Правовые проблемы инвестиционного договора в Республике Казахстан
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:03, курсовая работа
Описание работы
Любая отрасль казахстанского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов.
Содержание работы
Введение 1 Понятие и функции гражданско-правовых договоров 1.1 Сущность договора 1.2 Проявление свободы договора 1.3 Условия заключения договоров 2. Инвестиционные договора как средство регулирования инвестиционной деятельности 2.1 Правовое положение инвестиционной деятельности в Республике Казахстан 2.2 Правовая характеристика договоров регулирующих инвестиционную деятельность 3. Проблемы инвестиционного договора. Заключение Список использованных источников
На основе анализа норм Закона
об инвестициях и других подзаконных актов
можно представить динамику заключения,
изменения и расторжения контракта, предусматривающего
инвестиционные преференции (который,
полагаем, может быть назван – контракт
на преференции) следующим образом.
1. Предварительная
стадия включает два этапа. Первый
этап – подача заявки и ее рассмотрение.
Для заключения контракта на преференции
необходимо подать заявку в уполномоченный
орган, который определяет ее соответствие
следующим требованиям: соответствие
предполагаемой инвестиционной деятельности
перечню приоритетных видов деятельности;
осуществление инвестиций в фиксированные
активы казахстанского юридического лица
для создания новых, расширения и обновления
действующих производств; предоставление
инвестором необходимых документов.
Второй этап – принятие решения
уполномоченным органом. Комитет по инвестициям
принимает решение о предоставлении инвестиционных
преференций и направляет заявителю ответ
в письменной форме в течение тридцати
рабочих дней с момента регистрации заявки.
2. Заключение договора.
Здесь также можно выделить два этапа
(но сразу же оговоримся, что за основу
взяты положения Закона об инвестициях,
а не наши представления о процедуре заключения
договора).
Первый этап – подготовка контракта
для подписания. Уполномоченный орган
в течение десяти рабочих дней со дня принятия
решения о предоставлении инвестиционных
преференций подготавливает для подписания
контракт с учетом положений модельного
контракта. Постановлением Правительства
РК от 08.05.2003 г. был утвержден модельный
контракт на осуществление инвестиций,
предусматривающий инвестиционные преференции[12],
устанавливающий юридические рамки договорных
взаимоотношений между уполномоченным
органом (Комитетом по инвестициям Министерства
индустрии и торговли РК) и инвестором
в соответствии с применимым правом с
целью осуществления инвестиционной деятельности
в определенном приоритетном виде деятельности.
Второй этап – регистрация
контракта. Контракт регистрируется уполномоченным
органом в течение пяти рабочих дней со
дня подписания и вступает в силу со дня
его регистрации.
Модельным контрактом на осуществление
инвестиций определяются взаимные права
и обязанности сторон. В частности, Комитет
по инвестициям имеет право: определять
условия и порядок заключения и расторжения
контрактов, подписывать и регистрировать
контракты; проводить мониторинг и контроль
за реализацией инвестиционного проекта;
осуществлять иные права (всего четыре
позиции); тогда как к обязанностям уполномоченного
органа отнесены всего две позиции: предоставлять
инвестиционные преференции в соответствии
с условиями контракта; оказывать помощь
в урегулировании инвестиционных споров
с участием инвестора в досудебном порядке.
В противоположность этому, в соответствии
с модельным контрактом инвестору предоставляется
право: 1) предпринимать любые действия,
не противоречащие условиям контракта
и действующему законодательству РК, для
реализации согласованного инвестиционного
проекта; 2) импортировать активы, в том
числе оборудование и иные материалы,
необходимые для осуществления инвестиционной
деятельности в рамках действующего законодательства;
3) в установленном порядке вносить в уполномоченный
орган предложения по внесению изменений
и (или) дополнений в контракт. И устанавливаются
обязанности по девяти позициям. Так, инвестор
обязуется: 1) осуществлять инвестиционную
деятельность и пуск производства согласно
рабочей программе; 2) осуществлять инвестиции,
указанные в контракте, согласно рабочей
программе; 3) соблюдать действующее законодательство
РК и положения контракта при реализации
инвестиционного проекта; 4) не изменять
вид инвестиционной деятельности и не
нарушать условия инвестиционного проекта,
по которому были предоставлены инвестиционные
преференции; 5) внедрять системы непрерывного
обучения местных кадров, повышать уровень
их квалификации; 6) проводить работу по
повышению квалификации казахстанских
кадров; 7) предоставлять информацию о
ходе реализации инвестиционного проекта,
затребованную уполномоченным органом,
и соблюдать сроки предоставления отчетов;
8) применять современные технологии при
осуществлении инвестиций в фиксированные
активы; 9) в течение срока действия контракта
не отчуждать и не передавать в аренду
фиксированные активы, приобретенные
всоответствии с рабочей программой контракта
[12]. Как видим, в данной конструкции,
называемой контрактом, практически ничего
нет от гражданско-правового договора.
3. Расторжение договора.
Общие условия расторжения контракта
предусматриваются Законом РК
об инвестициях (ст. 22). Действие инвестиционных
преференций прекращается по
истечении срока действия контракта
либо может быть прекращено
до истечения такого срока: по
соглашению сторон и в одностороннем
порядке. Комитет по инвестициям
вправе в одностороннем порядке
расторгнуть контракт по истечении
трех месяцев с момента письменного
уведомления юридического лица
РК, заключившего контракт, об этом
в следующих случаях: 1) при неисполнении
юридическим лицом РК, заключившим
контракт, своих обязательств по
контракту; 2) при выявлении искажения
или сокрытия сведений в отчетности, представляемой
юридическим лицом РК, заключившим контракт
[12]. Комитет по инвестициям вправе
расторгнуть контракт в одностороннем
порядке в случае нарушения законодательства
РК, здесь существенным является: нарушение
законодательства инвестором должно быть
связано с реализацией взятых на себя
обязательств по инвестиционному проекту
и заключенному контракту и существенно
влиять на условия контракта; является
ли нарушение законодательства умышленным
или совершено по грубой небрежности.
Законодательством об инвестициях устанавливается
ответственность юридического лица РК,
заключившего контракт, по возмещению
убытков и возврату всей недоплаченной
суммы налогов и таможенных пошлин вследствие
предоставленных по контракту преференций
с применением соответствующих штрафных
санкций, предусмотренных законодательством.
Досрочное прекращение контракта служит
основанием для возврата юридическим
лицом РК, заключившим контракт, имущества
в натуре, предоставленного ему в качестве
государственного натурного гранта, либо
первоначальной его стоимости на дату
передачи в соответствии с условиями контракта.
В заключение следует отметить, что в действующем
законодательстве самым подробным и детальным
образом регламентируются вопросы, связанные
с заключением, исполнением, изменением
и расторжением инвестиционного контракта.
На наш взгляд, это свидетельствует как
о заинтересованности государства в осуществлении
инвестиций в приоритетных секторах экономики,
так и о значимости самого инвестиционного
контракта. Однако данный контракт, заключаемый
с Комитетом по инвестициям, в соответствии
с которым предоставляются инвестиционные
преференции, не может быть признан договором,
поскольку он содержит только отдельные
элементы договора, и по своей сути является
односторонним решением компетентного
государственного органа. В целом, следует
четко разграничивать понятия «инвестиционный
контракт» – договор, и «контракт о предоставлении
инвестиционных преференций» – административный
акт властного органа, оформленный в виде
договора. В первом случае, имеется в виду
инвестиционный контракт как гражданско-правовой
договор, во втором случае – властное
решение государственного органа о предоставлении
инвестору налоговых преференций, натурных
грантов, и (или) освобождении его от обложения
таможенными пошлинами. Разумеется, нельзя
согласиться с тем, чтобы эти два различных
понятия смешивались, чтобы избежать этого,
следует законодательно определить, что
инвестиционный контракт – это гражданско-правовой
договор, а в случае принятия решения о
предоставлении инвестиционных преференций
использовать иную терминологию, более
точно отражающую суть данного явления
(например, акт, решение и т. п.). Конечно,
государство заинтересовано в развитии
отдельных секторов экономики (получивших
название приоритетных), и именно поэтому
инвесторам, осуществляющим деятельность
в этих сферах, предоставляются значительные
льготы и преференции. Этим же объясняется
детальная регламентация в законодательстве
порядка и условий заключения, исполнения,
изменения, прекращения контракта о предоставлении
инвестиционных преференций. Все это свидетельствует
как о значимости самого инвестиционного
контракта, так и о важности равномерного
и поступательного экономического развития
страны. Вместе с тем, только с помощью
предоставления инвестиционных преференций
и мер стимулирования инвесторов не добиться
реального развития экономики. Необходимо
взвешенное и рациональное сочетание
стимулирующих, контролирующих и защитных
мер, направленных на обеспечение экономического
роста.
Таким образом, инвестиционный контракт –
это особая разновидность гражданско-правового
договора, выделяемая не по видам деятельности,
как традиционно формируется система
гражданско-правовых договоров, а по экономическим
сферам. В целях дальнейшего развития
и совершенствования действующего инвестиционного
законодательства Республики Казахстан
необходимо четко определить понятие
инвестиционного договора (контракта),
условия договора, форму и порядок его
заключения и расторжения, а также отдельные
виды инвестиционных договоров, с установлением
общих начал и правил применения их на
практике.
Заключение
В заключении необходимо привести выводы
по исследованию, проведенному в данной
курсовой работе.
Итак, при стремительном развитии
рыночных отношений в Казахстане, коренной
ломке старой командно-административной
системы обнажилась потребность в новом
регуляторе не только хозяйственных, но
и гражданских имущественных отношений.
Очевидно, что таким регулятором призван
быть гражданско-правовой договор, надёжность
и универсальность которого проходили
на прочность на протяжении тысячелетий.
В наше время наибольшую актуальность
приобрёл договор, как регулятор хозяйственных
отношений.
Можно сказать, что последние
годы наше общество «заболело договорной
эйфорией». Договора заключаются буквально
по любому поводу, люди как будто пытаются
наверстать упущенное за прошедшие десятилетия.
В настоящее время реализация любого коммерческого
мероприятия невозможна без заключения
договора, так именно с помощью договора
воплощаются замыслы и расчеты его участников,
их стремление получить прибыль.
Все деловые отношения между
субъектами рынка регламентируются законодательством
и теми условиями, которые они предусмотрели
при заключении договора, и успех всего
коммерческого предприятия зачастую зависит
от того, как грамотно составлен и оформлен
договор, потому что именно в договоре
определяются права и обязанности сторон,
их ответственность, цена, сроки, порядок
расчетов и т.д.
Существует множество различных
видов договоров, не мало различных по
значимости и объёму условий, имеющих
свои особенности для различных видов
договоров, которые требуют однозначной
и юридически грамотной трактовки. В этих
условиях возникает ряд вопросов, посвящённых
договорному праву.
Рассмотрев отчасти сущность
договора и, может быть в более полной
мере, содержание его условий можно прийти
к выводу о затруднительности рассмотрения
всех особенностей и нюансов столь ёмкого
юридического понятия в ограниченных
рамках.
С приходом рыночной экономики
в гражданском праве Республики Казахстан
появились явления, договорное регулирование
которых не предусмотрено действующим
гражданским законодательством. Ярким
тому примером служат инвестиционные
договора, участвующие в инвестиционных
процессах.
Как стало известно в процессе
анализа гражданского законодательства
Республики Казахстан проведенного в
данной курсовой работе, в настоящее время
в РК нет законом регулирующих и содержащих
описание инвестиционных договоров, да
и Гражданский кодекс РК не содержит соответствующей
статьи с указанием условий, порядка инвестиционных
договоров, а также обеспечения гарантий
участникам данного вида гражданско-правовых
отношений.
Именно поэтому к вопросам заключения,
исполнения, изменения и расторжения договоров,
используемых в инвестиционных процессах
применяется лишь общие договорные правила.
Таким образом, основная проблема
современного законодательства Республики
Казахстан в области инвестиций заключается
в отсутствии четких законодательных
определений договора инвестиций. Необходимым
совершенствованием данной отрасли законодательства
возможно только при условии внесения
статьи под названием «Инвестиционный
договор» в Гражданский кодекс Республики
Казахстан с четко приведенными понятием,
условия заключения и расторжения данного
договора, а также с четко сформированными
условиями гарантирования исполнения
условий данных договоров.
Список использованных источников
Конституция Республики Казахстан
от 30.08.1995 (с изменениями от 7 октября 1998
г.)
Гражданский кодекс Республики
Казахстан от 27.12.1994 (Общая часть)
Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2015 г.)
Закон РК «О государственной
поддержке прямых инвестиций» от 28. 02.
1997 года № 75
Закон РК «Об иностранных инвестициях»
от 27.12.1994 № 266-XIII
Гражданское право Республики
Казахстан: (Общая часть). Учебное пособие.
/Отв. ред. Г. И. Тулеугалиев, К. С. Мауленов.- Алматы: Гылым. Т.1, 1998. –227 с.
Сулейменов М.К., Басин Ю. Г. Гражданское право. Алматы. 2003.
Сулейменов М.К., Покровский
Б.В. Право и предпринимательство в РК.
Алматы. «Жетижаргы».
Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданский Кодекс РК (общая часть). Комментарий. В двух книгах. Книга 2. Алматы.
Эльгер П.А. Правовая природа инвестиционной деятельности: теория и практика. Алматы, 2006.
Кеннет М. Стабилизация прав недропользователей в Казахстане // Материалывторого Атырауского правового семинара. Атырау: ТОО СП «Тенгизшевройл», 2004. С. 62.
Закон РК «Об инвестициях» от
08.01.2003 г. № 373-II // Казахстанскаяправда. 2003. № 9–11 (23948–23950).