Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:48, реферат
Правовая система – это взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.
1. Право и правовая система
1.1 Понятие и структура правовой системы
2. Классификация правовых систем
3. Основные правовые семьи народов мира
3.1 Англо-саксонская и романо-германская правовые системы
3.2 Традиционные и религиозные правовые системы
3.3 Славянская правовая семья
Заключение
Введение
1. Право и правовая система
1.1 Понятие и структура правовой системы
2. Классификация правовых систем
3. Основные правовые семьи народов мира
3.1 Англо-саксонская и романо-
3.2 Традиционные и религиозные правовые системы
3.3 Славянская правовая семья
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Правовая система – это взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Говоря о правовой системе,
надо учитывать, что нет универсальной
правовой системы, некой модели, приемлемой
для всех государств. Однако своеобразие
не означает, что у правовых систем
нет ничего общего. Если государства
близки по культуре и традициям, то
их можно объединить в правовую семью.
В настоящее время, как правило,
используются критерии классификации
правовых систем, опирающиеся главным
образом на этнографические, технико-юридические
и религиозно-этические
Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Целью данной работы является исследование основных правовых систем современности.
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи: изучить правовую систему как категорию теории государства и права; рассмотреть классификацию основных правовых систем мира; исследовать современную правовую систему Российской Федерации.
1. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
1.1 Понятие и структура правовой системы
Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).
Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным[1].
Современную правовую действительность
стало трудно отражать с помощью
старых, подчас слишком узких конструкций.
Требуются более широкие
Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Она соотносятся как часть и целое. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.
Правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.
Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.
Наиболее крупной работой,
посвященной современным
Ценность понятия правовой
системы заключается в том, что
оно дает дополнительные (и немалые)
аналитические возможности для
комплексного анализа правовой сферы
жизни общества. Это новый, более
высокий уровень научной
Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.
Перед нами не случайный конгломерат разнородных и не связанных друг с другом элементов, а сложное, динамическое, многоуровневое государственно-правовое образование. Естественно, что и функционирование такой системы — сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.
Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех компонентов: взглядов, отношений, учреждений.
Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система — более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.
Категория надстройки «раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры»[2]. Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости — со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.
Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя.
Понятия правовой надстройки
и правовой системы охватывают в
принципе одинаковые рамки правовой
реальности, однако они не могут
заменить друг друга, ибо характеризуют,
во-первых, различные аспекты одного
и того же момента реальности, а
во-вторых, различный уровень
Право, как уже подчеркивалось,— эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.
Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой системе опорную приоритетную роль. Сама Конституция венчает собой все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового регулирования в стране[3].
Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями — это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право — тоже система, и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это — базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются, прежде всего, основные цели правового регулирования.
Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора, «центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или, по крайней мере, во многих ее частях.
Правовое государство
немыслимо без высокоразвитой, демократической
и четко работающей правовой системы,
способной эффективно защищать интересы
общества и его граждан. Но помимо
охранительно-защитительной
Конечные цели правового
регулирования достигаются
В разрозненном виде, вне взаимосвязи, они не приводят к желаемым результатам — необходима их синхронизация с тем, чтобы они дополняли и усиливали друг друга. Иными словами, речь должна идти о комплексном (согласованном) правовом воздействии на общественные отношения, их объекты и субъекты. Правовая форма должна чутко и своевременно реагировать на возникающие новые тенденции и симптомы, улавливать пульс общественной жизни. А законодатель должен постоянно «отлаживать», совершенствовать ее[4].
Правовая система непрерывно
меняется, однако ее составные части
претерпевают изменения с разными
скоростями, и ни одна из них не меняется
столь же быстро, как другая. В
то же время существуют некие постоянные,
долго живущие элементы — принципы
системы, которые присутствовали в
системе всегда (даже в прошлые
века) и будут такими же в течение
еще долгого времени. Они придают
необходимую форму и
Правовая система — часть общесоциальной системы. В современном мире существует поразительное многообразие правовых систем. Каждая страна имеет свою систему; в США, кроме того, каждый штат — собственную, и все это венчает общенациональная (федеральная) система. Нельзя назвать ни одной пары полностью адекватных правовых систем. Но это не значит, что каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой[5].
В частности, современная
российская правовая система, как и
американская, организована на федеральной
основе. В каждой республике, иных субъектах
Федерации — своя правовая система,
имеющая местные особенности
и включающая в себя региональные
нормы и институты. Свои правовые
системы созданы в бывших союзных
республиках — ныне суверенных государствах.
В наше время наблюдается интенсивное
сближение и