Правовые основы введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексно-логическое исследование оснований и обстоятельств введения режимов чрезвычайного положения. Целью я ставил при написании курсовой работы было уточнение состояния общественных отношений в условиях административно – правовых режимов, а так же детально разобраться в основаниях и обстоятельствах введения чрезвычайного положения.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1.Общие положения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации....................................................................................................................7
1.1 Понятие, содержание и назначение режима чрезвычайного положения в Российской Федерации................................................................................................7
1.2 Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения.........21
Глава 2.Правовые основы введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации..............................................................................................26
2.1 Основания и обстоятельства введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации..............................................................................................26
2.2 Процедура введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации..................................................................................................................31
Заключение.................................................................................................................35
Список нормативных актов и литературы..................................................

Файлы: 1 файл

курсовая кп.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВГПУ)

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Режим чрезвычайного положения. »

 

 

 

 

 

 

Студент: Жалковская Виктория Андреевна

 

Специальность: Конституционное право

 

 

 

 

 

 

Группа Ю-21

 

 

 

 

 

Преподаватель: Квашнин В.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛОГДА 2015 

 

 

 

 

Оглавление


 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1.Общие положения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации....................................................................................................................7

1.1 Понятие, содержание  и назначение режима чрезвычайного  положения в Российской Федерации................................................................................................7

1.2 Силы и средства, обеспечивающие  режим чрезвычайного положения.........21

Глава 2.Правовые основы введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации..............................................................................................26

2.1 Основания и обстоятельства  введения режима чрезвычайного  положения в Российской Федерации..............................................................................................26

2.2 Процедура введения  режима чрезвычайного положения  в Российской Федерации..................................................................................................................31

Заключение.................................................................................................................35

Список нормативных актов и литературы...............................................................38

Приложения................................................................................................................40

 

Введение

 

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности регулирования социально-экономических процессов, что позволяет создавать благоприятные условия для деятельности субъектов права. Административно-правовое регулирование, публичных интересов, применяя императивные и властные методы. Разновидности очевидны, поскольку приходится учитывать динамизм и многократность объектов регулирования, собственно способов воздействия административно- правовых режимов на них, на все сферы общественной жизни для стабилизации отношений складывающиеся в различных условиях и обстановке, борьбы с административными правонарушениями, в этих условиях, нацеленной на защиту конституционного положения, на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране.

Жизнь современного общества не мыслима без регулирования социально- экономических процессов, что приобретает особо актуальное значение. Оно позволяет создавать благоприятные правовые условия для деятельности субъектов права.

Административно-правовое регулирование, как его разновидность, обеспечивает выражение и приоритет публичных интересов, применяя императивные и властные методы. Разновидности очевидны, по скольку приходиться учитывать динамизм и многократность объектов регулирования, собственно, способов воздействия административно-правовых режимов на них. Именно по этому актуальность темы моей курсовой работы очень велика. Ведь анализ происходящих в мире событий явлений и процессов свидетельствует, что в современных условиях существенно возрастает угроза нормальному существованию человечества. Причинами этого являются, прежде всего: межнациональные конфликты, массовые беспорядки, бандитизм, терроризм, и что не маловажно-массовые нарушения государственной границы.

Административно-правовые режимы, и в частности режим чрезвычайного положения, предназначены для устранения таких угроз и не допущения их появления, а так же обеспечения безопасности государства и нормальной жизнедеятельности населения. Описывая существующее положение по данному вопросу в Российской Федерации, я старался выдвинуть свои обоснования предназначения административно - правового режима и режима чрезвычайного положения.

Степень изученности темы. На данный момент существует достаточно большой перечень научной литературы по данному вопросу, который автор изучил под руководством своего преподавателя. Это учебные пособия по административному праву под редакцией: Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Матузова и А.В. Малько, Д.Н. Бахрах, И.С. Розанова, и конечно же преподавателей ГВИ А.В. Высоцкого и С.И. Щербака, и многих других. В них достаточно подробно дается теория и практика по данному вопросу, однако существуют различия по некоторым положениям. По этому я в своей курсовой работе сосредоточился на том, чтобы их выявить и разобраться в данных противоречиях, давая им по возможности свои объяснения.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере урегулирования кризисной обстановки при введении режима чрезвычайного положения.

Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, регулирующие основания и обстоятельства введения чрезвычайных режимов, сроки их действия, и порядок введения.

Целью курсовой работы является комплексно-логическое исследование оснований и обстоятельств введения режимов чрезвычайного положения. Целью я ставил при написании курсовой работы было уточнение состояния общественных отношений в условиях административно – правовых режимов, а так же детально разобраться в основаниях и обстоятельствах введения чрезвычайного положения. 

Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:

Изучить сущность и природу административно-правовых режимов;

    1. Описать, как и кем вводится режим чрезвычайного положения;
    2. Описать каким образом затрагиваются права, свобода и обязанности граждан в условиях чрезвычайного положения;
    3. Определить связь административно-правовых режимов с

деятельностью Пограничной Службы России;

5) Разработать наиболее оптимальный механизм осуществления данного процесса.

Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:

1.Административно-правовой  режим и режим чрезвычайного  положения- это вводимый в соответствии  с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным Конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Пограничные органы  ФСБ России в установлении  и поддержании всех видов административно-правовых  режимов в области защиты и охраны государственной границы отводится исключительно важная роль. Руководство страны четко определило силы, средства и способы защиты и охраны государственной границы. В последнее время предпринят ряд мер направленных на повышение надежности защиты и охраны государственной границы.

Важное место в системе этих мер занимают административно-правовые режимы. Решая подготовительные вопросы. Каким образом связаны между собой административно – правовые режимы и деятельность органов и войск Пограничной Службы ФСБ России?

3. Основной целью административно-правовых  режимов является ликвидация  экстремальных ситуаций, представляющих  собой совокупность опасных для  общества факторов, создающих угрозу  безопасности жизненно важным  интересам личности, общества и  государства и требующих для своего урегулирования или иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы, чем те, которые действуют в обычных условиях.

5. Под природой чрезвычайных  режимов я понимаю -установленную  в законе тельном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях), обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально создаваемыми для этой цели службами государственного управления.

6. «Смысл» ограничения  конституционных прав и свобод  граждан и возложения на них  дополнительных обязанностей, состоит  в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

 

Глава 1.Общие положения режима чрезвычайного положения.

 

1.1 Понятие, содержание и  назначение режима чрезвычайного  положения в Российской Федерации.

 

В жизни невозможно избежать ситуаций произвольного изменения состояния общественных отношений, которые находятся в сферах действия органов исполнительной власти и регулируются административным правом. Такого рода изменения могут быть значительными и малозначительными, ожидаемыми (прогнозируемыми) или неожиданными для органов государственной власти. Кроме того, они могут носить позитивный или негативный характер. Если ожидаемые изменения несут за собой ощутимые негативные последствия или влекут нарушения норм права, то задачей органов государства становится нормализация вышедшей из под контроля ситуации (См. Приложение 2). Если же негативные изменения приобретают неконтролируемый характер и не могут быть преодолены обычными мерами, орган государственной власти должны иметь в своем арсенале особые, существенно отличающиеся от обычных меры государственно-управленческого (административно- правового ) воздействия, совокупность которых принято характеризовать понятием административно-правовых режимов.1

Административно-правовые режимы вводятся для обеспечения жизнедеятельности людей, осуществление ими хозяйственной и предпринимательской деятельности, а также функционирования органов государственной власти на территории где возникла экстремальная ситуация.

Под экстремальной ситуацией принято понимать совокупность опасных факторов, которые реально представляют угрозу для личности, общества и государства, а также восприпятствуют одной из сфер жизнедеятельности общества (См. Приложение 1).

В юридической науке данную ситуацию принято называть чрезвычайной ситуацией. Чрезвычайная ситуация- это неблагоприятная обстановка сложившаяся в результате:

аварии;

  • опасного природного явления;
  • катастрофы;
  • стихийного или иного бедствия, которое может повлечь или повлекло: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, ущерб окружающей природной среды, значительные материальные потери, нарушения жизнедеятельности людей и т.д.

 Наиболее характерным с точки зрения выраженности всех основных черт и элементов административно-правовых режимов является режим чрезвычайного положения. Режиму чрезвычайного положения специально посвящена ст.56 Конституции Российской Федерации2. В ней определено, что данный режим:

а)вводится для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя;

б)правовое регулирование режима чрезвычайного положения должно осуществляться федеральным конституционным законом;

в)в условиях режима чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод;

г)эти ограничения вводятся с указанием пределов и срока их действия;

д)режим чрезвычайного положения может вводиться как на всей территории РФ, так и на части территории страны.

Содержание режима чрезвычайного положения:

1.изменяет правовой  статус субъектов на данной  территории;

2.изменяет систему органов, осуществляющих управленческое воздействие;

3.устанавливает меры, которые  используются для урегулирования  ситуации.

Виды чрезвычайных режимов (См. Приложение 4):

Режим чрезвычайного положения - вводится в условиях стихийных бедствий и массовых беспорядков;

Режим военного положения- с объявлением войны, а также при наличии непосредственной угрозы военного нападения другого государства или групп государств на территорию Российской Федерации;

Режим особого положения- обеспечивает безопасность атомной промышленности.

Согласно ст. 1 Федерального Конституционного Закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года, чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным Конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.3

Информация о работе Правовые основы введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации