Предприятие как субъект и объект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

Содержание работы

Ведение.
І. Предприятие — главная экономическая единица конъюнктуры рынка.
1. Сущнотсть и социально-экономические формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия.
2. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе.
3. Предприятия и рыночные решения основных экономических проблем.
4. Законодательное регулирование деятельности предприятий.
ІІ. Система управления предприятием в условиях рынка.
1. Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива. Менеджмент и маркетинг в управлении предприятием.
2. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятий. Предприятие и государство.
3. Адаптация предприятий к рыночным отношениям.
4. Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” от 28.12.94 и его влияние на деятельность предприятий.
5. Необходимость и возможности улучшения хозяйственной деятельности предприятий.
Заключение.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ..doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Действующий порядок создания предприятий носит (как и прежде) разрешительный характер. В законодательных актах перечислены виды деятельности, относительно которых разрешено создавать предприятия. В результате, если тот или иной вид деятельности не предусмотрен в перечне разрешенных, то есть он является неординарным, аппарат исполнительных органов власти получает широкие возможности для необоснованных запрещений. Между тем, сущности рыночной экономики соответствует такая форма нормативных актов, когда перечисляются запрещенные виды деятельности.

Созданию новых  предприятий, в том числе и  малых, препятствует практика взимания сборов, связанных с оформлением  документов и разрешений. Плата за разрешения носит многообразный  характер. Необходимо платить как  за разрешение заниматься предпринимательской деятельностью вообще, так и за право заниматься каждым видом деятельности особо. Все эти взносы в конечном итоге увеличивают издержки предприятий, сокращают их доходы и прибыль.

Особо следует  отметить, что на пути развития предпринимательства в Украине стоит действующий порядок налогообложения предприятий. Формально в соответствии с этим порядком налогом облагается лишь прибыль предприятий. Причем размер налога составляет 30%, что соответствует принятому в рыночной экономике представлению об оптимальном уровне налогообложений прибыли. Но это — лишь обманчивая видимость. Предприятия обязаны включать в свои издержки отчисления в различные фонды (их пять), которые, в сущности, являются частью добавленной стоимости. Тем самым уровень издержек существенно завышается, а прибыль соответственно сокращается.

Такой порядок  налогообложения содержит в себе глубокое внутреннее противоречие. Оно  предполагает отсутствие конкурентной среды, монопольное положение субъектов  рыночной экономики, их способность устанавливать цены на затратной основе, то есть, в сущности,— появление неработающих механизмов рыночного ценообразования. Если бы те же предприятия действовали в нормальных рыночных условиях, в которых цены устанавливаются не на затратной основе, а как равновесные цены механизма рыночной конкуренции, то наверняка большая часть предприятий стала бы убыточной, утратила бы главный мотив и основу своей деятельности — прибыль. В реальных экономических условиях Украины монопольное завышение цен не столько разоряет действующие предприятия, сколько препятствует созданию новых и, что особенно существенно, неизбежно ведет к сокращению производства из-за несоответствия покупательной способности населения уровням цен.

Принятая в  Украине система налогообложения  прибыли и включаемых в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринимательства, но и деформирует его направления. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные капитальные вложения с проблематичными перспективами окупаемости. Он устремляется главным образом в торгово-посредническую деятельность. Показательно, что в эту же сферу преимущественно устремилась и зарегистрированная индивидуальная трудовая деятельность, значительная часть которой имеет в своей основе вояжи так называемых “челноков”.

В современной  рыночной экономике налоговые рычаги считаются наиболее эффективным  инструментом ее регулирования. В Украине  же эти рычаги, в сущности, практически  не используются ни для развития предпринимательства, ни для регулирования его направлений. В настоящее время новые предприятия, в том числе малые, не получают прав на налоговые льготы. Отсутствует дифференциация уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и направлений предпринимательской деятельности, а также от использования прибыли. Нет скидок с налогов, если прибыль используется для создания новых рабочих мест, технологического обновления производства и т.д. (отметим, что эти и другие налоговые льготы были отменены в начале 1995 г.). Отсутствует такая форма государственной поддержки малых предприятий, как льготные условия их кредитования (например, путем обеспечения государственных гарантий банкам, предоставляющим кредиты на создание предприятий и развитие предпринимательской деятельности).

Широкий, и притом регулируемый процесс развития предпринимательства, в особенности в сфере малого бизнеса, становится возможным в  его синхронной связи с выходом  национальной экономики из кризисного состояния на основе обуздания инфляции и введения стабильной национальной денежной единицы. Лишь на такой основе развитие предпринимательства способно остановить падение производства и валового национального продукта, добиться их стабилизации, а затем и роста.

Массовое предпринимательство требует подготовки людей, способных к этому роду деятельности. Такая задача должна решаться на всех уровнях образования и обучения. Должна формироваться и законодательная база, регулирующая отношения, связанные с созданием и функционированием малого бизнеса, обеспечивающая его защиту от монопольных структур, произвола чиновников и рэкета.

В свою очередь, создаваемая на государственном  уровне программа должна быть основана на научно разработанных концептуальных построениях развития предпринимательства  в отдельных сферах и областях экономики. Только такой подход может  помочь избежать крупных ошибок в процессе создания системы поддержки малого бизнеса, гарантировать последовательность ее формирования и обеспечить практическую реализацию всех ее элементов.

Мировой опыт развития малых предпринимательских структур указывает на то, что наибольшая их эффективность достигается в условиях существования частной формы собственности. Формирование ее правовой базы в Украине должно предусматривать ряд мер:

- совершенствование  законодательных актов, регламентирующих  массовую приватизацию;

-  установление  долговременной перспективы развития частного предпринимательства, утверждения права наследования и  продажи собственности;

- предоставление  надежных политико-административных  гарантий от неправомерных посягательств  на собственность со стороны  государства, других физических и юридических лиц.

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что  в нормативных актах по регулированию  предпринимательства существует некоторая  неопределенность в понимании терминов “малое предприятие”, “малое предпринимательство”, “малый бизнес”, недостаточное разграничение организационной, организационно-правовой и организационно-экономической форм хозяйственной деятельности. В мировой практике преобладающее большинство малых предприятий — это юридически и финансово самостоятельные, независимые, небольшие по численности занятых фирмы, основанные на частной собственности одного или нескольких граждан, которые непосредственно управляют и работают на своем предприятии. Только указанные качества позволяют относить  такие формы к малому бизнесу и дают им право на значительную поддержку со стороны государства.

Главной проблемой  для малого предприятия являются трудности с финансированием. Отсутствие достаточного капитала у большинства  населения, сложность, невыгодность, а  иногда и невозможность получения заемных средств тормозят развитие малого бизнеса. Задача государства — создать предпосылки, стимулирующие вложение инвестиций и предпринимательской энергии в данный сектор экономики.

 

 

 

 

Заключение.

 

Среди множества  заданий, которые надлежит решить Украине при выходе с экономического кризиса, центральное место занимают стабилизация и увеличение производства, нормализация товарно-денежных отношений. Пути стабилизации и возрастания эффективности экономики нашей страны заключаются в ее переходе к новому состоянию — демократизации и рыночным отношениям, которые подтверждаются многолетним опытом развитых стран мира. Но переход от централизованной системы хозяйствования к рыночным отношениям оказался намного сложнее, чем представлялось. Новосформированный и еще незрелый аппарат (законодательный и исполнительный) государственной власти не сумел своевременно сформировать политическую и экономическую модели формирования нового демократического общества, механизм перехода к рыночным отношениям.

Производимые на предприятиях Украины товары идут как на внутренний, так и на внешний рынок, а валютная выручка от их реализации зарубежом не попадает в страну. Так, в 1992 году украинские предприятия поставили России товары на сумму около 900 млрд. руб., а на их счета в банках Украины не поступило ни одного рубля. Это противоречит законам рынка и может быть исправлено, если внешнеэкономическая деятельность предприятий будет регулироваться государством.

Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста Украины наиболее значительным является умелая реализация предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

Становится  очевидным, что ведущая роль в  формировании благоприятной среды  для развития предпринимательства  и малого бизнеса принадлежит  государству. Малые предприятия  объективно по своей природе, особенно на первом этапе своего развития, находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с более крупными и объективно требуют соответствующей поддержки. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной поддержки малого предпринимательства является важнейшим условием его успешного развития. Наибольшая эффективность такой системы может быть достигнута только на основе комплексной государственной программы развития малого бизнеса, учитывающей все аспекты и стороны успешного функционирования малых предприятий в различных сферах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

 

1. Конспект по  экономической теории.

2. Р.Заботина  “Внутрихозяйственная инфраструктура  предприятий” //  “Экономика Украины”, №3  1994 г.

3. В.Еременко, Б.  Хальзев “Рабочее место и рынок  труда” //  “Экономика Украины”, №6 1995 г.

4. Я.Баранов  “Предприятие в системе регионального управления” //  “Экономика Украины”, №10 1994 г.

5. Валентин Вернодубенко  “Малые предприятия” // “Киевский  вестник”, 26 апреля 1995 г.

6. Л.Потемкин  “Организация нормирования и  оплаты труда на предприятиях  в условиях перехода к рыночной экономике” //   “Экономика Украины”, №12 1994 г.

7. Н.Гончарова  “Адаптация предприятия к рыночным  отношениям” //   “Экономика  Украины”, №12 1994 г.

8. “Механизм  управления предприятием” // “Экономика  Украины”, №12 1993 г.

9. Сергей Рожков  “Предпринимательство сегодня и завтра” // “Коммерсант Украины”, №6  1995 г.

10. “Управление  качеством как фактор конкурентоспособности” //  “Экономика Украины”, №1 1996 г.

11. В.Карсекин  “Малое предпринимательство: проблемы  и перспективы” //   “Экономика  Украины”, №10 1995 г.

12. С.Мочерный  “Основы экономической теории”,  Тернополь, 1993 г., тема №7

13. В.Абрамов  “Предприятия, малый бизнес и  рыночная конкуренция” //   “Экономика  Украины”, №11 1995 г.

14. Гражданский  кодекс Украины, Киев, 1992 г.

15. О.Рудченко “Оценка  процессов преобразования собственности в промышленности Украины” //   “Экономика Украины”, №9 1994 г.

16. Закон Украины “О  предприятиях”  

17. Закон Украины “О  предпринимательстве” //  “Ведомости  Верховного Совета УССР”, 1991 г., №14

18. О.Ковалев “Регулирование отношений собственности в Украине и эффективность функционирования арендных предприятий” //    “Экономика Украины”, №4 1995 г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Предприятие как субъект и объект рыночной экономики