Правовые основы защиты информации в Российской империи в XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение нормативно-правовой базы защиты информации, сложившейся в 19 веке.
Задачи работы:
Рассмотрение законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности
Рассмотрение правовых основ защиты коммерческой тайны
Рассмотрение правовых основ защиты интеллектуальной собственности и патентного права
Рассмотрение правовых основ защиты государственной тайны
Рассмотрение правовых основ защиты профессиональной тайны
Рассмотрение правовых основ защиты служебной тайны

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 4
2 ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО. 9
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 12
4 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ. 16
5 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ 18
6 ЗАЩИТА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ. 20
7 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ XIX ВЕКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

курсовая история зи.docx

— 65.18 Кб (Скачать файл)

В нем  было пять статей, посвященных авторскому праву:

    • Регистрация авторского права осуществлялась в форме разрешения цензуры на издание
    • Несоблюдение цензурных правил вело к потере авторами своих прав
    • Каждый сочинитель имел исключительные права всю жизнь пользоваться своим произведением
    • Наследники могли пользоваться этим правом в течении 25 лет. С 1857 года этот срок увеличился до 50 лет.
    • После истечения срока произведение становилось достоянием общественности.

Вводилось понятие контрафакции – незаконного  издания сочинений. Нарушитель должен был заплатить законному издателю в 2 раза больше, чем издержки на печатание 1200 экз. Часть этой суммы шла в казну, остальное – издателю.

Первый  патентный закон в России вышел  в свет в 1812 году. Это был Манифест «О привилегиях на разные изобретения  и открытия в ремеслах и художествах». Привилегии – это свидетельство, удостоверяющее факт предъявления изобретения  правительству в качестве собственности  предъявителя. Они выдавались по явочной  системе без предварительного рассмотрения прошения через министерство внутренних дел. Определялось право оспаривать выданную привилегию в судебных органах  и доказывать факт более раннего  изобретения.

 

 

3 ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ТАЙНЫ

 

Начало  в деле защиты государственной тайны  и уголовно-карательные меры за преступления, связанные с разглашением, передачей  или утерей важных государственных  документов и секретов, шпионаж и  другие действия, наносящие вред государству, принадлежит Германии, примеру которой  последовали другие страны, в том  числе Россия.

Свод  законов Российской империи (издания 1832 и 1842 годов) запрещал должностным  лицам разглашать государственные  тайны, под страхом смертной казни  или каторги[11].

В 1845 году было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Третий раздел его посвящался преступлениям  государственным. К ним относились преступления против священной особы государя императора и членов императорского дома – всякое преступное действие против жизни, здоровья или чести государя императора или членов семьи, умысел свергнуть его с престола, лишить свободы, власти верховной или ограничить ее, учинить какое-либо насилие не только в случае совершения, но и приготовления к ним. Все участвовавшие в подготовке и совершении данных преступлений, а также лица, имевшие возможность донести о злоумышлении и не сделавшие этого подвергаются тому же наказанию – смертной казни. Глава вторая определяет преступления против власти верховной и народного права и государственную измену[12]. Выдержки из Уложения см. в приложении А.

Уложение  предусматривало следующие преступления:

  • Открытие российским подданным какой-либо государственной тайны иностранным подданным, даже не враждебных к России государств, а также сообщение им планов российских крепостей и других укрепленных сооружений, гаваней, портов, арсеналов или опубликование этих планов без разрешения правительства наказывалось по ст. 256 – поселение в отдаленнейших местах Сибири.
  • Открытие чиновником ГТ иностранным правительствам, с намерением – то же наказание или без намерения – по неосторожности наказывалось по ст. 425 – увольнение со службы и тюремное заключение в крепость[12].

Уложение  предусматривает наказание за шпионаж  и неосторожное открытие должностным  лицом тайны, касающейся безопасности России. Шпионаж делится на шпионаж  и приготовление к шпионажу. Виновным в шпионаже (ст. 256) мог быть признан как русский подданный, служащий или не служащий, так и иностранный подданный. Объектом посягательства являлись планы, рисунки, документы и все сведения, касающиеся безопасности России, переданные, разглашенные или опубликованные умышленно или по неосторожности. Наказание оставалось прежним, но если виновный нарушал свои служебные обязанности или объявленное ему запрещение (подписку), то он подвергался наказанию – каторга до 8 лет. Приготовления к шпионажу определены как:

  • Самовольная съемка или составление рисунка или описание российского укрепления или местности его окружающей и т.д.
  • Добывание планов, рисунков, документов или их копий хранящихся в тайне, с целью сообщения их не враждебной державе.
  • Снятие копий с планов, рисунков, документов и собирание сведений или изложение их письменно, с целью передачи их не враждебной державе.
  • Проникновение обманным путем в российские укрепления или военные порты и т.д.

За эти  преступления закон предусматривает  тюремное заключение либо исправительные наказания (ст. 31 и 33).

В случае, кода должностное лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов, законом было предусмотрено  тюремное заключение в крепости (ст. 425).

20 апреля 1892 года начал действовать закон,  который давал полномочия министру  юстиции, по соглашению с военным  министром или управляющим морским министерством, лиц гражданских ведомств судить военным судом (за преступления, указанные в ст. 256).

Одной из особенностей нормативно - правовой базы того периода являлось отсутствие подробного Перечня сведений составляющих государственную  тайну. Можно лишь выделить отдельные  группы сведений, имеющих гриф "долженствующие сохраняться в тайне": планы, чертежи, рисунки или макеты российских укреп  районов, крепостей и других фортификационных сооружений, технические данные о  военных корабля, сведения о содержание мобилизационных планов и расположение войск на случай войны.

Вывод: Свод законов Российской империи (издания 1832 и 1842 годов) запрещал должностным лицам разглашать государственные тайны, под страхом смертной казни или каторги . В 1845 году было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Третий раздел его посвящался преступлениям государственным. К ним относились преступления против священной особы государя императора и членов императорского дома, преступления против власти верховной и народного права, государственная измена. К преступлениям против священной особы государя императора и членов его семьи относились любые деяние против жизни, здоровья, чести императора или членов императорского дома, а также попытки свержения императора с престола или ограничения его власти. Приготовления к таким действиям, а также недонесение о планируемых преступлениях карались, как и перечисленные выше, смертной казнью.

Уложение  предусматривало наказания за открытие иностранным подданным, как враждебных, так и дружественных государств, какой-либо государственной тайны. Наказание – поселение в Сибири или заключение в крепости (если разглашение было произведено по неосторожности).

Уложение  предусматривало наказание за шпионаж  и приготовления к нему. Виновным мог быть признан как русский  подданный, так и иностранный. Наказание оставалось прежним, но если виновный нарушал свои служебные обязанности или объявленное ему запрещение (подписку), то он подвергался наказанию – каторга до 8 лет.

В случае, кода должностное лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов, законом было предусмотрено  тюремное заключение в крепости (ст. 425).

Основной особенностью нормативно-правовой базы того времени являлось отсутствие подробного перечня сведений, составляющих государственную тайну. Можно лишь выделить отдельные группы сведений, имеющих гриф "долженствующие сохраняться в тайне": планы, чертежи, рисунки или макеты российских укреп районов, крепостей и других фортификационных сооружений, технические данные о военных корабля, сведения о содержание мобилизационных планов и расположение войск на случай войны.

 

4 ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ТАЙНЫ.

 

Отечественное законодательство об охране профессиональной тайны ведет свою историю с  середины XIX века, когда впервые в нормах Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, была установлена уголовная ответственность за нарушения режима конфиденциальности данного вида информации[9].

 В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных,  разделе VIII – О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благополучия, предусматривается ответственность за умышленное или неумышленное разглашение сведений, содержащихся в почтовых отправлениях (передача писем посторонним без согласия адресата) ямщиками или почтовыми чиновниками в виде увольнения со службы, наказание розгами. (ст. 1527 Уложения). Чиновники, распечатавшие хотя бы из любопытства, отданные для отправления письма подвергаются увольнению. Если же этот поступок был совершен для сообщения содержания письма кому-либо другому, чиновники приговариваются к увольнению, а почтальоны к определению на военную службу рядовым. Также Уложением предусматривалось наказание за утрату писем и отправлений.

В ст. 1750 предусматривается наказание биржевым маклерам за преждевременную  огласку  торговой сделки против воли продавца или покупателя: в первый раз –  взыскание 75 рублей, во второй – отстранение  от должности.

Поверенному, который передал или намеревался  передать вверенные ему документы  противнику своего доверителя без согласия его и не по распоряжению суда, в  зависимости от причиненных убытков  подвергался заключению в тюрьму на срок от 3 месяцев до года. Если содеянное совершено их корыстных побуждений, виновного подвергали ссылке. Кроме того, он был обязан возместить ущерб[13].

Как уже  упоминалось выше, чиновники, получившие доступ к содержанию торговых книг, были обязаны сохранять полученные данные в секрете.

Вывод: К середине 19 века сформировался институт охраны профессиональной тайны.  В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уставе о наказаниях была определена ответственность лиц за нарушения режима конфиденциальности данного вида тайны.

Уложение  о наказаниях… предусматривало  ответственность почтовых чиновников, биржевых маклеров, поверенных за разглашение  информации, полученной ими в результате осуществления должностных обязанностей. Это наказание, в основном заключалось  в отстранении от должности и выплаты ущерба пострадавшей стороне.

Чиновники, получившие доступ к торговым книгам были обязаны сохранять информацию, содержащуюся в них в секрете.

Институт  охраны профессиональной тайны был  самым неразвитым из всех. Отсутствовало  само определение тайны профессиональной. Хотя отдельные элементы ее охраны присутствовали в различных отраслях деятельности, и ответственность  за ее разглашение была предусмотрена  рядом нормативных актов.

 

5 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

 

Нарушениями, имеющими отношение к служебной  тайне, посвящено большинство статей десятой глава Уложения… «О медленности, нерадивости и несоблюдении установленного порядка в отправлении должности».

Согласно  им, сотрудник, на время своего отсутствия оставивший документы неубранными  в сейф, то первые два раза за такое  нарушение он получает выговор (различной  степени строгости), а в третий раз вычет от стажа службы в  табеле о рангах от одного до шести  месяцев. За утрату отправленных документов через частных людей или оставленных  без присмотра дел и бумаг  полагается вычет от службы на срок от одного до шести месяцев или  увольнение. За утрату работником бумаг, доверенных ему по службе, по небрежности  или неосторожности положены наказания  разной степени тяжести: выговор  с внесением в послужной список, вычет от службы от трех месяцев  до одного года или удаление от должности. За разглашение дел, проходящих в судебных и правительственных учреждениях и за сообщение без разрешения какого-либо из актов или других принадлежащих к делам бумаг посторонним лицам, вопреки установленному порядку, виновный, если при этом не было отягчающих обстоятельств (других преступлений, злоупотребления должностью) подвергается: в первый раз – замечание или выговор, во второй раз – строгий выговор или вычет из службы от трех месяцев до одного года, в третий – отстранение от должности[13, ст. 447-449].

Если  вследствие этого разглашения произошли  или должны были произойти неблагожелательные последствия, то в первый раз виновный получает строгий выговор с внесением  в послужной список, во второй раз  – вычет от трех месяцев до одного года из времени службы или отстранение  от должности. Если от разглашения дел  или сообщения посторонним бумаг, вверенных по службе, может пострадать чья-либо честь, то виновный подвергается наказанию ст. 449 и публичному прошению прощения у оскорбленных.  Ст. 450 предполагает ответственность за недозволенное (хотя и без корыстных целей или иных личных видов и побуждений) сообщение мнения судей или судебных актов, или других принадлежащих к делам бумаг лицам, прикосновенным к делу, непосредственно или через других, виновный в том чиновник подвергается строгому выговору  с внесение иди без внесения в послужной список, удалению от должности. Если это разглашение было злонамеренным, и способствует сокрытию истины или к избеганию заслуженного наказания, то виновный наказывался отстранением от службы и получал дополнительное наказание за укрывательство преступления.

Информация о работе Правовые основы защиты информации в Российской империи в XIX в