Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности правового статуса детского социального приюта и внести предложения по усовершенствованию правового регулирования.
Задачи:
Проследить эволюцию призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать деятельность детских социальных приютов в дореволюционный период и советское время.
Обозначить основные компетенции и ответственность детского социального приюта.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ В РОССИИ 7
1.1 Становление и развитие системы попечения над детьми в дореволюционный период 7
1.2 Деятельность детских социальных приютов в советское время 10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ПРИЮТА 13
2.1 Детский приют как особый вид образовательного учреждения, его компетенция и ответственность 13
2.2 Правовой статус воспитанников и работников 16
2.3 Анализ обеспечения социально–правовой защиты детей на примере социального приюта для детей и подростков городского округа г. Уфа 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
В целях оказания помощи беспризорным детям созданы Детский фонд им. В.И. Ленина, Общество «Друг детей», активизировалась деятельность государственных ведомств и общественных организаций по социальной защите детей.
Особую заботу государство проявляло о детях-сиротах. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» проявление конкретной заботы о детях-сиротах вменялось в обязанность всем государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям.
В целях улучшения медицинского обслуживания детей СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского обслуживания женщин и детей». Органы здравоохранения стали больше внимания уделять санитарному наблюдению за учебно-воспитательными учреждениями, медицинскому обслуживанию детей, организации детского питания, включению в детский рацион ценных пищевых продуктов.
Большую заботу о социальной защите детей в военных условиях проявили профсоюзные и комсомольские организации. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности». Комсомольскими организациями были созданы 126 детских приютов.
В послевоенные годы продолжала расширяться практика передачи беспризорных детей в детские приюты. В 1950 году в стране функционировало 6543 детских приюта, в которых воспитывалось 635 900 детей [18, 3].
В 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Реализация постановления способствовала материальному укреплению детских учреждений и улучшению условий жизни их воспитанников [14, с. 138].
Таким образом, советский период
развития российского общества можно
охарактеризовать следующими чертами
в области социальной защиты детства.
В этот период в стране складывается достаточно
стройная система социальной защиты детства,
ядром которой является Коммунистическая
партия Советского Союза. Среди субъектов
социальной защиты детства ведущая роль
принадлежит государству, роль церкви
практически сходит на нет. Советская
система социальной защиты детства охватывает
практически все детское население страны.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ПРИЮТА
Социальный приют для детей и подростков – учебно-воспитательное учреждение государственной системы социальной защиты населения, которое оказывает на территории города или района социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации [19, с. 9].
Правовое положение детских приютов регулируется Постановлением правительства от 27 ноября 2000г. №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» [15, с. 78].
По статистическим данным научной литературы сегодня в России действует более 700 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа [17, с. 65].
В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Детский социальный приют в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского социального приюта являются:
1. средства учредителя (учредителей);
2. имущество, закрепленное за детским социальным приютом собственником (уполномоченным им органом);
3. добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
4. другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношение между учредителем и детским социальным приютом определяется договором. Детский социальный приют финансируется учредителем на общих основаниях, исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [21, с. 134].
Приют финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского приюта являются:
а) средства учредителя (учредителей);
б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского социального приюта.
Непосредственное управление детским приютом осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный учредителем. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности детского приюта, не входящие в компетенцию органов самоуправления детского приюта, учредителя и управления образования города. Директор детского приюта несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и настоящим Уставом.
На содержание детского социального приюта ежегодно расходуется более 40 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 240 миллионов рублей в год [21,с. 144].
На сегодняшнее время по данным Министерства образования проживание, содержание одного ребенка в детском приюте, обходится примерно в 6 тысяч рублей в месяц. В то же время выплаты, гарантируемые государством на содержание ребенка в приемной семье, не достигают даже 3 тысяч рублей в месяц [21,с. 140].
Приют должен создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один приют. Приют рассчитан на временное пребывание 30 детей в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им питания, одежды, медицинской помощи, ухода, психологической и педагогической реабилитации [13,с. 45].
Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дети содержатся в приюте на полном государственном обеспечении.
Таким образом, детский социальный приют является не только временным «убежищем» для проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и учреждением, которое проводит целый комплекс мероприятий по реабилитации ребенка и его семьи.
Участниками воспитательно-образовательного процесса в приюте являются воспитанники, педагогические работники (в том числе социальные педагоги, педагоги-психологи), специалисты культуры, искусства.
Существенной государственной поддержкой для детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте 23 лет является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечивающий им реализацию таких важных прав, как право на образование, на медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд.
Работники детского приюта имеют право на участие в управлении детским приютом в порядке, определенном Уставом детского приюта, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
Воспитатели детского социального приюта ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
На работников детского социального приюта распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Работники детского социального приюта пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
Социальный педагог осуществляет связь с социальными службами и службой занятости, оказывает помощь администрации приюта в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
Работники приюта несут дисциплинарную ответственность за разглашение сведений о семье и ее членах, которые могут нанести ущерб чести, достоинству, правам, интересам воспитанников [12,с. 302].
Таким образом, успешность реабилитации в приюте будет зависеть от многих факторов, в том числе от правильно организованной обстановки, условий проживания, отношения к детям и их семьям, профессионализма сотрудников и системности всей работы.
2.3. Анализ обеспечения
социально–правовой защиты
Несовершеннолетние дети,
оказавшиеся в сложной
Эту задачу приняли на себя
социальные приюты для детей и
подростков, которые в последнее
десятилетие открылись во многих
регионах России. Создание детских социальных
приютов в Республике Башкортостан регулируется
Постановлением Кабинета Министров РБ
от 29.12.2000 № 377
"О Развитии сети социальных приютов
для детей и подростков"
В Республике Башкортостан функционирует муниципальное учреждение "Городской социальный приют для детей и подростков", который создан согласно постановлению главы администрации г. Уфы и начал свою работу летом 2003 года. В приюте одновременно проживают более 70 воспитанников, в возрасте от 3 до 18 лет в большинстве своем утратившие связи с биологическими семьями и не имеющие определенного статуса, зачастую без документов, без жилья.
Дети поступают в приют
по направлениям органов опеки и
попечительства, комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
органов и учреждений социальной
защиты населения, внутренних дел, образования,
здравоохранения, по личной просьбе
нуждающегося в социальной защите,
по рекомендациям сотрудников
Многолетний опыт работы Республиканского социального приюта показывает, что ребенок, попадающий в приют, требует всесторонней поддержки и помощи, в конечном итоге нацеленной на восстановление социального статуса, обеспечение социально-правовой защиты. Вся работа по изменению и восстановлению социального статуса ребенка проводится комплексно, с участием всех подразделений и служб приюта.
Коллективом отделения социально-правовой помощи выработана четкая система взаимодействия с органами и учреждениями социальной защиты населения, опеки и попечительства, внутренних дел, образования, ЗАГСом, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими заинтересованными службами.
В течение времени, определенного Семейным кодексом Российской Федерации, заполняются анкеты для внесения ребенка в банк данных по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Документы передаются в соответствующие органы. За время функционирования приюта заполнены сведения на сотни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти сведения внесены в банк данных по учету детей-сирот [20, 319].
В Семейном кодексе РФ (1996 г) впервые введена глава "Права несовершеннолетних детей", в которой провозглашено право ребенка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями, право на защиту, на выражение своего мнения, на имя, отчество и фамилию, право на имущество. В становлении и развитии ребенка, в формировании его индивидуальных и социальных качеств незаменимую роль играет семья, как естественная среда обитания растущего человека [22, с. 138]
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается первостепенная роль семьи для становления и развития ребенка. Именно поэтому социально-правовая служба городского социального приюта для детей и подростков первостепенное значение придает возвращению ребенка в семью. Социальные педагоги разыскивают не только родителей, но и родственников детей. Если ребенок проживал в другом регионе или не знает места своего рождения, места жительства, социальные педагоги направляют запросы в разные города и районы России, ближнего зарубежья, где есть родственники детей.