Правовые основы введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексно-логическое исследование оснований и обстоятельств введения режимов чрезвычайного положения. Целью я ставил при написании курсовой работы было уточнение состояния общественных отношений в условиях административно – правовых режимов, а так же детально разобраться в основаниях и обстоятельствах введения чрезвычайного положения.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1.Общие положения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации....................................................................................................................7
1.1 Понятие, содержание и назначение режима чрезвычайного положения в Российской Федерации................................................................................................7
1.2 Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения.........21
Глава 2.Правовые основы введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации..............................................................................................26
2.1 Основания и обстоятельства введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации..............................................................................................26
2.2 Процедура введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации..................................................................................................................31
Заключение.................................................................................................................35
Список нормативных актов и литературы..................................................

Файлы: 1 файл

курсовая кп.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)
  • Нормализации в кратчайшие сроки обстановки;
  • Устранение угроз безопасности;
  • Восстановления законности, нормальной деятельности.
  • Оказания помощи пострадавшим гражданам, организациям.
  • Ликвидация последствий беспорядков, эпидемий, катастрофы, стихийного бедствия.

Основаниями введения режима чрезвычайного положения являются: попытки насильственного изменения Конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, международными конфликтами, блокадой отдельных местностей, угроза жизни и безопасности граждан и нормальной деятельности государственных институтов.

Обстоятельствами принято считать конкретные явления, возникновение которых опасно для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных органов, имущества. (Например: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии и т.д.).Данные обстоятельства, служащие основанием должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу. Сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации: общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения общества и природы.20

Чрезвычайная ситуация, если она не может быть урегулирована без применения органами государственной власти чрезвычайных мер подразделяется взависимости от кризисности на степени кризисности уже в зависимости от последствий и их масштабов.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а)попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Например, Осетино-ингушский национальный конфликт, когда политическая и криминогенная обстановка в ряде районов Республики Северная Осетия и Ингушской Республики в целом оставалась относительно стабильной, несмотря на последние события в Чеченской Республике. Это было обеспечено, главным образом, благодаря резкому введению режима чрезвычайного положения, действующему на части территорий этих республик. Хотя и медленнее, чем планировалось, принимались меры по преодолению последствий осетино-ингушского вооруженного конфликта, произошедшего осенью 1992 года, продолжался процесс возвращения вынужденных переселенцев в места постоянного проживания на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики.21

Однако действия незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике усложнили процесс окончательной ликвидации последствий осетино-ингушского вооруженного конфликта. Сохраняется реальная угроза безопасности граждан, проживающих на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, продолжаются нарушения законности и правопорядка на межнациональной почве.

Стремясь к сохранению стабильной обстановки на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики и в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации, Законом РФ «О чрезвычайном положении» и Законом Российской Федерации «О безопасности», Президент РФ постановил:

На основании пункта «а» статьи 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении» ввести с 31 января 1995г. до 31 марта 1995г. чрезвычайное положение на территориях(как уже говорилось выше о том, что режим чрезвычайного положения может вводится как на всей территории РФ так и в отдельных ее субъектах):

Республики Северная Осетия:22

Моздокского района (за исключением населенных пунктов Тель-ман, Елбаево и Садовый), Правобережного района (населенные пункты Старый Батакоюрт, Зилга, Ольгинское, аэропорт Владикавказ), Пригородного района (поселки Майский, Чермен, Комгарон, Тарское, Кур-тат, Октябрьское, Камбилеевское, Дачное, Сунжа, Донгарон) и г. Владикавказа (населенные пункты Южный, Чернореченское, Терк, Балта, Чми, Нижний Ларе, Верхний Ларе, Эзми, Карца и военный городок «Спутник»);

Ингушской Республики:

Малгобекского района (за исключением населенных пунктов Новый Редант, Чкалове), Назрановского района, Сунженского района (населенные пункты Галашки, Мужичи, Нижний Алкун, Верхний Ал-кун), Джейрахского района (населенные пункты Джейрах, Ляжги, Бейни, фуртог).

Также далее говорится об особой форме управления –« Ввести на период чрезвычайного положения в качестве особой формы управления Временную администрацию на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики (далее именуется — Временная администрация)».

Далее Указом Президента РФ устанавливаются ограничения, вводимые на период действия режима чрезвычайного положения, данные ограничения предусматривают:

  • Особый порядок въезда, выезда, а также передвижения в зоне чрезвычайного положения, предусматривающий в себя проверку документов, личный досмотр, досмотр вещей жилища и транспортных средств;
  • Запрещение проведения в зоне чрезвычайного положения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также проведение иных массовых мероприятий;
  • Усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
  • Введение цензуры на информацию, освещающую события в зоне чрезвычайного положения, с правом временного ареста печатной продукции.23
  • Выдворение нарушителей общественного порядка, не являющимися жителями данной территории, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет;
  • И т.д.

И наконец данный указ возлагает на Правительство РФ следующие задачи:

обеспечить осуществление мероприятий, связанных с введением режима чрезвычайного положения включая их финансирование;

своевременно и в полном объеме финансировать мероприятия по комплексному решению проблемы беженцев и вынужденных переселенцев;

обеспечить дальнейшее проведение переговоров по урегулированию конфликта;

оказывать через Временную администрацию Республике Северная Осетия и Ингушской Республике финансово-экономическую помощь в соответствии с федеральными программами, продолжая оказание такой помощи в зависимости от конструктивности переговорного процесса между республиками и реализации ими мер по разрешению конфликта. Запретить финансирование мероприятий по комплексному решению проблемы вынужденных переселенцев минуя главу Временной администрации;

обеспечить дальнейшее возвращение вынужденных переселенцев в места постоянного проживания в населенные пункты Чермен, Дон-гарон, Дачное, Кур тат Пригородного района Республики Северная Осетия и приступить к возвращению вынужденных переселенцев в остальные населенные пункты на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики на основе согласованного порядка;24

в марте 1995 г. разработать и представить предложения, содержащие комплекс мероприятий по снятию режима чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики с учетом складывающейся обстановки, а также предложения по созданию федеральной администрации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, произошедшего в октябре— ноябре 1992 г.

б)чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Вывод: Из выше сказанного следует, что режим чрезвычайного положения вводится по основаниям и обстоятельствам реально представляющими угрозу жизни и здоровью граждан, а также конституционному строю Российской Федерации, в целях восстановления былого положения. При этом закон предусматривает строгий перечень таких обстоятельств.

 

2.2 Процедура введения  режима чрезвычайного положения

 

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, в котором должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному незамедлительному опубликованию.

Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения:

1. После обнародования  указа Президента Российской  Федерации о введении чрезвычайного  положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.25

2. Вопрос об утверждении  указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.

3. Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации  в срок, не превышающий 72 часов  с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

4.Указ Президента Российской  Федерации о введении чрезвычайного  положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Период действия режима чрезвычайного положения ограничен временными рамками, то есть введение его без определения срока его действия не допустимо, исчисление сроков действия происходит следующим образом:

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.26

      1. 2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

Также закон регламентирует порядок отмены Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.27

Вывод: Порядок введения режима чрезвычайного положения, обнародования строго регламентирован законодателем, сроки и территория его действия, а также порядок продления и отмены. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Информация о работе Правовые основы введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации