Правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Правовая система – это взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

Содержание работы

1. Право и правовая система
1.1 Понятие и структура правовой системы
2. Классификация правовых систем
3. Основные правовые семьи народов мира
3.1 Англо-саксонская и романо-германская правовые системы
3.2 Традиционные и религиозные правовые системы
3.3 Славянская правовая семья
Заключение

Файлы: 1 файл

основные правовые системы современности.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х — начале 90-х годов в восточноевропейских  странах, появление на политической карте новых государств — новой  России, объединенной Германии, новой  Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и др. — свидетельствуют  о необходимости теоретического анализа правового пространства некогда единого социалистического  сообщества Восточной Европы. Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и соответственно — законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления.

Эта ориентация имеет стратегически  важное значение в судьбах национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран. Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международную сложность.

Проблемный аспект этой темы в нашей литературе только еще  начинает осознаваться и обсуждаться. Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их «возвращении» в это сообщество[17]. На этой позиции основаны сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования своего социально-экономического уклада.

Для того чтобы определиться в правовой природе бывших социалистических стран и соответственно продолжить исследования этого аспекта глобальной правовой типологии, недостаточно традиционных технико-юридических и социально-экономических  критериев. Историческая и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских  стран требует учета в компаративистских  исследованиях в качестве фактора  дифференциации правовых семей в  большей степени, чем это было ранее, этноправовых и культурно-исторических особенностей правового регулирования.

Введение таких критериев  показывает, что в сфере права  социалистическая система была весьма неоднородной: в нее входили страны, принадлежавшие к разным культурно-историческим общностям: славянской, западноевропейской, восточной.

Поэтому в настоящее время  не может идти речь о каком-то огульном, коллективном «возвращении» всех «новых»  восточноевропейских государств в лоно романо-германской правовой культуры. Для одних это будет нормальным, закономерным процессом продолжения своей политической и правовой идентичности (Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехия и др.), хотя и здесь далеко не все ясно и очевидно до сих пор; для других такое решение станет противоестественным вмешательством в их историческую судьбу, чреватым элиминацией этносоциальной специфики правовой культуры[18].

Так, славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

Существует, конечно, нечто  общее для всех государств, народов, правовых систем, но это общее в  качестве исходных предпосылок имеет  особенное, национальное, которое и  должно стать дополнительным измерением права славянских народов. Только так  правовое регулирование может приобрести твердую предметную и методологическую основу и перестать быть лишь фарватером произвольно меняющихся политических установок. С устранением жестких  формационно-типологических перегородок  внутри российского права появляется возможность более глубокого  познания его природы, по сути дела, нового измерения его теории и  истории.

Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные  юридические основания в правовой культуре России и ряда восточноевропейских  стран. Восточные и южные славяне, имевшие уже в VI—IX вв. свои государственные  образования, сформировали основы самостоятельной  культурной традиции и стали «прямыми»  наследниками Византийской империи, которая  длительное время была оплотом православия  и восточноевропейской культуры.

Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего российской правовой системы, обусловлена не столько  технико-юридическими, формальными  признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие.

1. Самобытность русской  государственности, не поддающаяся  элиминации даже после длительных  и массированных включений иностранных  управленческих и конституционных  форм. Для русского права всегда  была исключительно важной связь  с государством. Необходимо исследовать  природу целостности права и  государства в русской правовой  культуре, не стремясь втиснуться  каждый раз в «естественно-правовой»  шаблон с его противопоставлением  феноменов «позитивного» и «разумного».

2. Особые условия экономического  прогресса, для которого характерна  опора на коллективные формы  хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической  трудовой этике, взаимопомощи, трудовой  демократии, традициях местного  самоуправления.

3. Формирование особого  типа социального статуса личности, которому свойственно преобладание  коллективистских элементов правосознания  и нежесткость линий дифференциации личности и государства. В этой черте нет, скорее всего, ничего упречного, и попытки повесить на нее соответствующий ярлык напоминают стремление бороться с самой жизнью. Нужно раскрыть природу этой особенности соотношения личности и государства в русской правовой культуре и обратить ее на службу человеку.

4. Тесная связь традиционной  основы права и государства  со спецификой православной ветви  христианства с ее акцентами  не на мирском жизнепонимании  Бога и человека (католицизм) и  тем более не на благословении  стяжательства (протестантизм), а  на духовной жизни человека  с соответствующими этическими  выводами (нестяжание, благочестие и т.д.).

Юридические источники славянской правовой семьи через Византию (Восточно-Римскую  империю) унаследовали законодательные  традиции римского права и таким  своего рода «кружным» путем примыкают  к романо-германской правовой семье.

Ведущий элемент славянской правовой семьи — российская правовая система. Ее историческими, региональными и юридическими источниками выступают два таких различных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской империи и советское право, чья противоположность, однако, во многом была связана лишь со специфическими особенностями права СССР обусловленными социалистической идеологией. Вне рамок этой идеологии (которая также во многом имеет национальную детерминацию) можно говорить о преемственном процессе развития одной и той же правовой системы России.

В результате столь сложного переплетения нормативного материала  различной идеологической природы, в том числе включения многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние  начала новой этапной эволюции, что, однако, не устраняет ее исконных культурно-национальных основ.

Российская правовая система  имеет и ту особенность, что она  может рассматриваться в качестве целостной правовой семьи или, по крайней мере группового подразделения славянской правовой семьи, поскольку в ее зону входят национальные правовые системы республик в составе Российской Федерации, законодательство которых инкорпорировано в систему законодательства РФ.

При этом следует иметь  в виду весьма нетипичную для классических правовых семей совместимость юридического регулирования у славянских и, скажем, тюркских народов России. Сферой влияния российской правовой системы исторически продолжает оставаться территория бывшего Союза ССР, республики которого пользовались с Россией фактически одним и тем же правом, что, вероятно, имеет определенную объективную обусловленность. Несмотря на процессы активной суверенизации, эта обусловленность, скорее всего, сохранит свое действие и в будущем.

Российская правовая система  в перспективе будет идентифицироваться в качестве основы правовой семьи  восточнославянских и части тюркских народов бывшего Союза ССР. Право  России по самой ее правокультурной сущности — это сердцевина своеобразной юридической экосистемы, которая нуждается в регенерации всех своих государственных, политических, социально-духовных элементов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).

Каждая правовая система  представляет собой уникальную индивидуальность, в значительной мере обусловленную  соответствующим уровнем развития культуры, и варьируется в зависимости  от особенностей культуры.

Правовая семья — это  совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры  права и исторического пути его  формирования.

В настоящее время выделяют следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское  право), славянскую.

Российская правовая система  как наиболее мощная и влиятельная  из всех прежних социалистических правовых систем находится сейчас в открытом для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой переходном состоянии. При этом основным направлением ее развития является построение правового  государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права  человека, реально обеспеченные, гарантированные  и защищенные.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - №237. - 25.12.1993.

2.    Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 32-38.

3.    Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 2005.

4.    Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.

5.    Аннерс Э. История европейского права. - М., 1996.

6.    Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.

7.    Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.

8.    Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1999.

9.    Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. М, 1986.

10.  Карташов В. Л. Введение в теорию правовой системы общества. Часть I. Ярославль, 1995.

11.  Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2007.

12.  Кудрявцев В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия // Государство и право. 1985. №7. С. 12-19.

13.  Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

14.  Леушин В.И. Конституция России в свете теории естественного права// Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерение. Екатеринбург, 1993.


Информация о работе Правовые системы