Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности правового статуса детского социального приюта и внести предложения по усовершенствованию правового регулирования.
Задачи:
Проследить эволюцию призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать деятельность детских социальных приютов в дореволюционный период и советское время.
Обозначить основные компетенции и ответственность детского социального приюта.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ В РОССИИ 7
1.1 Становление и развитие системы попечения над детьми в дореволюционный период 7
1.2 Деятельность детских социальных приютов в советское время 10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ПРИЮТА 13
2.1 Детский приют как особый вид образовательного учреждения, его компетенция и ответственность 13
2.2 Правовой статус воспитанников и работников 16
2.3 Анализ обеспечения социально–правовой защиты детей на примере социального приюта для детей и подростков городского округа г. Уфа 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Так, например, отца воспитанников приюта Ильдара и Ильнара, мать которых вела аморальный образ жизни, злоупотребляла алкоголем, социальные педагоги приюта разыскали в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан. Совместными действиями с Пунктом полиции №10 отдела полиции №2 УВД по городу Уфа и Стерлитамакской милиции мальчиков возвратили в семью, передали отцу.
В соответствии со статьей 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенку предоставляется право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Обязанности органов опеки и попечительства принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка по месту его фактического нахождения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение в решении вопросов лишения родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей и т.д. В каждом случае оформляется заявление, в котором ребенок письменно высказывает свое мнение.
В Семейном кодексе Российской Федерации четко конкретизированы условия, на основании которых родители могут быть лишены родительских прав. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Исковое заявление в суд могут представить органы опеки и попечительства, прокурор, один из родителей, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В исковом заявлении излагаются обстоятельства и причины, по которым может быть осуществлено лишение родительских прав.
Интересы ребенка в суде представляют органы опеки и попечительства, но на судебное заседание в качестве третьего лица приглашается социальный педагог приюта. Социально-правовая служба приюта готовит исковое заявление для обращения в суд о лишении родительских прав, в случае, если родители без уважительной причины отказываются забрать ребенка, и отказ документально зафиксирован.
Так, например, социальный приют обратился в прокуратуру г. Уфы с просьбой предъявить иск в Октябрьский районный суд г.Уфы о лишении родительских прав матери воспитанницы приюта Ирины Х. Мать девочки Г.И., бросила дочь на произвол судьбы, написала заявление-отказ от дочери; отец Ирины находится в исправительной колонии. Октябрьский районный суд г.Уфы лишил Г.И. родительских прав по отношению к дочери. Ирина определена в Уфимский детский дом №9.
В соответствии со статьей 75 Семейного Кодекса Российской Федерации родителям, права которых ограничены, разрешаются контакты с ребенком. Но при этом Семейный кодекс РФ предоставляет детскому учреждению право решать вопрос о желательности встреч воспитанников с родителями. Социально-правовая служба определяет порядок, условия и продолжительность встреч, при этом непременно учитывается мнение ребенка. В журнале посещения детей фиксируются наблюдения, характеризующие взаимоотношения с родителями, частота посещений, реакция ребенка на встречу с родителями.
В последнее время деятельность приюта осложнилась тем, что в связи с принятием Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" приемник-распределитель МВД преобразован в "Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей", куда попадают подростки по решению суда. А все безнадзорные, попадающие в поле зрения полиции до решения суда, направляются в приют, пропускная способность которого ограничена и рассчитана на единовременное пребывание в нем не более 80-85 детей. Эта ситуация ставит перед приютом проблему дифференцированного подхода к размещению подростков, склонных к правонарушениям, и профилактической работе с ними.
Недостаточная материально-техническая база приюта, нехватка площадей не позволяют учреждению расширять сферу своей деятельности. В силу ограниченности помещений имеются трудности в организации общественно полезного труда воспитанников приюта в мастерских, совместной деятельности по уходу за животными, работы на приусадебном участке и т.д.
В приют ежедневно поступают дети не только из городов и районов Республики Башкортостан, но и со всех концов России. Все эти дети нуждаются в социальной помощи и защите, их нельзя делить на "своих" и "чужих", сельских и городских, потому что в нашей работе чужих детей и чужого горя не бывает [24, с. 67]
Таким образом, накопленный
коллективом опыт по восстановлению
социального статуса детей, защите
их гражданских прав и интересов,
постоянный профессиональный рост сотрудников,
большинство из которых продолжают
образование в вузах, на курсах повышения
квалификации, приобретают смежные
профессии (психолога, социального
работника, юриста), занимаются самообразованием,
позволяют приюту стать базовым
методическим центром для развития
сети подобных учреждений в нашей
республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К началу XX века в России уже был немалый опыт по работе с детьми-сиротами и беспризорными. Существовала целая система учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, потребность в таких учреждениях постоянно росла. Число детей, нуждавшихся в государственной помощи, увеличивалось.
Конечно, сироты были и будут всегда. Это связано с объективными факторами: столь нередкими для нашей страны стихийными бедствиями, авариями, катастрофами на производстве и транспорте, преждевременной смертью родителей. Кроме того, в любом обществе всегда будут люди, не способные в силу тех или иных обстоятельств воспитывать своих детей.
Все, что делало и продолжает делать государство для решения проблемы беспризорности и сиротства, безусловно, важно и необходимо. Но, несмотря на все мероприятия, положительного результата пока нет. Главной причиной является кризис всей политической и экономической системы нашей страны, крушение идеалов и нравственных устоев, сопровождающиеся снижением уровня жизни, здоровья нации. Действительно решить эту проблему можно, только искоренив истоки появления социальных сирот и беспризорных детей.
К сожалению, дети-сироты, не
имеющие положительного опыта семейной
жизни, воспитывающиеся в
На мой взгляд, целью государственной политики сегодня должно стать создание широких правовых возможностей, направленных в помощь сиротству и ликвидирующих фактическое неравенство этой социальной группы в структуре общества. Необходимо обеспечить комплексный процесс профилактики социального сиротства на уровне конкретных социальных детских учреждений, главным образом детских приютов.
Очевидно, что никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к этой проблеме не будет привлечено внимание общественности, если в осмысление, поиск и реализацию решений в этой сфере не будут вовлечены не только специальные органы, но и широкие круги населения. И здесь на первый план выходит роль средств массовой информации, инициативность общественных организаций и собственно активная гражданская позиция россиян.
Одним из направлений работы с детьми и подростками в стационарных социальных учреждениях является обеспечение социально-правовой защиты и восстановление социального статуса детей и подростков, которая приобретает все большее значение в современном обществе. Её основная задача - включение ребенка в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий.
Организация социально-правовой
защиты детей в каждом детском
стационарном учреждении не только позволит
решить проблему социальной реабилитации,
но и создаст благоприятные
В заключение хотелось бы добавить,
что соблюдение прав человека начинается
с того, как общество и государство относятся
к своим детям. Развитие в последние 15-20
лет сети учреждений в системе образования
и социальной защиты, целенаправленно
занимающихся решением проблемы социального
сиротства, подтверждает прогноз о том,
что в ныне живущем поколении число детей,
воспитывающихся в детских социальных
приютах на полном попечении государства,
будет увеличиваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1959 года.// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 07.11. 1990 г. - № 45. - Ст.9.
2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30 июня 2006 г № 106-ФЗ).//СЗ РФ. - 01.01.1996. - № 1. - Ст. 56; 07.07.2008.- N 27. - Ст. 75.
3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315- Ст. 6.
4. Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программе «Дети России»" (ред. от 19.02.1996, с изм. от 15.01.1998)
5. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 23 декабря 1942 г. N 75 «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочная правовая система «Консультант +»
6. Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1949 № 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы » // Справочная правовая система «Консультант +»
7. Постановление ЦК ВЛКСМ от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1986). - М., 1985.- Т. 6. 1933-1937. 9-е изд., доп. и испр. - С. 213-220.
8. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 31.08.1987 № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочная правовая система «Консультант +»
9. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (с изменениями от 10 марта 2009 г.)
10. Постановление Кабинета Министров
РБ от 29.12.2000 № 377
"О развитии сети социальных приютов
для детей и подростков"
Специальная литература
11. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция, 2007, № 12. С.30-41.
12. Гонгало Б.М. Семейное право: учебник / Под редакцией П.В. Крашенникова. - М.: Статут, 2007 - 302с
13. Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства // Журнал российского права, 2007, № 4. С.45-51.
14. Дети в СССР. Статистический сборник. - М., 1979. - 122 с.
15. Занозина В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб.: Лики России, 2008 – 78 - 92с.
16. Козлов С.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". - М.: Юристъ, 2006. - 315с.
17. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Книжный мир, 2007 – 65 с.
18. Миллион беспризорных детей // Российская газета, 2007.28 июля. С.3.
19. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Монограф. М., 2005 – 9 с.
20. Петрова И.В. Семейное право: учебник - 3-е издание переработано и дополнено - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008 - 319с.
21. Право социального обеспечения/ Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2008 – 134 с.
22. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации.4-е изд., перераб.М., 2011- 138 с.
23. Рыбинский Е,М. Сиротливое детство России. — М., 1997 – 19-21 с.
24. Седых А.М. Восстановление социального статуса детей, обеспечение их социально-правовой защиты в условиях социального приюта для детей и подростков // Проблемы социально-криминологической и правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. - Казань: Прокуратура РМЭ, 2009 – 64 с.
Электронные ресурсы
25. Альтернативный
Доклад российских НПО в Комитет ООН по
правам ребенка [Электронный ресурс] - Электрон. ст. –
Режим доступа к ст.: http://www.openweb.ru/p_z/Ku/
26. Благотворительный
фонд XXI век – детям [Электронный ресурс] - Электрон. ст. –
Режим доступа к ст.: http://www.deti.org.ru/
27. Государственно-общественные
формы устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей [Электронный
ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа
к ст.: http://www.tula.net/tgpu/
28. Доклад
«Социальная защита детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»: [Электронный
ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа
к ст.: http://www/twn.ru/~tynm-duma/