Правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Правовая система – это взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

Содержание работы

1. Право и правовая система
1.1 Понятие и структура правовой системы
2. Классификация правовых систем
3. Основные правовые семьи народов мира
3.1 Англо-саксонская и романо-германская правовые системы
3.2 Традиционные и религиозные правовые системы
3.3 Славянская правовая семья
Заключение

Файлы: 1 файл

основные правовые системы современности.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

В Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (п. 4 ст. 15). Это и понятно — любое  национальное право тысячами нитей  связано с межнациональным, как  сгустком длительного коллективного  опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

Российская правовая система  переживает трудный период своего становления  и развития. Она постепенно преобразуется, избавляется от пороков тоталитарного  режима, деформаций и наслоений прошлого, приобретает более глубокие демократические  и гуманистические черты. 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Право — явление мировой  цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную  часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или  иной цивилизации. Для обозначения связи этих факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения, занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры (системы) права, сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте правового измерения человечества на основе анализа общего и особенного в социальных, политических, структурных, специально-юридических характеристиках национального права[6].

Через сопоставление одноименных  государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направление, этапы, перспективы. Такое сопоставление, основываясь на сравнительно-историческом методе познания, позволяет выявить общее и специфичное в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования в определенную «периодическую систему» мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система и даже их группа (тип, семья). Все это нужно, в конечном счете, для углубления наших представлений о природе права, его закономерностях, генезисе, свойствах.

Такие аспекты изучения права  выступают предметом сравнительного правоведения.Результатом применения сравнительного метода является группировка — классификация — правовых систем мира по различным признакам. Классификация означает распределение национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. В этом плане классификация (типология) — важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким социальным контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений[7].

Если система права  — своеобразная «внутренняя карта» национального права, то типология (классификация) правовых систем создает  своеобразную «правовую карту мира», раскрывающую специфику институтов, используемых для юридического регулирования  в тех или иных странах, и показывающую, каким правовым семьям принадлежат  правовые системы народов (государств) земного шара. Всякая реформа законодательства, не говоря уже о его теории, должна базироваться на знании исторической, культурной, идеологической и другой специфики национальной правовой системы. В противном случае трудно не только увидеть перспективы преобразований, но и воспользоваться опытом —  как собственным, так и иностранным.

Эффективность сравнительного метода зависит, прежде всего, от сравнимости  правовых систем, которая, в свою очередь, достижима лишь при уяснении природы  различий: исторических, социальных, духовных основ национального права. Это  необходимое условие научного сопоставления  и проверяемости выводов, ибо иначе все изучение опыта будет основываться на чисто внешнем сходстве подчас вообще «непереводимых» правовых институтов с соответствующими механическими, плоскими выводами.

По вопросу типологии  правовых систем существуют различные  подходы. За основу классификации могут  приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии и  соответственно формироваться различные  типологические группы правовых систем. Критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как  правило, используются основания для  классификации правовых систем, опирающиеся  главным образом на этно-географические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права. В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная  правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Феномен правовой системы  позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны[8].

Наличие правовых явлений  в их системной, концептуальной организации  свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства  имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

Правовая  семья — это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской. В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела.

Основной источник англо-саксонского (общего) права — судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного  уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел. В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права(Россия и ее субъекты) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ  СЕМЬИ НАРОДОВ МИРА

Рассмотрим основные характерные  черты представленных правовых семей  с акцентом на отличительных особенностях славянской правовой семьи, ее месте  на правовой карте мира.

К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся семья  общего права (англо-саксонская) и романо-германская (континентальная) семья, принадлежащие  к западной юридической традиции.

3.1 Англо-саксонская  и романо-германская правовые  системы 

 

Англосаксонская правовая семья, или система (семья) общего права, как  ее зачастую называют, является одной  из самых распространенных, самых  старейших и самых влиятельных  правовых систем современного мира (Великобритания, Канада, Австрия, США, Новая Зеландия и другие страны). По своим основным параметрам, включая географические (охват национальных правовых систем в разных регионах и частях мира), культурные (распространение на страны с различной политической и правовой культурой), исторические и иные факторы, наконец, по степени своего влияния на другие правовые системы данная правовая семья, по общему признанию исследователей, может сравниться лишь со старейшей правовой семьей – системой романо-германского права[9].

Под регулятивным и иным воздействием норм, доктрин, отраслей и институтов общего права в настоящее время  находится почти третья часть  населения земного шара. Общее  право уже в течение длительного  времени действует на территории Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и целого ряда других государств. Причем по мере развития мирового сообщества и расширения между различными государствами  экономических, политических и иных связей сфера «влияния» общего права  в последние столетия не только не уменьшалась, а, наоборот, постоянно  росла. Разумеется, этому в немалой  степени способствовала мировая  экспансия Британской империи, на территории которой первоначально возникло и развивалось общее право, сопровождавшаяся одновременно и правовой экспансией.

При этом следует учитывать, что термин «англосаксонское право» в строгом его понимании относится  только к самому раннему – англосаксонскому – периоду развития феодального  государства и права в этой стране. В то время как термином «общее право» обозначается правовая система Англии, сформировавшаяся позднее.[10]

Строго говоря, резонно  замечает по этому поводу Рене Давид, сфера применения английского права  ограничивается только Англией и  Уэльсом. Оно не является ни правом Объединенного Королевства, ни правом Великобритании, поскольку такие  их составные части, как Северная Ирландия, Шотландия, oстрова Ла-Манша и остров Мэн, не подчиняются «английскому» праву[11]. Тем более оно не распространяется на другие государства, находящиеся за пределами Объединенного Королевства, но использующие систему «общего права».

При этом английское право  всегда было и остается доминирующей частью, ядром правовой системы общего права. Оно выступает в качестве ее основы, своеобразного фундамента, на котором стоит все здание общего права. Наконец, английское право всегда было и остается неким образцом, той самой моделью для правовых систем подавляющего большинства англоязычных стран (за исключением Шотландии  и Южно-Африканской Республики), от которой можно отклоняться  в ряде вопросов, но которая в  целом принимается во внимание и  почитается.

Таким образом, общее право  – это система, несущая на себе глубокий отпечаток истории английского  права, а эта история вплоть до ХVIII в. являлась не чем иным, как исключительно историей английского права.

Данное обстоятельство очень  важно, даже если учесть, что правовые системы некоторых стран, таких, например, как Канада и США, в настоящее  время глубоко отличаются от английского  права и что в других странах, например в Индии и Судане, право  лишь частично подверглось английскому  влиянию, поскольку там рецепцировали только отдельные институты и категории английского права.

В широком смысле «общее право» означает полный охват, «тотальность охвата всех национальных правовых систем, входящих в правовую семью англосаксонского права». При этом «общее право» рассматривается  как правовая семья, не только не совпадающая, но и в известной мере противостоящая другой, не менее влиятельной в  современном мире правовой семье  – континентального или романо-германского  права.

В узком смысле слова «общее право» рассматривается как составная  часть правовой семьи англосаксонского права, исторически сложившаяся  в Великобритании           из решений королевских (вестминстерских) судов.

Отличительные черты  и особенности дают возможность провести разграничительную линию между англосаксонской правовой семьей, с одной стороны, и наиболее близко к ней примыкающей, соотносящейся с ней по целому ряду параметров романо-германской правовой семьей.

Рассматривая многочисленные проявления признаков сходства и  различия между двумя доминирующими  в современном мире правовыми  семьями, нельзя не заметить, в частности, такие их сходства, как: а) общность «культурного развития», ибо в течение  многих веков, вплоть до настоящего времени, система общего права и система  романo-германского права «имели и имеют общие ингредиенты цивилизованной жизни»; б) определенная общность религиозной основы, каковой для Англии – прародины общего права – и континентальной Европы – центра развития романо-германского права было в течение длительного времени христианство. Известно, что в средние века Англия находилась под духовной властью и сильным влиянием Римской церкви. В более поздние века она официально признавала протестантизм, который разделялся также значительной частью населения Западной Европы. Наконец, в настоящее время в Англии установился «религиозный плюрализм», который широко распространен также на всей территории Западной Европы; в) сходный уровень развития в Англии и континентальной Европе науки, техники, искусства, ряда политических, социальных и правовых теорий, принципов, идей и т.д.

Информация о работе Правовые системы