Правовой статус Уполномоченного по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:
1.1 Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе Российской Федерации…………………
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………….
2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека…………………………………………………………………
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………………………..
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Уполномоченный по правам человека в РФ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В обязанность  Уполномоченного  входит предоставление возможности  государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, высказать свое мнение по поводу всех обстоятельств дела, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. Таким образом,  Уполномоченный  использует в своей работе принцип недопустимости принятие во внимание объяснения только одной стороны, то есть, чтобы объективно разобраться в деле, необходимо выслушать обе заинтересованные стороны. В том случае, когда в ходе рассмотрения жалобы заявителя,  Уполномоченный  установит факты нарушения  прав  и свобод граждан он обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение  прав  и свобод граждан свое заключение. Эта обязанность сохраняется за  Уполномоченным  также в том случае, когда он начинает производство по своей инициативе в соответствии со статьей 21 Закона «Об  Уполномоченном по правам человека».

В заключении  Уполномоченный  формулирует свои рекомендации, предлагает способы и меры, необходимые для восстановления нарушенных  прав  и свобод граждан. Важным фактором соблюдения  прав  граждан является то, что Закон запрещает  Уполномоченному  разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия, которые стали ему известны в процессе рассмотрения жалобы, а также придавать огласке материалы, полученные при рассмотрении жалобы до окончательного ее разрешения.

Уполномоченный  наделен  широкими полномочиями по защите  прав  граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные органы с заявлением в защиту  прав  гражданина; лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе; он может обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав  и свобод  человека  и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд  РФ с жалобой на нарушение конституционных прав  и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Для придания гласности  заключению, принятому  Уполномоченным  в ходе рассмотрения жалобы либо факта  нарушения  прав  и свобод гражданина,  Уполномоченный  вправе опубликовать его в средствах массовой информации. Соответствующие печатные издания обязаны опубликовать заключения и другие документы, представленные  Уполномоченным. Однако эта обязанность вменяется только тем периодическим печатным изданиям, которые финансируются либо полностью, либо частично за счет бюджетных средств, а также тем, в которых одним из учредителей являются государственные структуры: государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.

На основе изучения и  анализа различных материалов и  информации, поступившей по поводу нарушения  прав  и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб  Уполномоченный  направляет свои замечания  и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению  прав  и свобод граждан государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам; обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства, затрагивающего  права  и свободы  человека  и гражданина. В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при получении иным путем информации о грубых или массовых нарушениях  прав  и свобод граждан  Уполномоченный  имеет  право  выступать по этому поводу на очередном заседании Государственной Думы с докладом, т.е. довести до сведения депутатов факты нарушений.

Кроме этого  Уполномоченный  имеет  право  обратиться к депутатам  Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую  комиссию по изучению и расследованию фактов нарушений  прав  и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские слушания.  Уполномоченный  вправе лично участвовать в работе этой комиссии, а также парламентских слушаниях либо направить туда своего представителя. Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам, и Российскому Уполномоченному в частности, является ежегодный доклад парламенту (во Франции медиатор представляет доклад еще и Президенту Республики). Кроме представления своего доклада Совету Федерации и Государственной Думе  Уполномоченный  обязан направить его в другие высшие органы государства: Президенту  РФ, Правительству  РФ, Конституционному Суду  РФ, Верховному Суду  РФ, Высшему Арбитражному Суду  РФ, Генеральному прокурору  РФ.

В случае необходимости для привлечения особого внимания к отдельным вопросам соблюдения  прав  и свобод граждан в  РФ   Уполномоченный  имеет  право  направить специальный доклад в Государственную Думу. Все ежегодные доклады  Уполномоченного  должны быть доведены до всеобщего обозрения. В этих целях они подлежат официальному опубликованию в официальном источнике - в “Российской газете”. Специальные доклады по отдельным конкретным вопросам также могут быть опубликованы по решению  Уполномоченного  в “Российской газете” либо в других изданиях.12 Законодательство  РФ  предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность  Уполномоченного. В соответствии со статьей 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вмешательство в деятельность  Уполномоченного   по   правам   человека  с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных требований  Уполномоченного   по   правам   человека,13 а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном   по   правам   человека  в Российской Федерации», влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, воспрепятствование деятельности  Уполномоченного   по   правам   человека  в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По мнению исследователей, российский вариант института  Уполномоченного   по   правам   человека  ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему  правовому   статусу  в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации.  Правовой   статус   Уполномоченного   по   правам   человека  в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.

Важный момент состоит в том, чтобы более четко прописать в Законе задачи  Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмена.

Далее, нужно выработать определенную концепцию деятельности омбудсмена - определить, чем он должен заниматься, а чем нет, какие именно жалобы он должен рассматривать.

Таким образом, на сегодняшний  день можно констатировать, что институт  Уполномоченного   по   правам   человека  пока все еще находится в начальной стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими  прав  и свобод граждан.

          А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения  прав   человека  со стороны государственных структур и их служащих происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.

Развитие института  Уполномоченного   по   правам   человека  может стать важным шагом в этом направлении. При  этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правовой защиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям  прав   человека  со стороны государства и его служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Правовые акты

 

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – №52. – Ст. 1865.  
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.  
3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” (с изм. от 16 октября 2006 г.) // Собрание Законодательства РФ. – 1997. – №9. – Ст. 1011.  
4. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в редакции от 3 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1.  
5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 “О государственной тайне” (с изм. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №41. – Ст. 4673. 

6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. №77-IVГД “О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 2004. – №8. – Ст. 623. 

7.  Александров А. Программа содействия развитию адвокатской деятельности // Адвокат. – 2006. – №6. – С. 12-15. 

1 Комментарий к ФКЗ “Об  Уполномоченном   по   правам   человека  в  РФ ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М., 1999. - С. 15.

2 Башимов М.С. Становление и перспективы института  Уполномоченного   по   правам   человека  в  РФ  // Журнал российского права . - 2007. - №7. - С. 14.

3 Интернет-конференция  Уполномоченного   по   правам   человека  в  РФ  В.П. Лукина “Состояние российского законодательства в области  прав   человека  и гражданина” // СПС Гарант.

4 Комарова В.В.  Уполномоченный   по   правам   человека  в РФ  // Государство и право . - 2005. - №9. - С. 21.

5 Хаманева Н.Ю.  Правовой  институт  уполномоченного   по   правам   человека  // Гражданин и  право . - 2005. - №6. - С. 23.

6 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания  РФ  от 13 февраля 2004г. №77-IVГД “О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного   по   правам   человека  в РФ ” // Собрание Законодательства  РФ . - 2004. - №8. - Ст. 623.

7 Институт  Уполномоченного   по   правам   человека  в субъекте  РФ  / Под ред. А.Ю. Сунгурова. - СПб., 2005. - С. 43.

8 Аметистов Э.М. Защита  прав  и свобод  человека  внесудебными органами // Обеспечение  прав  и свобод  человека  в национальном  праве: Сб. обзоров. - М., 1989

9 Башимов М.С. Становление и перспективы института  Уполномоченного   по   правам   человека  в  РФ  // Журнал российского  права . - 2007. - №7. - С. 15-16.

10 Комментарий к ФКЗ “Об  Уполномоченном   по   правам   человека  в  РФ ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева.- М., 1999. С. 36-69.

11 Закон  РФ  от 21 июля 1993г. №5485-1 “О государственной тайне” (с изм. от 1 декабря 2007г.) // Собрание законодательства  РФ . - 1997. - №46. - Ст. 4673..

12 Шишкова   А .  Институт   омбудсмена  //  Адвокат . –  2007 . – № 12. – С.  17 - 20 .

13 Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изм. от 6 декабря 2007г.) // Собрание законодательства  РФ . - 2002. - №1 (часть 1).




Информация о работе Правовой статус Уполномоченного по правам человека