Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:07, реферат
Тайна, охраняемая законом: понятие и виды. Нормативно-правовые акты в области защиты сведений, информации, составляющих тайну.
Государственная тайна.
Служебная и коммерческая тайны.
Банковская и нотариальная тайны.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Допуск должностных
лиц и граждан к
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- согласие на частичные, временные ограничения их прав;
- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий.
Объем проверочных
мероприятий зависит от степени
секретности сведений, к которым
будет допускаться оформляемое
лицо. Проверочные мероприятия
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
преимущественное
право при прочих равных условиях
на оставление на работе при проведении
органами государственной власти, предприятиями,
учреждениями и организациями
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства
и порядок переоформления допуска
граждан к государственной
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.
Особый порядок допуска к государственной тайне.
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий.
Они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному
лицу или гражданину в допуске
к государственной тайне
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
- расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
- однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
- возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного
лица или гражданина к государственной
тайне является дополнительным основанием
для расторжения с ним
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации
о прекращении допуска
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайны.
В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Состав и объем сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления в отношении служебной и предпринимателем - в отношении коммерческой тайны.
В ведомственных нормативный актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носят обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. В остальном же принципиальных различий между государственной и служебной тайной практически нет, поэтому в реальной жизни в соответствующих правовых актах служебная и государственная тайна рассматриваются как синонимы с той лишь разницей, что общественная опасность распространения сведений, составляющих служебную тайну, существенно ниже, чем государственную. Обобщение практики государственных и коммерческих структур показывает, что чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава предприятия (организации); структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.
Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляется гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также юридическим лицам, зарегистрированным на территории России и распространяется на нее независимо от вида носителя информации и формы ее представления. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия (организации). Но его полномочия законом могут быть ограничены. Так, к коммерческой тайне не может быть отнесена:
- информация, содержащаяся в учредительных документах;
- информация, содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью;
- информация, содержащаяся
в годовых отчетах, бухгалтерских
балансах, формах государственных статистических
наблюдений и других формах годовой бухгалтерской
отчетности, в том числе в иных документах,
связанных с исчислением и уплатой налогов
и других обязательных платежей;
- информация, содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и составе работников, о наличии свободных рабочих мест;
- информация об использовании имущества, содержащаяся в годовых отчетах фондов;
- информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- информация о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций;
- информация о хранении, об
использовании или о перемещении материалов
и об использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья
населения или окружающей среды, о соблюдении
экологического и антимонопольного законодательства,
об обеспечении безопасных условий труда,
о реализации причиняющей вред здоровью
населения продукции, о других нарушениях
законодательства Российской Федерации,
законодательства субъектов Федерации, а также информация,
содержащая сведения о размерах
причиненных при этом убытков;
- информация о реализации государственных программ приватизации и об условиях приватизации конкретных объектов;
- информация о размерах имущества
и вложенных средствах при
его приватизации;
- информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами;
- информация, для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом.
Обладателю коммерческой тайны предоставлены широкие права:
- устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны;
- использовать коммерческую тайну в экономической деятельности, в том числе в собственном производстве товаров, работ или услуг;
- передавать другим лицам на основании договоров, а также включать указанную информацию в гражданский оборот иными способами;
- на правовую защиту режима коммерческой тайны;
- требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки.
Обязавшийся не разглашать коммерческую тайну вправе рассчитывать на:
- денежное или иное вознаграждение со стороны обладателя коммерческой тайны;
- на возмещение убытков, причиненных использованием информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в своих интересах.
Режим коммерческой тайны, устанавливаемый обладателем коммерческой тайны, - это система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны (физическое или юридическое лицо, которому в силу служебного положения, договора или на ином законном основании известна коммерческая тайна другого лица) по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации.