта для детей и подростков городского округа г. Уфа 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ В РОССИИ 7
1.1 Становление и развитие системы попечения над детьми в дореволюционный период 7
1.2 Деятельность детских социальных приютов в советское время 10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ПРИЮТА 13
2.1 Детский приют как особый вид образовательного учреждения, его компетенция и ответственность 13
2.2 Правовой статус воспитанников и работников 16
2.3 Анализ обеспечения социально–правовой защиты детей на примере социального приюта для детей и подростков городского округа г. Уфа 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Залогом нравственной переориентации современного общества является его гуманизация. В жизнь населения возвращаются забытые понятия и виды деятельности, в том числе благотворительность. В 19 – начале 20 века на территории России имелось множество благотворительных общественных объединений, которые занимались обучением и воспитанием сирот. Однако до настоящего времени они изучены недостаточно. Между тем, подобный ценный исторический опыт может быть востребован и в наше время, когда количество обездоленных детей увеличивается.
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, требуют социального обеспечения. В связи с этим, в России наряду с традиционными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открываются и новые. Среди них и детский социальный приют. Деятельность существующих детских социальных приютов требует поиска инновационных подходов, анализа отечественного и зарубежного опыта, организации воспитания социальных сирот с учетом социально-экономических условий, сложившихся в Российской Федерации.
В официальных документах,
научной литературе и публицистике
существуют разнообразные термины,
обозначающие детей, попадающих в сиротские
учреждения. Мы будем пользоваться
терминами адекватными для
Говоря о детях-сиротах, мы имеем в виду лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Говоря о детях, оставшихся без попечения родителей, мы будем понимать следующее: это – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнение родительских обязанностей, и в других случаях отсутствия попечения родителей.
Актуальность. Исторические исследования организации общественного призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время приобретают особую актуальность в связи с тем, что общество в последние годы серьезно обеспокоено проблемами детей-сирот.
Обращение к отечественному
историческому опыту в этой
сфере способствует не только
лучшему пониманию самого
Проведя анализ литературы по теме, мы можем выделить следующих авторов, занимавшихся проблемой социальной поддержки детей-сирот:
Общие вопросы становления и развития детских социальных приютов России раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, И.Н. Закатовой, В.П. Озерова, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной и др.
В работах А. Горовцева, В. Гогена, Е. Максимова, С. Гогеля история развития детских социальных приютов в России осмысливается в контексте зарубежного опыта, позволяя ученым увидеть национальное и культурное своеобразие отечественного общественного призрения.
На сегодняшний день проблемами детского призрения занимаются такие ученые как Бадя Л. В. – занимается анализом исторического опыта социальной работы в России; Фирсов М. В. – разработал теорию социальной роботы; Беляков В. В. – занимался проблемами детей-сирот в годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены.
Цель курсовой работы – изучить особенности правового статуса детского социального приюта и внести предложения по усовершенствованию правового регулирования.
Задачи:
Объект: образовательно-воспитательное учреждение интернатного типа.
Предмет: правовой статус детского социального приюта.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологическую базу исследования составили основные положения диалектического метода научного познания. Также в работе использовались общенаучные и специальные методы познания: исторический, логический, сравнительно-правовой, социологический, и некоторые иные.
Нормативно-правовая и эмпирическая базы исследования. Нормативной базой исследования являются различные отечественные законодательные, международно-правовые и иные правовые акты.
Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях — сиротах и оставленных родителями — на Руси возникает в родовой общине славян. Постепенно совершенствуется система общественного призрения детей. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику [15,с. 78].
Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении.
Наиболее полным дошедшим до нас документом древнерусского права является составленный князем Ярославом свод законов под названием «Русская правда». Для своего времени это был очень гуманный документ в области защиты прав и интересов детей.
Государственная забота о беспризорных и нищенствующих детях впервые юридически закреплена указом царя Федора Алексеевича в 1682 году. В указе, в частности, говорилось о необходимости создания специальных школ и заведений, где нищие дети и подростки могли бы обучаться различным наукам и ремеслам. В связи со смертью царя указ не был приведен в исполнение. Дальнейшее развитие идея и практика общественного призрения детей получают при Екатерине II. При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей, оставшихся без родителей, в государственном масштабе предпринята попытка воспитать «новую породу людей» и внедрить систему сословного воспитания детей.
Под опекой Санкт-Петербургского воспитательного дома, например, находилось более 30 тысяч детей, в том числе на грудном вскармливании, в приюте, под патронажем в семьях, в больницах, на обучении в училищах и подмастерьях, в земледельческих колониях. Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, первым из которых было учрежденное ею «Общество воспитания благородных девиц».
В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Позднее стали создаваться детские приюты с целью приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения [15, с. 83].
В XIX веке социальная защита детства в России начала приобретать все более организованный и массовый характер. В 1833 г. создано Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Целью общества было призрение сирот и детей бедных родителей, воспитание и обучение их рукоделиям, забота о детях, ставших жертвами преступлений.
В 1892 году создано Елизаветинское
общество при участии великой
княжны Елизаветы Федоровны, ставшей
пожизненной попечительницей
Заботами Совета в каждом районе Москвы был организован детский приют. Традиционно заметную роль в социальной защите детства играло российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Новгородский митрополит Иов организовал на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведения для призрения сирот и зазорно («незаконно») рожденных детей. В Новгороде Иов основал десять сиропитальниц, где воспитывалось до трех тысяч человек. Учебно-воспитательный процесс в приютах курировался Министерством народного просвещения, обучение длилось три года [19, с. 19-21].
За первыми годами самостоятельной
жизни выпускников приютов
Таким образом, к концу XIX века детские приюты стали наиболее массовой формой социальной защиты детей-сирот и детей бедных родителей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение; открытие ремесленных училищ и классов; попечение своих выпускников; предоставление мальчикам льгот по воинской повинности. Число приютов в стране возрастало. К началу ХХвека в стране насчитывалось 538 детских приютов, в них воспитывались 29650 детей.
Рассмотренные примеры показывают, что в дореволюционной России возникли и в разной степени развивались такие формы социальной защиты детства, как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, ясли, летние колонии детского отдыха, пособия на детей погибших фронтовиков.
Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.
В первые же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства и с острейшей из них - детской беспризорностью. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей [14, с. 122].
Большую часть заботы о подрастающем поколении взяло на себя социалистическое государство. Только в период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и социальной защите детей [14, с. 126].
Постановлениями Совнаркома создаются комиссии по делам о несовершеннолетних, отменялось содержание детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для обеспечения школьников горячей пищей.
Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей [14, с. 131].
В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. В числе других мероприятий госсовет провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России, члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием. Во главе с Ф.Э. Дзержинским создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК).
В сфере ее деятельности находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбами беспризорных детей. Все детские приюты преобразованы в государственные и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Количество детских приютов, открываемых Советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917г. в детских приютах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г. — 80 тысяч, в 1919г. - 125 тысяч, в 1920 г. - 400 тысяч, в 1922 г. - 540 тысяч детей. Эти цифры показывают стремление советской власти, во-первых, охватить государственной заботой максимальное количество детей, попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых, воспитывать подрастающее поколение преимущественно в коллективе и через коллектив.