Правовой статус Уполномоченного по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:
1.1 Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе Российской Федерации…………………
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………….
2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека…………………………………………………………………
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………………………..
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Уполномоченный по правам человека в РФ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет юридический 

Кафедра государственно – правовых дисциплин

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Конституционное право Российской Федерации»

на тему: Правовой статус Уполномоченного  по правам человека

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                                                      

  

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

 

Руководитель работы

канд. юр. наук, доцент                                                                      

 

                                                                                                     

 

 

                                                                                                         Оценка _________

 

 

 

Саранск 2011

НОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет юридический

Кафедра государственно – правовых дисциплин

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

     Студентки Васягиной Юлии Петровны

  1. Тема: Правовой статус Уполномоченного по правам человека
  2. Срок представления работы к защите:
  3. Исходные данные для научного исследования: Федеральные законы, подзаконные нормативные акты, судебно-арбитражная практика, научные и учебные публикации, монографии, научные статьи
  4. Содержание курсовой работы

 

Руководитель работы ___________________________________

Задание приняла к  исполнению____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….

1. Становление и развитие института  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации:

1.1 Значение и место института  Уполномоченного   по   правам   человека  в государственно-правовой системе Российской Федерации…………………

1.2 Основные этапы развития института  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации…………………………………………….

2.  Правовой   статус   Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации:

2.1 Порядок назначения и освобождения от должности  Уполномоченного   по   правам   человека…………………………………………………………………

2.2 Функции  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации…………………………………………………………………………..

2.3 Полномочия и порядок деятельности  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня интерес к  человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты  прав  и свобод  человека.1  Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты  прав   человека  в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитие института  Уполномоченного   по   правам   человека  (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской  правовой  традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения  прав   человека  со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже  права  и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.

Задачей  Уполномоченного   по   правам   человека  по Конституции  РФ  1993 года является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.2 По мнению  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации  В.П. Лукина “… этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту  прав   человека  внесудебными методами. Это дополнительные методы.  Уполномоченный  не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защиты Конституции и прав   человека, то по Конституции, ею является Президент РФ ”.3 Таким образом, выбранная тема настоящей работы представляется весьма актуальной.

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института  Уполномоченного   по   правам   человека, определение его места и назначения в современной  правовой  системе и современном обществе  РФ.

Реализация постановленной цели осуществлялась путем решения  следующих задач:

- рассмотреть значение и место института  Уполномоченного   по   правам   человека  в государственно-правовой системе Российской Федерации;

- выделить основные этапы развития института  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации;

- изучить законодательное регулирование института  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации;

- рассмотреть порядок назначения и освобождения от должности  Уполномоченного   по   правам   человека;

- рассмотреть полномочия и порядок деятельности  Уполномоченного   по   правам   человека  в  РФ.

Теоретической основой  исследования явилась литература по общей теории государства и  права, гражданского, в том числе арбитражного и третейского процесса, гражданского  права. Среди авторов, занимающихся исследованием проблем Уполномоченного   по   правам   человека  в РФ, следует отметить Башимов М.С., Комарова В.В., Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И., Хаманева Н.Ю., Шишкова А. и др.

Нормативно-правовую базу составляют Конституция Российской Федерации, кодифицированные  правовые  акты, в том числе и процессуальные, федеральные законы. Наибольший интерес представляет Федеральный конституционный закон «Об  Уполномоченном   по   правам   человека  в  РФ », так как именно на их основе осуществляется деятельность  Уполномоченного   по   правам   человека, исследованию которого и посвящена работа.

Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление и развитие института  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации

 

1.1 Значение и место института  Уполномоченного   по   правам   человека  в государственно-правовой системе Российской Федерации

 

Конституционно-правовой институт народного защитника впервые  появился в Швеции в 1809 г., но закрепление  на конституционном уровне получил только во второй половине XX в. Во многих государствах институт омбудсмена стал неотъемлемой частью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных и законодательных органов.

Согласно определению  международной ассоциации юристов, народный защитник “омбудсмен” - это  “служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным  должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады”.4 Таким образом, в государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану  прав  отдельных граждан, и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без  права  изменения принятых ими решений.5

Учреждение в России должности  Уполномоченного   по   правам   человека  закреплено в ст. 103 Конституции  РФ, в соответствии с которой к ведению Государственной Думы Федерального Собрания  РФ  относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного   по   правам   человека, то есть упоминание о нем дано через призму компетенции Государственной Думы. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания  РФ  от 13 февраля 2004 года на должность Уполномоченного   по   правам   человека  в РФ  назначен Лукин Владимир Петрович.6 К сожалению, в Конституции нет отдельной специальной нормы, посвященной данному институту, как это имеет место в других странах. Остается неясным, почему предпочтительнее для законодателя оказался такой вариант оформления в Конституции  РФ  нового правозащитного механизма.

Основная задача  Уполномоченного  - это помощь гражданам в восстановлении их нарушенных  прав. Он также должен способствовать совершенствованию российского законодательства, касающегося  прав   человека  и гражданина, приведению его в соответствие с международными стандартами,  правовому  просвещению в этой сфере. Выполнение этих задач обеспечивается наделением  Уполномоченного  специфическими средствами таких как, например, направление заключений, обращение в судебные органы, обращение к субъектам законодательной инициативы, представлении ежегодного доклада Государственной Думе и т. д.

Важным моментом  статуса   Уполномоченного  является его независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Этот институт пользуется значительной самостоятельностью, несравнимой с другими органами. Такая независимость является основным условием и предпосылкой выполнения контрольно-надзорной функции, которые ему доверяет конституционно-правовой порядок. Подобная практика существует и в других странах. Так, например, в соответствии с Конституцией Португалии проведор в течение срока своей выборной должности не подлежит никакому контролю, является суверенным и распоряжается средствами, которые ему ежегодно выделяет парламент.

При выполнении возложенных  на  Уполномоченного  функций  он должен руководствоваться Конституцией  РФ, Федеральным конституционным законом “Об  Уполномоченном   по   правам   человека  в РФ”, законодательством  РФ, кроме этого, он должен согласовывать свою деятельность, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного  права, международные договоры  РФ.

Уполномоченный  должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных  прав  и свобод граждан. В этой связи введение в России подобного института как дополнительного средства защиты гражданских  прав  не связано с отменой или пересмотром компетенции других государственных органов, обеспечивающих эту защиту, таких как, например, судебные органы, прокуратура и др. Ведь именно разветвленная система различных органов может помочь парламентскому  Уполномоченному  в успешном осуществлении его функций. Чем больше существует способов ликвидации нарушений законности,  прав  и свобод граждан, тем демократичнее общество.

Учитывая федеративный характер устройства российского государства, Закон “Об  Уполномоченном   по   правам   человека  в РФ”  предусматривает возможность децентрализации службы  Уполномоченного  путем учреждения подобных органов в субъектах  РФ, т.е. создание нескольких уровней уполномоченного на территории страны.

Практика зарубежных стран Швеции, Финляндии, ФРГ свидетельствуют  о целесообразности формирования этих органов также и по отраслевому принципу, на основании специализации института  Уполномоченного. Он имеет возможность в полную силу реализовать свои контрольно-надзорные функции в случае нарушения прав  и свобод граждан, учитывая специфику различных сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации, например, по защите  прав  в сфере информации, по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних. По данным на июль 2004 год в 6 субъектах РФ  учреждена должность Уполномоченного   по   правам  ребенка.7

1.2 Основные этапы развития института  Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации

 

Учреждение института  Уполномоченного   по   правам   человека  в  РФ  как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена был создан в 1809 году в Швеции.

До первой мировой войны институт  уполномоченного  представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные  правовые  документы в области  прав   человека. В частности, 10 декабря 1948 г. - Всеобщая декларация  прав   человека. Эта дата, которую отмечает весь мир.

Информация о работе Правовой статус Уполномоченного по правам человека