Правовые основы защиты государственной, служебной, коммерческой, банковской, нотариальной тайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:07, реферат

Описание работы

Тайна, охраняемая законом: понятие и виды. Нормативно-правовые акты в области защиты сведений, информации, составляющих тайну.
Государственная тайна.
Служебная и коммерческая тайны.
Банковская и нотариальная тайны.

Файлы: 1 файл

гос. тайна.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Правовые основы защиты государственной, служебной, коммерческой, банковской, нотариальной тайн.

 

  1. Тайна, охраняемая законом: понятие и виды. Нормативно-правовые акты в области защиты сведений, информации, составляющих тайну.
  2. Государственная тайна.
  3. Служебная и коммерческая тайны.
  4. Банковская и нотариальная тайны.

 

 

 

  1.  Тайна, охраняемая законом: понятие и виды. Нормативно-правовые акты в области защиты сведений, информации, составляющих тайну.

 

В законодательстве понятие «тайна» недостаточно растолковано, поэтому следует разъяснять его содержание и соотношение с понятием «конфиденциальная информация».  Конфиденциальная (происходит  от латинского слова confidetia – доверие и означает «доверительный, не подлежащий огласке») – документированная информация, доступ к которой  ограничивается в соответствии с законодательством РФ и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности.  В. Даль трактует слово «тайна» как все сокрытое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, неоглашаемое.  Сравнивая смысл названных терминов, можно определить, что тайна есть вид информации, доверенный узкому кругу лиц. При этом основаниями доступа личности к тайне могут быть ее профессиональная  или  служебная деятельность, семейно – брачные отношения и др.

Конституция РФ (ст. 29) гарантирует каждому гражданину право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.  Вместе с тем  Конституция закрепляет право граждан, предприятий и  организаций, государства  на тайну.

  В  числе видов тайн,  охраняемых  законом,  наибольшее значение  имеют государственная,  коммерческая  тайны  и  тайна частной  жизни. Также выделяют служебную   тайну,  банковскую тайну и  нотариальную.

  Государство приняло ряд законодательных и подзаконных актов, регулирующих правовой режим охраны государственных и служебных секретов, а также обеспечивающих правовое закрепление института коммерческой, банковской, профессиональной и иных видов тайн и персональных данных.

К числу основных актов относят Декларацию прав и свобод человека и гражданина, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ,  Уголовные кодекс РФ, Уголовно - процессуальный  кодекс РФ, Трудовой кодекс  РФ,  ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «О безопасности», ФЗ «О государственной тайне» и др.

 

 

  1. Государственная тайна.

 

ФЗ РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 года)  регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В соответствии с этим законом государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения, о дислокации, назначении, защищенности режимных и особо важных объектов, об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов, о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и  ее отдельных регионов к возможным  военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обороны, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства,  об объемах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, влияющих на безопасность государства, о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное  распространение которых может  нанести ущерб безопасности государства, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и  результатах разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации, о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Отнесение сведений к государственной тайне и  их засекречивание осуществляется в  соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Законность заключается в соответствии засекречиваемых сведений законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

Обоснованность заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Не подлежат отнесению к государственной  тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о  состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности, о привилегиях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям,  о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации, о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании этих сведений либо, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений (порядок определения размеров ущерба  устанавливается Правительством Российской Федерации).

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Использование грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной  тайне, не допускается.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну (состоящего из четырех разделов). Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Рассекречивание сведений - снятие ранее введенных  ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

-   взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

-  изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной  власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную  тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения  перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Их решения подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

Органы государственной  власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные  архивы, получившие запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.

Уклонение должностных  лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность  отнесения сведений к государственной  тайне может быть обжалована в  суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

К органам защиты государственной  тайны относятся:

межведомственная  комиссия по защите государственной  тайны;

федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;

органы государственной  власти, предприятия, учреждения и организации  и их структурные подразделения  по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и  граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Информация о работе Правовые основы защиты государственной, служебной, коммерческой, банковской, нотариальной тайн