Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:07, реферат
Тайна, охраняемая законом: понятие и виды. Нормативно-правовые акты в области защиты сведений, информации, составляющих тайну.
Государственная тайна.
Служебная и коммерческая тайны.
Банковская и нотариальная тайны.
Гриф коммерческой тайны содержит словосочетание «коммерческая тайна», свидетельствующее о принадлежности информации к коммерческой тайне.
Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны. Помимо договора есть и другие меры по обеспечению режима: установление особого порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, проставление специального грифа на документах, ограничение круга лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
Подчас сведения, составляющие коммерческую тайну, как бы расчленяются между отдельными сотрудниками предприятия. В целом же никто, включая руководителя, не обладает полным набором информации о технологии производства. Например, так с секретами работают на всемирно известной фирме Coca-Cola, где с момента образования предприятия никому не удалось узнать тайну изготовления этого напитка.
Режим коммерческой тайны может быть изменен или отменен обладателем коммерческой тайны, при этом обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение или соответствующий договор.
При ликвидации юридического лица - обладателя коммерческой тайны, ликвидационной комиссии предоставлено право принимать решение о возможности и порядке дальнейшего использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну ликвидируемого юридического лица.
Большое практическое значение имеет правильное решение вопросов об охране коммерческой тайны в трудовых отношениях. Прежде всего работник обязан соблюдать установленный работодателем режим коммерческой тайны. Допуск работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия и предусматривает:
- ознакомление с положениями законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;
- принятие обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны;
- ознакомление с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну работодателя и к которым работник имеет право доступа;
- установление размера оплаты труда работника с учетом выплаты компенсации за взятые им на себя обязательства о соблюдении режима коммерческой тайны.
Размер такой компенсации устанавливается соглашением между работником и работодателем. За работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер ежемесячной надбавки к должностному окладу составляет 25%, «совершенно секретно» - 20%, «секретно» - 10%.
После прекращения трудовых отношений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после его увольнения, при этом работник обязан вернуть работодателю все имеющиеся у него носители коммерческой информации. Специальной оговоркой в соглашении возможно увеличить или уменьшить этот срок.
Возникает много вопросов, связанных с определением круга прав и обязанностей органов государственной власти и управления на доступ к коммерческой тайне.
Законодательство РФ определяет, что эти органы имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах своей компетенции, определенной законодательством РФ. Одновременно органы государственной власти и управления берут на себя обязательство обеспечить охрану коммерческой тайны от разглашения и неправомерного использования должностными лицами, которым коммерческая тайна стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Органы государственной власти и управления, ставшие обладателями коммерческой тайны, обязаны обеспечить охрану этой тайны в режиме служебной тайны.
Много сложностей возникает при решении вопроса о доступе к коммерческой тайне органов, ведущих расследование уголовных дел. В первую очередь речь идет о доступе к коммерческой тайне банков. Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» устанавливает процедуру выдачи органам предварительного следствия справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также справок по счетам и вкладам физических лиц. Такие справки выдаются только по делам, находящимся в производстве, и только с согласия прокурора. Именно таким образом обеспечивается надзор прокурора за законностью, деятельностью следователя, повышаются гарантии юридических и физических лиц по обеспечению коммерческой тайны.
В определенных ситуациях информация, которая составляет коммерческую тайну, может быть отнесена к государственной тайне. В этой ситуации обладатель коммерческой тайны, имея основания полагать, что эта информация может быть отнесена к государственной тайне, вправе направить соответствующий запрос в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны для получения экспертного заключения, которое является обязательным.
Лицо, которому коммерческая тайна стала известна в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны, в случае умышленного или неосторожного ее разглашения при отсутствии в его действиях состава преступления несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность. Что касается органов государственной власти и управления, то они несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей.
Тот, кто не выполняет законные требования должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствует осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей, подвергается мерам административного воздействия в соответствии с законодательством РФ.
Все споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом. В процессе защиты он может:
- добиваться подтверждения своих прав обладателя коммерческой тайны;
- настаивать на пресечении действий, нарушающих режим коммерческой тайны;
- просить суд обеспечить возмещение убытков, причиненных разглашением или непрерывным использованием коммерческой тайны;
- в случае невозможности определения размера убытков вследствие нарушения права на коммерческую тайну требовать выплаты компенсации в размере от 50 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Банковская тайна. При всем многообразии форм и видов коммерческой тайны наибольшее практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов, связанных с обеспечением банковской тайны. И это не случайно, поскольку ошибки и просчеты в работе с информацией, касающейся клиентов банка, влекут за собой особо неблагоприятные последствия.
В специальных нормативных актах не дается определения понятия банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.
В отдельных правовых предписаниях дается детализация общего понятия банковской тайны. Так, например, в ч. 1 ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» подчеркивается, что банковская тайна включает в себя тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов и корреспондентов банка, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией. Как следует из содержания ст. 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Банк, руководствуясь этой нормой, вправе сам расширять или сужать перечень сведений, относимых к банковской тайне. Конечно, при этом банк не вправе выходить за рамки запретов, сформулированных федеральным законодательством, касающихся объема сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне.
В Законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, по юридическим лицам. К ним относят:
- суды и арбитражные суды;
- Счетная палата РФ;
- органы Министерства по налогам и сборам;
- органы налоговой полиции;
- таможенные органы;
- органы предварительного следствия.
В отношении физических лиц этот перечень значительно сокращен. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией только:
- самим клиентам;
- судам;
- органам предварительного следствия.
В случае смерти клиента справки по их счетам и вкладам выдаются банком:
- лицам, указанным владельцем счета или вклада в завещательном распоряжении;
- нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков;
- иностранным консульским учреждениям в отношении счетов иностранных граждан.
За разглашение банковской тайны банк, кредитные и иные учреждения, обладающие этой тайной, несут ответственность. Различают два вида ответственности: договорная и деликтная. Договорная ответственность предусматривается специальным соглашением между банком и клиентом. Деликтная ответственность регламентирована в ведомственных нормативных актах и в специальных законах. В частности, ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает возможность наложения штрафных санкций на банк, нарушивший федеральное законодательство, в том числе и законодательство о коммерческой (банковской) тайне.
В ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» говорится по этому поводу, что кредитные организации, их должностные лица и работники несут ответственность за разглашение банковской тайны, включая возмещение ущерба в порядке, установленном федеральным законом.
Тайна нотариальных действий. Правовой базой сохранения нотариальной тайны является Конституция РФ (ст. 2, 18, 23, 24), где провозглашаются права на неприкосновенность частной, личной и семейной тайны, определяются обязанности государства обеспечивать эти права. Конкретные вопросы тайны нотариальной деятельности регулируются федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами. Так, например, в Федеральном законе от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» сроком на 75 лет устанавливаются ограничения на использование архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан, а также создающих угрозу для их жизни и безопасности жилища. Эти сроки применяются и для архивных данных нотариуса. В этом Законе говорится, что документированные сведения, составляющие государственную или иную (нотариальную) охраняемую законом тайну, могут быть открыты по истечении 30 лет со времени создания этих документов.
В ч. 2 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органов предварительного следствия, налоговых органов.
Сохранение нотариальной тайны — одна из важнейших обязанностей нотариуса. Эта обязанность зафиксирована в ст. 14 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
В Присяге нотариата, в частности, говорится, что нотариус обязуется хранить профессиональную тайну. Самой нотариальной деятельности присуща конфиденциальность. Иммунитет и гарантии неприкосновенности нотариуса во многом схожи с теми, которыми обладают адвокаты и судьи, что и позволяет нотариусу реально противодействовать всякого рода покушениям на нотариальную тайну.
Освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны может только суд при условии, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
При проверке деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известна более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны они могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.
В некоторых случаях нотариус по собственной инициативе формально нарушает нотариальную тайну, сообщая правоохранительным органам о ставших ему известными фактах преступных действий своих клиентов.
Подобные действия нотариуса являются правомерными, поскольку в иной ситуации нотариус может быть привлечен к уголовной ответственности за укрывательство преступлений. В таком случае речь может идти о заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений (за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание).