Правовой статус детских приютов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности правового статуса детского социального приюта и внести предложения по усовершенствованию правового регулирования.
Задачи:
Проследить эволюцию призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать деятельность детских социальных приютов в дореволюционный период и советское время.
Обозначить основные компетенции и ответственность детского социального приюта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ В РОССИИ 7
1.1 Становление и развитие системы попечения над детьми в дореволюционный период 7
1.2 Деятельность детских социальных приютов в советское время 10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ПРИЮТА 13
2.1 Детский приют как особый вид образовательного учреждения, его компетенция и ответственность 13
2.2 Правовой статус воспитанников и работников 16
2.3 Анализ обеспечения социально–правовой защиты детей на примере социального приюта для детей и подростков городского округа г. Уфа 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

курсовая Федчук Оли !!!.docx

— 64.52 Кб (Скачать файл)

Так, например, отца воспитанников  приюта Ильдара и Ильнара, мать которых вела аморальный образ жизни, злоупотребляла алкоголем, социальные педагоги приюта разыскали в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан. Совместными действиями с Пунктом полиции №10 отдела полиции №2 УВД по городу Уфа и Стерлитамакской милиции мальчиков возвратили в семью, передали отцу.

В соответствии со статьей 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенку предоставляется право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Обязанности органов опеки и попечительства принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка по месту его фактического нахождения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение в решении вопросов лишения родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей и т.д. В каждом случае оформляется заявление, в котором ребенок письменно высказывает свое мнение.

В Семейном кодексе Российской Федерации четко конкретизированы условия, на основании которых родители могут быть лишены родительских прав. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Исковое заявление в суд могут представить органы опеки и попечительства, прокурор, один из родителей, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В исковом заявлении излагаются обстоятельства и причины, по которым может быть осуществлено лишение родительских прав.

Интересы ребенка в  суде представляют органы опеки и  попечительства, но на судебное заседание  в качестве третьего лица приглашается социальный педагог приюта. Социально-правовая служба приюта готовит исковое заявление  для обращения в суд о лишении  родительских прав, в случае, если родители без уважительной причины отказываются забрать ребенка, и отказ документально  зафиксирован.

Так, например, социальный приют  обратился в прокуратуру г. Уфы с просьбой предъявить иск в Октябрьский районный суд г.Уфы о лишении родительских прав матери воспитанницы приюта Ирины Х. Мать девочки Г.И., бросила дочь на произвол судьбы, написала заявление-отказ от дочери; отец Ирины находится в исправительной колонии. Октябрьский районный суд г.Уфы лишил Г.И. родительских прав по отношению к дочери. Ирина определена в Уфимский  детский дом №9.

В соответствии со статьей 75 Семейного Кодекса Российской Федерации  родителям, права которых ограничены, разрешаются контакты с ребенком. Но при этом Семейный кодекс РФ предоставляет детскому учреждению право решать вопрос о желательности встреч воспитанников с родителями. Социально-правовая служба определяет порядок, условия и продолжительность встреч, при этом непременно учитывается мнение ребенка. В журнале посещения детей фиксируются наблюдения, характеризующие взаимоотношения с родителями, частота посещений, реакция ребенка на встречу с родителями.

В последнее время деятельность приюта осложнилась тем, что в  связи с принятием Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" приемник-распределитель МВД преобразован в "Центр временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей", куда попадают подростки по решению  суда. А все безнадзорные, попадающие в поле зрения полиции до решения суда, направляются в приют, пропускная способность которого ограничена и рассчитана на единовременное пребывание в нем не более 80-85 детей. Эта ситуация ставит перед приютом проблему дифференцированного подхода к размещению подростков, склонных к правонарушениям, и профилактической работе с ними.

Недостаточная материально-техническая  база приюта, нехватка площадей не позволяют  учреждению расширять сферу своей  деятельности. В силу ограниченности помещений имеются трудности в организации общественно полезного труда воспитанников приюта в мастерских, совместной деятельности по уходу за животными, работы на приусадебном участке и т.д.

В приют ежедневно поступают  дети не только из городов и районов  Республики Башкортостан, но и со всех концов России. Все эти дети нуждаются в социальной помощи и защите, их нельзя делить на "своих" и "чужих", сельских и городских, потому что в нашей работе чужих детей и чужого горя не бывает [24, с. 67]

Таким образом, накопленный  коллективом опыт по восстановлению социального статуса детей, защите их гражданских прав и интересов, постоянный профессиональный рост сотрудников, большинство из которых продолжают образование в вузах, на курсах повышения  квалификации, приобретают смежные  профессии (психолога, социального  работника, юриста), занимаются самообразованием, позволяют приюту стать базовым  методическим центром для развития сети подобных учреждений в нашей  республике. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К началу XX века в России уже был немалый опыт по работе с детьми-сиротами и беспризорными. Существовала целая система учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, потребность в таких учреждениях постоянно росла. Число детей, нуждавшихся в государственной помощи, увеличивалось.

Конечно, сироты были и будут  всегда. Это связано с объективными факторами: столь нередкими  для  нашей страны стихийными бедствиями, авариями, катастрофами на производстве и транспорте, преждевременной смертью  родителей. Кроме того, в любом  обществе всегда будут люди, не способные  в силу тех или иных обстоятельств  воспитывать своих детей.

Все, что делало и продолжает делать государство для решения  проблемы беспризорности и сиротства, безусловно, важно и необходимо. Но, несмотря на все мероприятия, положительного результата пока нет. Главной причиной является кризис всей политической и  экономической системы нашей  страны, крушение идеалов и нравственных устоев, сопровождающиеся снижением  уровня жизни, здоровья нации. Действительно  решить эту проблему можно, только искоренив  истоки появления социальных сирот  и беспризорных детей.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных  учреждениях, воспитательные системы  которых далеки от совершенства, часто  повторяют судьбу своих родителей, как и они, впоследствии лишаясь  родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

На мой взгляд, целью государственной политики сегодня должно стать создание широких правовых возможностей, направленных в помощь сиротству и ликвидирующих фактическое неравенство этой социальной группы в структуре общества. Необходимо обеспечить комплексный процесс профилактики социального сиротства на уровне конкретных социальных детских учреждений, главным образом детских приютов.

Очевидно, что никакие  меры не смогут изменить ситуацию, если к этой проблеме не будет привлечено внимание общественности, если в осмысление, поиск и реализацию решений в  этой сфере не будут вовлечены  не только специальные органы, но и  широкие круги населения. И здесь  на первый план выходит роль средств  массовой информации, инициативность общественных организаций и собственно активная гражданская позиция россиян.

Одним из направлений работы с детьми и подростками в стационарных социальных учреждениях является обеспечение  социально-правовой защиты и восстановление социального статуса детей и  подростков, которая приобретает все большее значение в современном обществе. Её основная задача - включение ребенка в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий.

Организация социально-правовой защиты детей в каждом детском  стационарном учреждении не только позволит решить проблему социальной реабилитации, но и создаст благоприятные условия  для успешной интеграции таких детей  и подростков в общество.

В заключение хотелось бы добавить, что соблюдение прав человека начинается с того, как общество и государство относятся к своим детям. Развитие в последние 15-20 лет сети учреждений в системе образования и социальной защиты, целенаправленно занимающихся решением проблемы социального сиротства, подтверждает прогноз о том, что в ныне живущем поколении число детей, воспитывающихся в детских социальных приютах на полном попечении государства, будет увеличиваться. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конвенция о правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1959 года.// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 07.11. 1990 г. - № 45. - Ст.9.

2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30 июня 2006 г № 106-ФЗ).//СЗ РФ. -  01.01.1996. - № 1. - Ст. 56; 07.07.2008.-  N 27. - Ст. 75.

3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ  от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315- Ст. 6.

4. Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программе «Дети России»"  (ред. от 19.02.1996, с изм. от 15.01.1998)

5. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 23 декабря 1942 г. N 75 «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочная правовая система «Консультант +»

       6. Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1949 № 2004 «О мероприятиях  по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы » // Справочная правовая система «Консультант +»

7. Постановление ЦК ВЛКСМ от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1986). - М., 1985.- Т. 6. 1933-1937. 9-е изд., доп. и испр. - С. 213-220.

8. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 31.08.1987 № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочная правовая система «Консультант +»

9. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (с изменениями от 10 марта 2009 г.)

10. Постановление Кабинета Министров РБ от 29.12.2000 № 377  
"О развитии сети социальных приютов для детей и подростков" 

Специальная литература

 

11. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция, 2007, № 12. С.30-41.

12. Гонгало Б.М. Семейное право: учебник / Под редакцией П.В. Крашенникова. - М.: Статут, 2007 - 302с

13. Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства // Журнал российского права, 2007, № 4. С.45-51.

 14. Дети в СССР. Статистический сборник. - М., 1979. - 122 с.

15. Занозина В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб.: Лики России, 2008 – 78 - 92с.

16. Козлов С.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". - М.: Юристъ, 2006. - 315с.

17. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Книжный мир, 2007 – 65 с.

18. Миллион беспризорных детей // Российская газета, 2007.28 июля. С.3. 

19. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Монограф. М., 2005 – 9 с.

20. Петрова И.В. Семейное право: учебник - 3-е издание переработано и дополнено - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008 - 319с.

21. Право социального обеспечения/ Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2008 – 134 с.

22. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации.4-е изд., перераб.М., 2011- 138 с.

23. Рыбинский Е,М. Сиротливое детство России. — М., 1997 – 19-21 с.

24. Седых А.М. Восстановление социального статуса детей, обеспечение их социально-правовой защиты в условиях социального приюта для детей и подростков // Проблемы социально-криминологической и правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. - Казань: Прокуратура РМЭ, 2009 – 64 с.

Электронные ресурсы

25. Альтернативный Доклад российских НПО в Комитет ООН по правам ребенка [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.openweb.ru/p_z/Ku/alt_rus.htm#v

26. Благотворительный фонд XXI век – детям [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:   http://www.deti.org.ru/program/social.htm

27. Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Forms/forms3.htm

28. Доклад «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www/twn.ru/~tynm-duma/pk-sk/doklad-2.htm

 

 


Информация о работе Правовой статус детских приютов