Правовые основы защиты государственной, служебной, коммерческой, банковской, нотариальной тайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:07, реферат

Описание работы

Тайна, охраняемая законом: понятие и виды. Нормативно-правовые акты в области защиты сведений, информации, составляющих тайну.
Государственная тайна.
Служебная и коммерческая тайны.
Банковская и нотариальная тайны.

Файлы: 1 файл

гос. тайна.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных  лиц и граждан к государственной  тайне предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

-    согласие на частичные, временные ограничения их прав;

-   письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий.

Объем проверочных  мероприятий зависит от степени  секретности сведений, к которым  будет допускаться оформляемое  лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Для должностных  лиц и граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  следующие социальные гарантии:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное  право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных  и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников  структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства  администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными  органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска  граждан к государственной тайне  устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок допуска  должностных лиц и граждан  к государственной тайне в  условиях объявленного чрезвычайного  положения может быть изменен  Президентом Российской Федерации.

Особый порядок допуска к  государственной тайне.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи  на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие  в качестве защитников в уголовном  судопроизводстве по делам, связанным  со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий.

Они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

-  признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

-  уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске  к государственной тайне принимается  руководителем органа государственной  власти, предприятия, учреждения или  организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

- расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

- однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

- возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной  тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового  договора (контракта), если такие условия  предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации  о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее  допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

-  права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

-  права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

 

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Контроль за обеспечением защиты государственной  тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

 

 

  1.  Служебная и коммерческая тайны.

   Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайны.

   В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

 Состав и объем сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления в отношении служебной и предпринимателем - в отношении коммерческой тайны.

    В ведомственных нормативный актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти.  Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носят обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. В остальном же принципиальных различий между государственной и служебной тайной практически нет, поэтому в реальной жизни в соответствующих правовых актах служебная и государственная тайна рассматриваются как синонимы с той лишь разницей, что общественная опасность распространения сведений, составляющих служебную тайну, существенно ниже, чем государственную. Обобщение практики государственных и коммерческих структур показывает, что чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава предприятия (организации); структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.

 Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляется гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также юридическим лицам, зарегистрированным на территории России и распространяется на нее независимо от вида носителя информации и формы ее представления. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия (организации). Но его полномочия законом могут быть ограничены. Так, к коммерческой тайне не может быть отнесена:

    -   информация, содержащаяся в учредительных документах;

-  информация, содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью;

- информация, содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских 
балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, в том числе в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

- информация, содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и составе работников, о наличии свободных рабочих мест;

    - информация об использовании имущества, содержащаяся в годовых отчетах фондов;

    - информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

   -  информация о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций;

  - информация о хранении, об использовании или о перемещении материалов и об использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья населения или окружающей среды, о соблюдении экологического и антимонопольного законодательства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализации причиняющей вред здоровью населения продукции, о других нарушениях законодательства  Российской  Федерации,  законодательства субъектов Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах 
причиненных при этом убытков;

-  информация о реализации государственных программ приватизации и об условиях приватизации конкретных объектов;

- информация о размерах имущества и вложенных средствах при 
его приватизации;

- информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами;

-  информация, для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом.

 Обладателю коммерческой тайны предоставлены широкие права:

- устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны;

 - использовать коммерческую тайну в экономической деятельности, в том числе в собственном производстве товаров, работ или услуг;

- передавать другим лицам на основании договоров, а также включать указанную информацию в гражданский оборот иными способами;

-  на правовую защиту режима коммерческой тайны;

-  требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ   к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки.

  Обязавшийся не разглашать коммерческую тайну вправе рассчитывать на:

- денежное или иное вознаграждение со стороны обладателя коммерческой тайны;

- на возмещение убытков, причиненных использованием информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в своих интересах.

 Режим коммерческой тайны,  устанавливаемый обладателем коммерческой тайны, - это система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны (физическое или юридическое лицо, которому в силу служебного положения, договора или на ином законном основании известна коммерческая тайна другого лица) по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации.

Информация о работе Правовые основы защиты государственной, служебной, коммерческой, банковской, нотариальной тайн