Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:17, реферат
В отношении БАДов мы имеет проблему не только касательно зарабатывания денег сетевым маркетингом, но и с массивными клиническими испытаниями в России без разрешения. Зачем подавать документы в Росздравнадзор на получение каких-то разрешений на утверждение плана клинических испытаний, когда я могу просто зарегистрировать БАД, запустить его на рынок и посмотреть на последствия. БАДы очень хорошо показывают конфликт частного капитала, задача которого зарабатывать любым путем, и принципов медицины, где главная задача «Не навреди!». Пациент не готов к тому чтобы отличить вредоносное вещество от помогающего, он не обладает специальными знаниями, и рассчитывать на это мы не вправе. Должны быть органы, которые защищают население от такой агрессии.
1. Департаменту государственного
санитарно-эпидемиологического
2. Установить, что санитарно-
3. Установить, что ранее
выданные регистрационные
Требуется создание специального
организационно-правового
В нем, в частности, предписывалось Департаменту госконтроля качества, безопасности, эффективности лекарственных средств и медтехники осуществлять с 1 декабря 2000 года государственную регистрацию, контроль качества биологически активных веществ. Приказ оказался "мертвым". Многие производители добавок "проявили гибкость" - теперь они не отождествляют их с лекарствами. Объем продаж биологически активных добавок в России сравнялся ныне с лекарственным рынком и составляет около 3 млрд. долларов.
Одной из задач Концепции на период до 2005 г. явилось расширение производства и реализации пищевых продуктов, обогащенных различными макро- и микронутриентами, биологически активными добавками к пище (БАД).
Следовательно, основным назначением
БАД и пищевых добавок как
и других пищевых продуктов - является
восполнение дефицита поступления
белка и отдельных незаменимых
аминокислот, липидов и отдельных
жирных кислот, углеводов, витаминов, макро-
и микроэлементов, пищевых волокон
и др. Государственные органы при
выдаче разрешительной документации на
БАД и пищевые добавки
Юридический статус БАД и
пищевых добавок определен
В соответствии c п. 1.1 приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 15.04.97 № 117 «Положение o порядке экспертизы и сертификации биологически активных добавок к пище» биологически активные добавки к пище (нутрицевтики и парафармацевтики) – это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами.
B соответствии со ст. 4
Федерального закона «O
B соответствии с Федеральным
законом государственный
Следовательно, государственные органы при выдаче разрешительной документации на БАД и пищевые добавки не оценивают их свойства в качестве лекарственных средств.
В то же время очень часто приходится сталкиваться с недостоверной и заведомо ложной рекламой БАД как препаратов, обладающих лечебным эффектом. А это уже прямое нарушение закона о рекламе и прав потребителя на достоверную информацию о товаре. В Федеральном законе от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе», принятом Госдумой, определены понятия о недобросовестной (ст. 6), недостоверной (ст. 7), неэтичной (ст. 8) и заведомо ложной рекламе (ст. 9).
В этой связи Министерством здравоохранения РФ введены определенные ограничения для рекламы БАД. В методических указаниях МУК 2.3.2.721-98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище» определены основные требования к рекламе БАД. Они включают следующие положения:
• Реклама БАД в
средствах массовой информации
не должна противоречить
• Не допускается
реклама БАД, не прошедших
• Не допускается
реклама БАД как уникального,
наиболее эффективного и
• Реклама не
должна вводить в заблуждение
потребителя относительно
• Недопустимо
в рекламе создавать
• Реклама БАД
не должна подрывать веру
• Реклама БАД
не должна создавать
На практике мы сталкиваемся
с иной ситуацией. И это в первую
очередь касается профилактики и
лечения йододефицитных заболеваний.
Для России ликвидация йодного дефицита
является проблемой национального
значения. Исследования последних лет,
проведенные
В качестве универсального и высокоэкономичного метода ликвидации йодного дефицита ВОЗ Министерством здравоохранения РФ и Российской академией медицинских наук рекомендовано всеобщее йодирование соли.
В методических указаниях МУ 2.3.7. 1064-01 «Контроль программы профилактики заболеваний, обусловленных дефицитом йода, путем всеобщего йодирования соли», утвержденных 27.07.01 и введенных в действие главным государственным санитарным врачом РФ 01.10.01 определена основная стратегия ликвидации йодного дефицита на территории РФ. Она включает использование йодированной поваренной соли в качестве метода массовой йодной профилактики и использование фармацевтических препаратов, содержащих фиксированную физиологическую дозу йода для проведения групповой и индивидуальной йодной профилактики.
Использование пищевых добавок, БАД, содержащих нестандартизованную дозу йода, например в соединении с белками и углеводами, не может быть рекомендовано в качестве групповой и индивидуальной йодной профилактики, особенно у лиц с повышенным риском развития йододефицитной патологии (беременные, кормящие, дети, подростки). В этой ситуации вопрос о дозировке йода является принципиальным. В группах риска особенно высока распространенность эндемического зоба, и, следовательно, прием препаратов с точной дозировкой йода имеет не только профилактическое, но и лечебное значение.
Более того, организация йодной профилактики в масштабах целой страны требует огромной ответственности и, прежде всего, четкого учета дозы йода, вводимого в составе различных продуктов. При наличии многочисленных источников йода (пищевые добавки, БАД) контролировать источники поступления йода не представляется возможным и, следовательно, невозможно вносить соответствующие коррективы в программу йодной профилактики.
В последние годы БАД активно рекламируются в качестве основного метода йодной профилактики. При этом нарушается закон о рекламе в следующих пунктах:
• Реклама БАД
в средствах массовой
На практике мы встречаемся
с ситуацией, когда в
• Согласно закону
о рекламе не допускается
Однако в различных
СМИ, в памятке к препарату
мы находим следующие выражения:
«Уникальность препарата
• Реклама не
должна вводить в заблуждение
потребителя относительно
Как было сказано выше, эффективность БАД как профилактического и лечебного средства не оценивается. Клинические испытания БАД, которые проводятся по инициативе производителей, ограничиваются небольшим количеством исследований, с участием заинтересованных лиц, игнорируя при этом независимую экспертизу.
• Недопустимо в рекламе создавать впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией ее безопасности. В то же время из рекламы мы узнаем, что БАД – «органическое соединение йода, встроенного в молекулу молочного белка, – это аналог природного соединения йода, которое мы начинаем получать уже с первыми каплями материнского молока». Кто же будет возражать против природного соединения йода, да еще в составе материнского молока? На самом деле в грудное молоко йод поступает в неорганической форме, механизм возможного йодирования белка в грудном молоке в научной литературе не описан.
• Реклама БАД не
должна подрывать веру
При этом умалчивается тот
факт, что в крови человека присутствуют
также соединения неорганического
йода, что на пути калия йодида стоит
натрий-йодидный насос, который надежно
защищает щитовидную железу от поступления
избытка йода, что йодиндуцированный
тиреотоксикоз (ЙИТ) развивается при
приеме как неорганических, так и
органических соединений йода. Утверждение
о том, что йодид калия в
составе йодированной соли способен
вызывать гипертиреоз, является прямым
искажением фактов. На самом деле развитие
ЙИТ не зависит от типа йодной добавки,
а связано с повышением (даже в
пределах физиологических значений)
уровня потребления йода. ЙИТ, как
правило, развивается у
• Реклама БАД не должна создавать впечатление о ненужности участия врача при приеме БАД. Недопустима вольная трактовка предписаний Минздрава РФ.
Если в регистрационном
удостоверении к БАД указано,
что «перед употреблением необходимо
проконсультироваться с врачом», это
означает, что принимать БАД без
консультации врача нельзя. Если производитель
допускает вольную трактовку
предписаний Минздрава типа «при
необходимости