Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:35, курсовая работа
Цель работы – изучение нормативно-правовой базы защиты информации, сложившейся в 19 веке.
Задачи работы:
Рассмотрение законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности
Рассмотрение правовых основ защиты коммерческой тайны
Рассмотрение правовых основ защиты интеллектуальной собственности и патентного права
Рассмотрение правовых основ защиты государственной тайны
Рассмотрение правовых основ защиты профессиональной тайны
Рассмотрение правовых основ защиты служебной тайны
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 4
2 ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО. 9
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 12
4 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ. 16
5 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ 18
6 ЗАЩИТА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ. 20
7 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ XIX ВЕКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
В нем было пять статей, посвященных авторскому праву:
Вводилось
понятие контрафакции – незаконного
издания сочинений. Нарушитель должен
был заплатить законному
Первый патентный закон в России вышел в свет в 1812 году. Это был Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах». Привилегии – это свидетельство, удостоверяющее факт предъявления изобретения правительству в качестве собственности предъявителя. Они выдавались по явочной системе без предварительного рассмотрения прошения через министерство внутренних дел. Определялось право оспаривать выданную привилегию в судебных органах и доказывать факт более раннего изобретения.
Начало в деле защиты государственной тайны и уголовно-карательные меры за преступления, связанные с разглашением, передачей или утерей важных государственных документов и секретов, шпионаж и другие действия, наносящие вред государству, принадлежит Германии, примеру которой последовали другие страны, в том числе Россия.
Свод законов Российской империи (издания 1832 и 1842 годов) запрещал должностным лицам разглашать государственные тайны, под страхом смертной казни или каторги[11].
В 1845 году было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Третий раздел его посвящался преступлениям государственным. К ним относились преступления против священной особы государя императора и членов императорского дома – всякое преступное действие против жизни, здоровья или чести государя императора или членов семьи, умысел свергнуть его с престола, лишить свободы, власти верховной или ограничить ее, учинить какое-либо насилие не только в случае совершения, но и приготовления к ним. Все участвовавшие в подготовке и совершении данных преступлений, а также лица, имевшие возможность донести о злоумышлении и не сделавшие этого подвергаются тому же наказанию – смертной казни. Глава вторая определяет преступления против власти верховной и народного права и государственную измену[12]. Выдержки из Уложения см. в приложении А.
Уложение предусматривало следующие преступления:
Уложение предусматривает наказание за шпионаж и неосторожное открытие должностным лицом тайны, касающейся безопасности России. Шпионаж делится на шпионаж и приготовление к шпионажу. Виновным в шпионаже (ст. 256) мог быть признан как русский подданный, служащий или не служащий, так и иностранный подданный. Объектом посягательства являлись планы, рисунки, документы и все сведения, касающиеся безопасности России, переданные, разглашенные или опубликованные умышленно или по неосторожности. Наказание оставалось прежним, но если виновный нарушал свои служебные обязанности или объявленное ему запрещение (подписку), то он подвергался наказанию – каторга до 8 лет. Приготовления к шпионажу определены как:
За эти преступления закон предусматривает тюремное заключение либо исправительные наказания (ст. 31 и 33).
В случае, кода должностное лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов, законом было предусмотрено тюремное заключение в крепости (ст. 425).
20 апреля
1892 года начал действовать закон,
который давал полномочия
Одной из особенностей нормативно - правовой базы того периода являлось отсутствие подробного Перечня сведений составляющих государственную тайну. Можно лишь выделить отдельные группы сведений, имеющих гриф "долженствующие сохраняться в тайне": планы, чертежи, рисунки или макеты российских укреп районов, крепостей и других фортификационных сооружений, технические данные о военных корабля, сведения о содержание мобилизационных планов и расположение войск на случай войны.
Вывод: Свод законов Российской империи (издания 1832 и 1842 годов) запрещал должностным лицам разглашать государственные тайны, под страхом смертной казни или каторги . В 1845 году было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Третий раздел его посвящался преступлениям государственным. К ним относились преступления против священной особы государя императора и членов императорского дома, преступления против власти верховной и народного права, государственная измена. К преступлениям против священной особы государя императора и членов его семьи относились любые деяние против жизни, здоровья, чести императора или членов императорского дома, а также попытки свержения императора с престола или ограничения его власти. Приготовления к таким действиям, а также недонесение о планируемых преступлениях карались, как и перечисленные выше, смертной казнью.
Уложение
предусматривало наказания за открытие
иностранным подданным, как враждебных,
так и дружественных
Уложение предусматривало наказание за шпионаж и приготовления к нему. Виновным мог быть признан как русский подданный, так и иностранный. Наказание оставалось прежним, но если виновный нарушал свои служебные обязанности или объявленное ему запрещение (подписку), то он подвергался наказанию – каторга до 8 лет.
В случае, кода должностное лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов, законом было предусмотрено тюремное заключение в крепости (ст. 425).
Основной особенностью нормативно-правовой базы того времени являлось отсутствие подробного перечня сведений, составляющих государственную тайну. Можно лишь выделить отдельные группы сведений, имеющих гриф "долженствующие сохраняться в тайне": планы, чертежи, рисунки или макеты российских укреп районов, крепостей и других фортификационных сооружений, технические данные о военных корабля, сведения о содержание мобилизационных планов и расположение войск на случай войны.
Отечественное законодательство об охране профессиональной тайны ведет свою историю с середины XIX века, когда впервые в нормах Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, была установлена уголовная ответственность за нарушения режима конфиденциальности данного вида информации[9].
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, разделе VIII – О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благополучия, предусматривается ответственность за умышленное или неумышленное разглашение сведений, содержащихся в почтовых отправлениях (передача писем посторонним без согласия адресата) ямщиками или почтовыми чиновниками в виде увольнения со службы, наказание розгами. (ст. 1527 Уложения). Чиновники, распечатавшие хотя бы из любопытства, отданные для отправления письма подвергаются увольнению. Если же этот поступок был совершен для сообщения содержания письма кому-либо другому, чиновники приговариваются к увольнению, а почтальоны к определению на военную службу рядовым. Также Уложением предусматривалось наказание за утрату писем и отправлений.
В ст. 1750
предусматривается наказание
Поверенному,
который передал или
Как уже упоминалось выше, чиновники, получившие доступ к содержанию торговых книг, были обязаны сохранять полученные данные в секрете.
Вывод: К середине 19 века сформировался институт охраны профессиональной тайны. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уставе о наказаниях была определена ответственность лиц за нарушения режима конфиденциальности данного вида тайны.
Уложение
о наказаниях… предусматривало
ответственность почтовых чиновников,
биржевых маклеров, поверенных за разглашение
информации, полученной ими в результате
осуществления должностных
Чиновники, получившие доступ к торговым книгам были обязаны сохранять информацию, содержащуюся в них в секрете.
Институт
охраны профессиональной тайны был
самым неразвитым из всех. Отсутствовало
само определение тайны
Нарушениями,
имеющими отношение к служебной
тайне, посвящено большинство статей
десятой глава Уложения… «О медленности,
нерадивости и несоблюдении установленного
порядка в отправлении
Согласно
им, сотрудник, на время своего отсутствия
оставивший документы неубранными
в сейф, то первые два раза за такое
нарушение он получает выговор (различной
степени строгости), а в третий
раз вычет от стажа службы в
табеле о рангах от одного до шести
месяцев. За утрату отправленных документов
через частных людей или
Если
вследствие этого разглашения произошли
или должны были произойти неблагожелательные
последствия, то в первый раз виновный
получает строгий выговор с внесением
в послужной список, во второй раз
– вычет от трех месяцев до одного
года из времени службы или отстранение
от должности. Если от разглашения дел
или сообщения посторонним
Информация о работе Правовые основы защиты информации в Российской империи в XIX в