Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить и охарактеризовать механизм правового регулирования предпринимательской деятельности физических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать правовую характеристику предпринимательской деятельности: понятие, признаки.
2. перечислить и охарактеризовать источники правового регулирования предпринимательской деятельности;
3. описать понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Введение………………………………………….......................................................3
Глава 1 Понятие предпринимательской деятельности ……Понятие и признаки предпринимательской деятельности ……………........5 1.2Источники правового регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………10
Глава 2 Ответственность физических лиц за незаконную предпринимательскую деятельность……………………………………………...........................................15
2.1 Права и обязанности субъектов…………………………………………….15
2.2 Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность………………………………………………………………………...17
Глава 3 Государственная регистрация предпринимательской деятельности…..20
3.1 Порядок государственной регистрации предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..20
3.2 Прекращение предпринимательской деятельности………………….........21
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
- профессионализм, который во
многих случаях
- новаторский характер.
Деятельность является специфической человеческой формой отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Подобным углублением в семантику слова “деятельность” мы без промедления выяснили основные (укрупненные) признаки предпринимательства (как деятельности вообще), а именно: цель, средства, процесс и результат. Как ни парадоксально, ни в одной изученной работе, посвященной анализу понятия предпринимательства, мы не обнаруживаем произведенное нами вычленение признаков предпринимательской деятельности как человеческой деятельности вообще. Именно поэтому даже авторитетные ученые исследуют признаки предпринимательской деятельности бессистемно, обрывочно; только очевидные признаки (например, цель – получение прибыли и результат – полная имущественная ответственность) отмечены всеми специалистами. Очевидно, что в нашей системе выделения признаков государственная регистрация предпринимателя не может быть отнесена к признакам предпринимательской деятельности, поскольку не является ни целью, ни средством, ни процессом, ни результатом этой деятельности. Именно поэтому, законодательство абсолютно обосновано и в полной мере распространяет на физических лиц, осуществляющих предпринимательской деятельности без какой-либо регистрации (то есть de facto), все нормы законодательства, касающиеся зарегистрированных предпринимателей (пункт 3 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В некоторых государствах судами признается даже существование юридических лиц, осуществляющих пд de facto, без регистрации. В США, например, de facto корпорация признается судом, если: “1. действует закон, на основании которого корпорация может быть учреждена; 2. была предпринята добросовестная попытка учредить корпорацию на основе этого закона; 3. предпринимательская деятельность осуществляется в форме корпорации” [21, c. 198].
Что касается государственной регистрации предпринимателя, то некоторые российские авторы правильно отметили, “что включение указанного признака в легальное определение предпринимательской деятельности является принципиальной ошибкой законодателя. С формальной точки зрения понятия “незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации” вообще не существует, поскольку без такой регистрации любая деятельность не может быть признана предпринимательской”. Правда, противники этой позиции утверждают, что для разрешения подобной коллизии в российском уголовном праве “законодатель ввел термин “незаконное предпринимательство”, определив его в том числе и как предпринимательскую деятельность без регистрации”. Тем не менее, государственная регистрация не является признаком предпринимательской деятельности и не должна включаться в определение предпринимательства; данный правильный подход использован в Гражданского кодекса Республики Беларусь. Деятельность является предпринимательской независимо от наличия или отсутствия регистрации в качестве субъекта предпринимательства [21, c.202].
Великолепным примером, иллюстрирующим возможность практического применения разработанного нами набора признаков предпринимательской деятельности и убедительно подтверждающим выдвинутую нами в начале работы гипотезу, является решение Конституционного суда Республики Беларусь “О некоторых вопросах, связанных с правовым положением нотариусов” от 15.06.2000 № Р-99/2000. В решении установлено, что нотариальная деятельность, осуществляемая нотариусами, занимающимися частной нотариальной деятельностью, не является предпринимательской деятельностью (Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам настаивали на обратном). В этой связи регистрация частных нотариусов в качестве индивидуальных предпринимателей была признана не имеющей под собой законных оснований. Свою позицию Конституционный суд обосновывает тем, что:
1.частный нотариус, оказывая услуги правового и технического характера, не вступает в гражданские правоотношения с лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий (не проявляется признак средств получения прибыли (дохода), поскольку оплата за оказываемые услуги не выполняет роли предпринимательской выручки);
2.при осуществлении нотариальной деятельности частный нотариус не вправе заниматься иной деятельностью, кроме определенной пунктом 22 Положения о нотариате и нотариальной деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2000 №38 (налицо непреодолимое внешнее ограничение хозяйственной самостоятельности);
3.частный нотариус действует от имени государства, в то время как частный предприниматель действует от своего имени (отсутствует неотъемлемый элемент признака самостоятельности при осуществлении предпринимательской деятельности);
4.нотариальная деятельность, осуществляемая частными нотариусами, является публично-правовой, основная цель которой – защита государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а не получение прибыли от выполнения работ или услуг, как это имеет место при предпринимательстве (не проявляется дуализм цели предпринимателя – общественная полезность налицо, однако отсутствует направленность на получение прибыли);
5. внесение
денежных средств за
Поэтому деятельность частного нотариуса не может быть отнесена к предпринимательской – у этой деятельности не удалось обнаружить целый ряд конститутивных признаков предпринимательства: дуализм цели; средства получения прибыли; самостоятельность. Кроме того, поскольку частный нотариус, как отмечается в решении Конституционного суда, не вступает в гражданские правоотношения с лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, в его деятельности отсутствует и необходимый признак полной имущественной ответственности. Очевидно, в деятельности частного нотариуса обнаружились лишь четыре из восьми сущностных признаков предпринимательства: профессионализм, систематичность, направленность на третьих лиц, риск.
1.2 Источники регулирования предпринимательской деятельности
Поскольку
основным источником права в Республике
Беларусь является нормативный правовой
акт, характеристику источников правового
регулирования
В основе
всей национальной правовой системы
лежит Конституция. Конституционная
основа предпринимательской
С этой целью конституционные нормы:
1) закрепляют
предпосылки для реализации
2) определяют
условия осуществления
3) устанавливают
гарантии прав и интересов
предпринимателя (
Таким образом, конституционная основа предпринимательской деятельности содержит основные направления правового регулирования предпринимательской деятельности в стране.
Эти направления получают свое дальнейшее развитие в законодательных актах и иных актах законодательства о предпринимательской деятельности. Для применения соответствующих норм первостепенное значение имеет юридическая сила этих актов. Именно с точки зрения этого критерия начнем рассмотрение указанных видов нормативных правовых актов. При этом большее внимание будет уделяться тем актам, которые чаще всего используются для объективирования правил поведения в сфере предпринимательства [18, c. 98] .
К законодательным
актам кроме Конституции
Законодательные
акты Президента Республики Беларусь
имеют большой удельный вес в
регулировании
Чаще
всего законодательные
Важные для правового регулирования предпринимательской деятельности положения содержатся в постановлениях Совета Министров как центрального органа государственного управления, обладающего широкими регулятивными полномочиями в сфере предпринимательских отношений. По юридической силе эти постановления следуют за законами, декретами, указами.
Наибольший удельный вес в системе законодательства о предпринимательской деятельности занимают акты следующего уровня - нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления (функциональных или отраслевых). Они могут приниматься в различных формах, однако утверждаются только приказами и постановлениями. Ведомственные акты могут приниматься только в случаях и пределах, установленных нормами Конституции, нормативных правовых актов Президента, законов, положений о соответствующих органах и нормативных правовых актов Правительства. Министерство или иной республиканский орган государственного управления обязаны указывать в своих нормативных правовых актах на акт Президента, Парламента, Правительства, на основании и во исполнение которого они их принимают [18, c. 101].
Следующий уровень занимают нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принимаемые в форме решений. Они имеют обязательную силу на соответствующей территории и не должны противоречить действующему законодательству. В противном случае они подлежат отмене. При этом в соответствии с нормой статьи 122 Конституции решения местных Советов депутатов отменяются вышестоящими представительными органами, а решения местных исполнительных и распорядительных органов - соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.
Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют локальные нормативные правовые акты, которые выделены на законодательном уровне в норме ст.1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Особенностью указанной разновидности нормативных правовых актов является то, что они действует в рамках одной или нескольких организаций. В частности, к таковым актам относятся учредительные документы организаций со статусом юридического лица (статья 48 Гражданского Кодекса Республики Беларусь), положения: о филиале и представительстве (пункт 3 статья 51 Гражданского Кодекса Республики Беларусь), об учетной политике (часть 4 статьи 6 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности"), о коммерческой тайне.
Завершая характеристику законодательства о предпринимательской деятельности, необходимо отметить такую его характерную особенность как наличие специфических нормативных правовых актов, одни из которых определяют общие условия осуществления предпринимательской деятельности, а другие - порядок этой деятельности в отдельных сферах. Речь идет о "программах", "концепциях", "основных направлениях...". Указанные акты не предусмотрены в положениях статьи 2 Закона "О нормативных правовых актах" и имеют силу того нормативного правового акта, которым они утверждены.
Проводя анализ источников правового регулирования предпринимательской деятельности, следует учитывать правило статьи 8 Конституции, не допускающее заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Следовательно, по юридической силе международные договоры следуют за Конституцией и непосредственно связанными с нею нормативными правовыми актами: заключениями Конституционного Суда Республики Беларусь, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, законами о толковании Конституции. При этом в соответствии со частью 4 статьи 116 Конституции приоритет имеют лишь нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.
Переход
от разрешительного метода регулирования
экономических отношений к
По очередности
применения обычай следует за нормативным
правовым актом и договором. При
этом обычай рассматривается как
средство восполнения пробелов в
нормативных правовых актах и
договоре. Такая оценка роли и места
обычая в системе регуляторов
предпринимательской
Судебная практика как многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел в правовой системе Республики Беларусь не признана источником права в юридическом смысле, то есть. суды при разрешении спора не уполномочены осуществлять правотворческую деятельность, и их решения не должны содержать правовые нормы. Осуществляя свою основную функцию суд применяет норму права к конкретной ситуации. В результате мы имеем не многократное и единообразное решение однотипных ситуаций, которое приобрело прецедентное значение, а прецедент в толковании норм права. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что одновременно с прецедентом в судебном толковании не появляется новая норма права, а разъясняются содержание и порядок применения уже существующей. Практика разрешения судами какой-либо категории дел либо практика применения конкретной нормы права в обобщенном виде формулируется в постановлениях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Вместе с тем, в положениях Закона о нормативных правовых актах Постановления Пленума Верховного суда, Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, акты Конституционного Суда определены как нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. Акты перечисленных высших судебных инстанций включены также в перечень источников гражданского права. Следует отметить, что среди актов, принимаемых Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, большой удельный вес занимают разъяснения, которые имеют такие реквизиты как вид акта, дата его принятия, порядковый номер и название. В отличие от постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда разъяснения не включены в состав нормативных правовых актов [18, c. 111].