Предприятие как субъект и объект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

Содержание работы

Ведение.
І. Предприятие — главная экономическая единица конъюнктуры рынка.
1. Сущнотсть и социально-экономические формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия.
2. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе.
3. Предприятия и рыночные решения основных экономических проблем.
4. Законодательное регулирование деятельности предприятий.
ІІ. Система управления предприятием в условиях рынка.
1. Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива. Менеджмент и маркетинг в управлении предприятием.
2. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятий. Предприятие и государство.
3. Адаптация предприятий к рыночным отношениям.
4. Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” от 28.12.94 и его влияние на деятельность предприятий.
5. Необходимость и возможности улучшения хозяйственной деятельности предприятий.
Заключение.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ..doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

- доходы, полученные от  реализации продукции, а также  от других видов хозяйственной  деятельности;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других  кредиторов;

- капитальные вложения и дотации с бюджетов;

- поступления от разгосударствления  и приватизации собственности;

- приобретение имущества  другого предприятия, организации;

- бесплатные или благотворительные  поступления, пожертвования организаций,  предприятий и граждан;

- другие источники, не  запрещенные законодательными актами  Украины.

Предприятие имеет право  на выпуск собственных ценных бумаг  и реализацию их юридическим лицам  и гражданам Украины  и других государств.

Трудовой коллектив предприятия  составляют все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.

Трудовой коллектив предприятия  с правом найма рабочей силы:

- рассматривает и утверждает  проект коллективного договора;

- рассматривает и решает  согласно уставу предприятия  вопрос самоуправления трудового  коллектива;

- определяет и утверждает  список и порядок оказания  работникам предприятия социальных  льгот;

- берет участие в материальном и моральном стимулировании производительного труда, поощряет изобретательскую и рационализаторскую деятельность.

Трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в котором  доля государства в стоимости  имущества составляет больше 50 процентов:

- рассматривает вместе  с учредителем изменения и  дополнения устава предприятия;

- вместе с учредителем  предприятия определяет условия  наема руководителя;

- принимает участие в  решении вопроса о выходе из  состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;

- вместе с  собственником решает вопросы  о вступлении и выходе предприятия  из объединения предприятий;

- принимает  решения про аренду предприятия,  создание на основе трудового  коллектива органа для перехода  на аренду и выкупа предприятия.

При частичном  выкупе предприятия трудовой коллектив  получает права коллективного собственника.

Коллективный  договор должен заключаться на всех предприятиях, которые используют наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом и не может противоречить законодательству Украины.

 

Государство гарантирует  неприкосновенность прав и законных интересов предприятия. Вмешательство в хозяйственную и другую деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов, политических партий и движений не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Убытки (включая  ожидаемый и не полученный доход), принесенные предприятию в результате исполнения директив государственных  или других органов или их служебных  лиц, которые нарушили права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их служебными лицами предусмотренных законодательством обязательств по отношению к предприятиям, подлежат возмещению за их счет. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражом соответственно их компетенции.

Государство помогает развитию рынка, осуществляя его  регулирование с помощью экономических  законов и стимулов, реализует  антимонопольную программу, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся. Государство обеспечивает льготные условия предприятием, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Государство должно стимулировать развитие малых предприятий в Украине: давать льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создает фонды помощи развитию малых предприятий.

Под коммерческой тайной предприятия понимаются ведомости, связанные с производством, технологической  информацией, управлением, финансами  и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, но разглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.

Предприятие обязано:

- охранять окружающую  среду от загрязнения и других  вредных действий;

- возмещать  соответствующему Совету народных  депутатов убытки, нанесенные нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей Среды;

- обеспечивать  безопасность производства, санитарно-гигиенические  нормы и требования по защите  здоровья его работников, населения  и потребителей продукции.

Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная  налоговая инспекция, государственные  органы, на которые возложено наблюдение за безопасностью производства и  труда, противопожарной и экологической  безопасностью.

Ликвидация  и реорганизация (соединение, раздел, выход, переобразование) предприятия  проводятся по решению собственника и при участии трудового коллектива или по решению суда, арбитража. Предприятие  ликвидируется также в случаях:

- признания  его банкротом;

- если принято  решение о запрете деятельности  предприятия из-за невыполнения  условий, установленных законодательством,  и в предусмотренный решением  срок не обеспечено выполнение  этих условий или не изменен  вид деятельности;

- если решением  суда будут признаны недействительными документы и решение о создании предприятия.

 

 

  § 2. Закон Украины о предпринимательстве.

 

Настоящий Закон  определяет общие правовые, экономические  и социальные начала осуществления  предпринимательской деятельности (предпринимательства) гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки.

Предпринимательство — это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли.

Субъектами  предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:

граждане Украины, других государств, не ограниченные законом  в правоспособности или дееспособности;

юридические лица всех форм собственности, установленных  Законом Украины “О собственности”.

В отношении  юридических лиц и граждан, для  которых предпринимательская деятельность не является основной, настоящий Закон  применяется к той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

Разрешение  на осуществление предпринимательской  деятельности выдается Кабинетом министров  Украины или уполномоченным им органом  в срок не более 30 дней со дня получения  заявления. Отказ о выдаче разрешения выдается в тот же срок и является актом письменной формы.

Предпринимательство осуществляется на основе следующих  принципов:

- свободный  выбор видов деятельности;

- привлечение  на добровольных началах к  осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

- самостоятельное  формирование программы деятельности  и выбор поставщиков и потребителей  производимой продукции, установление  цен в соответствии с законодательством;

- свободный наем работников;

- привлечение и использование  материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других  видов ресурсов, использование которых  не запрещено или не ограничено  законодательством;

- свободное распоряжение  прибылью, остающейся после внесения  платежей, установленных законодательством;

- самостоятельное осуществление  предпринимателем — юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателем причитающейся ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется по заявочному принципу в течение не более 15 дней. Орган, осуществляющий регистрацию, обязан в течение этого срока выдать удостоверение  о регистрации и представить сведения в соответствующую налоговую инспекцию и в органы государственной статистики.

Свидетельство о государственной  регистрации субъекта предпринимательства  служит основанием для открытия счетов в учреждениях банков по месту  регистрации субъекта предпринимательской  деятельности или в любых других учреждениях банков по соглашению сторон. Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срок уведомить об этом налоговую инспекцию.

Для осуществления предпринимательской  деятельности предприниматель имеет  право заключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключении трудового договора предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда, его оплату не ниже установленного в государстве минимального прожиточного уровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Предприниматель обязан не причинять ущерба окружающей среде, не нарушать охраняемые законом права  и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Деятельность предпринимателя  прекращается:

по собственной инициативе предпринимателя;

на основании решения  суда или арбитражного суда в случаях, предусмотренных законодательством  Украины;

в случае истечения срока  действия лицензии;

по другим основаниям, предусмотренным  законодательными актами Украины.

Государство гарантирует  всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных  форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам.

Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции  между предпринимателями, защищая  потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности. Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями, используя:

- налоговую и финансово-кредитную  политику, включая установление  ставок налогов и процентов  по государственным кредитам; налоговых льгот; цен и правил ценообразования; целевых дотаций; валютного курса; размеров экономических санкций;

- государственное  имущество и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг, социальные, экологические и другие нормы  и нормативы;

- научно-технические,  экономические и социальные, государственные  и региональные программы.

 

 

 

 § 3. Экономическая свобода предприятий.

 

Ничем не ограниченная деятельность предприятия порождает  серьезную социальную несправедливость, а часто и экологическую опасность. Поэтому предприятие должно исполнять четко определенные требования со стороны правительства, потребителей и защитников окружающей Среды. Наиболее передовые из зарубежных предприятий реагируют на это разработкой социальных программ с целью присвоения себе статуса ответственного члена общества. Одновременно предприятия употребляют целенаправленные действия, чтобы не допустить принятия законов, ограничивающих предпринимательскую свободу. Самым важным для работы тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к требованиям общества.

Успех деятельности предприятия в большой мере зависит  от того, кто и как регулирует и контролирует взаимоотношения  с региональной средой. Советский  опыт показал, что полномасшабный контроль деятельности предприятий сверху является нежелательным, поскольку он делает их неэффективными. Опыт развитых стран, в свою очередь, показывает, что при минимальном контроле сверху предприятия создают больше благ и более эффективны. Но из--за того, что национальное богатство постоянно увеличивается, а распределение остается неравномерным, это увеличение сопровождается разрушением политической , экономической и социальной Среды, равнодушием к неотложным проблемам предприятий. Перечисление нежелательных состояний предприятия, которое не контролируется со стороны правительства, указано в таблице №1.

Традиционными сферами контроля предпринимательского поведения со стороны государственных  органов управления являются: продукция, технология производства, поведение в конкуренции, прибыль, ресурсы, право собственности и организация внутрифирмового управления.

Информация о работе Предприятие как субъект и объект рыночной экономики