Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Права покупателя при покупке товара ненадлежащего качества.
Согласно российскому законодательству, если потребителю продан товар ненадлежащего качества и если это не было оговорено продавцом, то потребитель вправе по своему выбору выдвинуть определённые требования. Он имеет право потребовать от продавца:
1. соразмерного уменьшения покупной цены;
2. безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3. возмещения своих расходов на устранение недостатков товара(об этом также говорится в статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Содержание работы

Введение…………………………………………..……………………..….…..3-5
1. Права покупателя при покупке товара ненадлежащего качества……….5-13
2. Документы и сроки предъявления покупателем требований в отношении недостатков товара………...…………………………………………………13-18
3. Устранение недостатков товара, его замена и расчёты с покупателем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества………..............18-24
4. Рекомендации……………………………………………………………...24-30
На купленную вещь имеют права третьи лица………………………………...26
Гарантийный срок…………………………………………………….……...26-27
Срок гарантии истёк………………………………………….……….……..27-28
Изучение информации о товаре………………………………….….............28-29
Взыскание убытков с продавца…………………………………………..…29-30
5. Судебная практика……..…………..………….………………………..…30-34
Заключение……………………………...…………………………………….....34
Литература……………………………………...………………………

Файлы: 1 файл

курсач гражданка.docx

— 52.53 Кб (Скачать файл)

3) если было прочитано в газете рекламное объявление с описанием основных свойств предлагаемых товаров и направлена заявка на приобретение по указанному адресу, можно быть уверенным, что будет получен товар, соответствующий напечатанной рекламе. В противном случае, продавец рискует быть оштрафованным органами, осуществляющими контроль за распространением недобросовестной рекламы, и кроме того, можно предъявить к нему требования, связанные с приобретением товара ненадлежащего качества;

4) всегда нужно помнить о том, что на отдельные качественные характеристики товара существуют обязательные требования, определенные в установленном законом порядке. Обычно эти требования содержатся в различного рода нормах и правилах (СНИПах), которые разрабатываются Государственным управлением стандартизации в РФ (Госстандарт России). Конечно, достаточно обременительно каждый раз, готовясь к покупке, обращаться к этим, достаточно специальным актам. Поэтому нужно помнить, что практически на все более или менее распространенные товары Госстандартом разработаны специальные правила. Они направлены на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей, а также на предотвращение вреда имуществу потребителей, соответствие требований технической и информационной совместимости общепринятым потребительским характеристикам продукции, ее упаковке, хранению, утилизации. Эти товары подлежат обязательной сертификации. В эту группу товаров входит и вся дорогостоящая и технически сложная продукция. Потребитель имеет право потребовать у продавца сертификат на предлагаемый им товар.

На купленную  вещь имеют права третьи лица

Подготовившись  к покупке подходящего по качеству товара, нужно помнить еще о  такой вещи, как права третьих  лиц на приобретаемый товар. Эта  проблема актуальна для тех, кто  делает покупку товара, реализуемого по договору комиссии. Нужно избегать этот негативный факт, обращаясь в  органы, осуществляющие государственную  регистрацию автотранспортных средств  или квартир, а также в органы внутренних дел для выяснения, не находится ли эта вещь в розыске  или под арестом. Надо помнить  об обязанности продавца передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Нарушение этой обязанности  дает право требовать уменьшения цены товара, либо расторжения договора купли-продажи.

Гарантийный срок

 

При подготовке к покупке нужно подумать еще  о двух вещах. Это гарантийный  срок, в течение которого можно  потребовать от изготовителя или  продавца безвозмездного устранения недостатков  у купленной вещи, и о реализации изготовителем своей обязанности  по обеспечению ремонта и технического обслуживания товара в течение срока службы. Действующий порядок определения и установления гарантийных сроков на товары направлен на обеспечение проявления инициативы изготовителя в установлении таких сроков. Законодательство предоставляет возможность самому изготовителю установить такой срок. В противном случае, этот срок ограничивается разумными пределами, но не свыше двух лет.

Закон "О  защите прав потребителей" устанавливает  и такую дифференциацию: в отношении  движимых вещей - в течение шести  месяцев, в отношении недвижимости - два года. В любом случае, при  приобретении товара необходимо обратить внимание на наличие гарантийного срока  и требовать от продавца выдачи гарантийного талона. 

Особые правила  по определению гарантийного срока  установлены в отношении комплектующих  частей покупки. Закон дает право  требовать устранения недостатков  в комплектующей части или  ее замены в пределах гарантийного срока, установленного на вещь в целом, или в пределах гарантийного срока, установленного на это комплектующее  изделие, ели он превышает гарантийный  срок, установленный для товара в  целом.

Срок гарантии истёк

Есть две  возможности постараться исправить  сложившуюся ситуацию. Если недостатки были обнаружены со дня приобретения товара, можно попытаться доказать, что недостатки товара возникли еще  до передачи, или по причинам, возникшим  до этого момента. Доказывать это  нужно каждый раз особым образом. Тут все зависит от сообразительности  потребителя. Например, если перестал работать телевизор, то не спешите заняться ремонтом самостоятельно, а обратитесь в ближайшую службу изготовителя или в фирменный магазин продавца и потребуйте зафиксировать факт нетронутых заводских пломб, а потом  уже просить о проведении экспертизы. То же самое требуйте от продавца, если он взял на себя функции гаранта.

Если приобрели  товар, который по истечении двух лет перестал радовать своими достоинствами, то помните, что есть возможность  потребовать от изготовителей обеспечить возможность использования товара в течение срока службы. Под сроком службы Закон понимает период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить возможность использования товара по назначению. В течение этого же срока изготовитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Обязанность доказательств вины в этом случае ложится на покупателя. Право устанавливать длительность срока службы лежит на изготовителе, но в случае, если этого, по тем или иным причинам, не сделано, то такая длительность установлена Законом- 10 лет.

Изучение  информации о товаре

Вы решились на покупку, но где получить всю необходимую  информацию, и какие права предоставляются  потребителю в случае ее отсутствия. Информация об изготовителе и реализуемых  им товарах, а также о продавце, осуществляющем реализацию товара, должна доводиться в наглядной и доступной  форме, чтобы мы знали, с кем имеем  дело, и продукцию с каким качественными  характеристиками приобретаем. Нужно  взять за правило, что приобретая вещь, особенно дорогостоящую, необходимо выяснить у продавца следующий минимум  информации:

1) об изготовителе: профиль деятельности и форма организации, фирменное наименование/простое наименование, юридический адрес/местонахождение;

2) такую же  информацию потребителю должны  предоставить о продавце товара;

3) особого внимания требует изучение информации о товаре. Особо следует обратить внимание на наличие сведений о соответствии обязательным стандартам. Просите познакомить Вас с сертификатом соответствия. Кроме того, на товаре или упаковке должен быть знак соответствия (знаки соответствия установлены ГОСТом 28 196-90).

4) внимательно  изучите информацию о потребительских  свойствах вещи (если вещь импортная,  то инструкция должна быть  переведена на русский язык), наличие у товара гарантийного срока и срока службы, адреса сервисных служб изготовителя, которые обеспечат ремонт. В случае предоставления ненадлежащей информации о товаре (то есть недостоверной, недостаточно полной или несвоевременной), Вы приобретаете право на возмещение убытков.

Приобретая  вещь, не забывайте товарный чек  или иной документ, подтверждающий оплату товара. Пренебрегая этим, Вы рискуете в случае каких-либо осложнений обращаться к помощи свидетелей, а  это не всегда просто сделать. Проверьте  наличие техпаспорта и гарантийного талона, если гарантийный срок установлен продавцом или изготовителем. Если приобретенная  вещь требует еще  дополнительного оформления (например, регистрация автомобиля в органах  ГАИ), проверьте наличие документов, подтверждающих право собственности  продавца на эту вещь или требуйте от него пройти все необходимые формальности. Не забывайте подвергнуть приобретаемую  вещь внешнему осмотру на наличие  внешних дефектов и просите у  продавца продемонстрировать ее в действии.

Взыскание убытков  с продавца

Если приобрели  товар, качество которого не удовлетворяет  потребностям и желаниям, а главное  тому, что было обещано при самой  покупке, есть шанс не только исправить  сложившееся положение, но даже получить некоторое дополнительное удовлетворение:

1) убытки. Упущенная выгода определяется достаточно сложно, но в некоторых случаях это возможно;

2) неустойку сверх убытков в случаях, оговоренных ниже;

3) оплаты доставки товара (крупногабаритного и весом более 5 кг.) для ремонта, уценки, замены за счет продавца, или за Ваш счет с последующим возмещением продавцом или изготовителем Вам расходов по доставке;

Закон возлагает  на покупателя обязанность доказать, что причины по которым товар  вышел из строя, возникли до момента  передачи товара покупателю. Поэтому  стремитесь избежать подобных просчетов  и покупайте товар с установленной гарантией, потому что в этом случае доказательства своей невиновности ложатся на продавца, а Вам лишь нужно предъявить неисправный товар.

Судебная  практика

Определение Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда РФ от 16 января 2004г. №46-ВОЗ-19 по делу о защите прав покупателя

Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации… рассмотрела  в судебном заседании 16 января 2004г. по надзорной жалобе Ш. на определение  президиума Самарского областного суда от 17 июля 2003г. дело по иску Ш. к ОАО  «АвтоВАЗ» о замене автомобиля, взыскании  неустойки и компенсации морального вреда.

Заслушав  доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации  установила:

Ш. обратилась в суд с иском к ОАО «АвтоВАЗ», в котором просила обязать  ответчика принять автомобиль, выплатить  его рыночную стоимость, неустойку  и компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что 19 июня 2001г. она приобрела  автомобиль ВАЗ-21103. В процессе эксплуатации автомобиля были обнаружены дефекты, и  истицей в адрес ОАО «АвтоВАЗ»  была направлена претензия с требованием  о принятии автомобиля, выплате его  рыночной стоимости и возмещении убытков. В удовлетворении претензии  истице было отказано, в связи с  чем она обратилась в суд. Впоследствии Ш. изменила исковые требования, просила  заменить автомобиль, выплатить неустойку  в сумме 208800 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. и расходы, связанные с проведением экспертизы, в сумме 1600 руб.

Решением  Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2002г. иск удовлетворён частично: ОАО «АвтоВАЗ»  обязано заменить Ш. автомобиль ВАЗ-21103 на новый автомобиль аналогичной  марки, с ответчика в пользу истицы взыскана неустойка 33000 руб., расходы на экспертизу- 1600 руб. и компенсация морального вреда- 1000 руб.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Определением  президиума Самарского областного суда от 17 июля 2003г. решение суда было отменено в части взыскания с ответчика  в пользу истицы неустойки и компенсации  морального вреда, в удовлетворении этой части иска было отказано.

В надзорной  жалобе Ш. просит отменить определение  президиума Самарского областного суда от 17 июля 2003г. и оставить в силе решение  Автозаводского районного суда г. Тольятти от 20 декабря 2002г.

Определением  судьи Верховного Суда РФ от 8 сентября 2003г. дело было истребовано в Верховный  Суд РФ и определением от 16 декабря 2003г. передано на рассмотрение в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Проверив  материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит  надзорную жалобу Шаймардановой Р.К. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального  кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений  в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или  процессуального права.

Президиум Самарского областного суда, отменяя решение  суда первой инстанции в части, указал на то, что согласно п.3 ст.18 Закона РФ от 7 февраля 1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»  в случае продажи товара ненадлежащего  качества потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или замены на товар  аналогичной марки, а вместо предъявления этих требований возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и  потребовать возврата уплаченной за него суммы, в связи, с чем оснований  для взыскания неустойки и  компенсации морального вреда в пользу Ш., которая не была лишена возможности эксплуатировать автомобиль, не имеется.

Эти выводы суда надзорной инстанции не соответствуют  нормам материального права.

Факт выпуска  ответчиком и продажи автомобиля ненадлежащего качества истице при  рассмотрении дела в суде первой инстанции  был подтверждён документально  и никем не оспаривался.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей»  моральный вред, причинённый потребителю  вследствие нарушения изготовителем  или организацией, выполняющей функции  изготовителя на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных  законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения  в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Суд первой инстанции в решении правильно  указал на то, что моральный вред истице причинён в результате изготовления ответчиком технически сложного, опасного в эксплуатации, дорогостоящего, но некачественного товара. Кроме того, ответчик длительное время уклонялся  от удовлетворения законных требований потребителя во внесудебном порядке, что также правильно истолковано  судом как обстоятельство, подтверждающее факт причинения истице по вине ответчика  морального вреда.

Вывод суда надзорной инстанции об отсутствии вины изготовителя некачественного  автомобиля не соответствует материалам дела и основан на неверном толковании и применении норм материального  права.

Не является основанием для отмены решения суда и то обстоятельство, что спорный  автомобиль находился во владении истицы в тот период времени, за который  судом была определена сумма неустойки.

Согласно  ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей»  требования потребителя, в частности, о возмещении убытков, причинённых  расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего  качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества