Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:59, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является выявление проблем, связанных с законодательным регулированием и правоприминением.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
охарактеризовать природу ограниченных вещных прав на землю
изучить правовое регулирование сервитутов и иных ограниченных прав на землю
проанализировать законодательство в исследуемой сфере
сделать соответствующие выводы
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ОГРАНИЧЕННЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ...........................6
ГЛАВА 2. ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ.....................................................................................9
2. 1 Понятие сервитута..........................................................................................9
2.2 Правовое регулирование частного и публичного сервитутов....................11
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНЫХ ОГРАНИЧЕННЫХ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ...............................................................................................16
3.1 Постоянное (бессрочное) пользование.........................................................16
3.2 Пожизненное наследуемое владение ...........................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................
Важно обратить внимание, что при переходе прав на земельный участок, обремененный сервитутом, другому лицу, право ограниченного пользования сохраняется. Это можно объяснить тем, что право пользования чужой вещью связывается не с субъектом права собственности, а непосредственно с этой вещью, тем самым, независимо от того, в рамках какой сделки и какому лицо эта вещь перешла, это обстоятельство не влияет на силу сервитута.3
Как самостоятельно вещное право сервитут предполагает своего правообладателя, т.е. конкретное управомоченное лицо. В связи с этим ЗК РФ, в отличие от ГК РФ, разбивает сервитуты на частные и публичные. Принимая во внимание п.1. ст. 23 ЗК РФ, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичные сервитуты, сервитутами по своей сути не являются, так как подразумевают не самостоятельно право какого-либо лица, а устанавливаемые в законодательном порядке пределы прав не только собственника, но и землевладельца и землепользователя.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. По мнению некоторых юристов, процедура проведения таких слушаний и порядок определения их результатов должны устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований4.
Основной отличительной чертой публичных сервитутов является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут5. В связи с этим в юридической науке неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности. С этим можно согласиться, поскольку в п. 7 ст. 23 ЗК РФ, наличествует косвенное подтверждение небезосновательности подобного взгляда на проблематику публичных сервитутов. Из содержания упомянутого ранее пункта, можно сделать вывод о том, что такое ограниченное вещное право, как публичный сервитут, может прекратить более широкое по содержанию вещное право - право собственности. Когда установление публичного сервитута исключает возможность использовать земельный участок, его собственник, землепользователь, землевладелец имеет право требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него этого земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков и предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. При этом в случае установления частного сервитута невозможность использования обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением влечет за собой прекращение такого сервитута, а не права собственности (п. 2 ст. 276 ГК РФ).
Установление публичного сервитута предусматривает также Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно ст. 31 Закона публичным сервитутом может быть обязанность собственника приватизируемого имущества обеспечивать беспрепятственный допуск, проход, проезд, возможность размещения геодезических и других знаков, прокладку и использование линий электропередачи, связи и водоснабжения. Основанием установления таких сервитутов будут условия сделки о приватизации соответствующего имущества, заключенной с новым его собственником.
Что же касается прекращения сервитута, то он может быть прекращен по двумя способами: по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, если отпали основания, по которым он был установлен и в случаях, когда земельный участок, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим назначением, собственник вправе потребовать по суду прекращения сервитута.
В связи с этим Пленум ВАС РФ в п. 29 постановления от 24.03.2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал на то, что при принятии искового заявления от лиц, права и законные интересы которых затронуты установлением публичного сервитута, необходимо учитывать, что дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу ч. 2 ст. 191 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов.
Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в п. 2 ст. 23 ЗК, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.
Сервитуты подлежат регистрации. В соответствии со ст. 27 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Он вступает в силу после регистрации в Едином государственном реестре прав.
Дабы привести конкретный пример использования такого института вещного права, как сервитут, целесообразным будет обратиться к федеральному закону «Об организации и о проведении XII Олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В ст.15.2 данного нормативно-правового акта указывается, что на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства. В ч.2 этой статьи приводится широкий перечень целей, для достижения которых требуется установка сервитутов. К ним можно отнести строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию линейных сооружений, размещение на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, геодезических знаков для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов. В ч.5 и ч. 6 ст. 15.2 перечислены субъекты настоящих сервитутных правоотношений. С одной стороны это Корпорация и организации, осуществляющие строительство, с другой собственники земельных участков. В случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в пользование, владение или аренду, выступать в качестве субъекта могут так же землевладельцы или арендаторы земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
Представляет определенный интерес ч.9 ст.15.2 , в которой указывается, что должно содержать в себе соглашение об установлении сервитута. Здесь имеют место: кадастровый номер земельного участка, в отношении которого планируется установить сервитут; сведения о сторонах соглашения, цели и основания установления сервитута; сроки действия; право лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, для обеспечения которой он установлен.
Хотелось бы так же рассказать о процедуре принятия решений об установлении сервитута, предусмотренной данным Федеральным законом. В этом видится полезность для наглядного понимания механизмов оформления сервитутных правоотношений и их регулирования.
В соответствии с ч.10 ст.15.2 закона, соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута. Краснодарскому краю со дня вступления закона в силу и до января 2014 Российской Федерацией передаются полномочия по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения. Решение об установлении сервитутов принимается на основании заявления Корпорации или организации, осуществляющей строительство и без проведения общественных слушаний. В этом наличествует противоречие с уже упомянутым ранее подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК об участии граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНЫХ
ОГРАНИЧЕННЫХ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
3.1.Постоянное (бессрочное) пользование
В условиях отсутствия частной собственности на землю право землепользования было единственным законным основанием для фактического использования земли. Его рассматривали как производное от права государственной собственности на землю. Различалось постоянное и временное землепользование, которые применялись как в отношении юридических лиц, так и граждан.
Земельный кодекс РФ сохранил доставшийся от советской правовой системы данный вид ограниченных прав на землю, в форме права постоянного (бессрочного) пользования. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование с момента введения в действие кодекса не предоставляются, однако ранее предоставленные на этом праве участки сохраняются. У гражданина имеется право переоформить земельный участок в полном размере в собственность. Согласно п. 9.1. ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность не требуется.
Что же касается юридических лиц, то для одних этот вид прав на землю сохраняется, для других нет. Согласно п.1. ст.20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются и впредь государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Остается непонятным отсутствие в упомянутом перечне государственных и муниципальных унитарных предприятий. В соответствии со ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Анализируя смысл приведенного определения, можно прийти к выводу, что для таких организаций более всего подходит право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Юридические лица за исключением перечисленных в п.1. ст.20 ЗК РФ, в силу п.2 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года. То есть такой вид ограниченных вещных прав на земельные участки, как постоянное (бессрочное) пользование сохраняется, хотя это и относится к ограниченному числу случаев6. Кроме того федеральный закон особо выделяет юридические лица, которым земельные участки предоставлены на постоянное (бессрочное) пользование под линии электропередач, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). У них есть возможность переоформить данное право на право аренды или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2015 года.
Однако в данное положение вносят неясность два обстоятельства. В связи с переоформлением земельных участков находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, на практике возникают вопросы, касающиеся того, кто определяет новый вид прав (собственность или аренда) на переоформляемый земельный участок, а также какие документы необходимо предоставить для переоформления.
В ситуации с юридическими лицами при знакомстве с нормой непонятно, к чему привязаны слова «по своему желанию», к выбору вида права или к дате переоформления. Отсылка к ст.36 ЗК РФ предлагает следующие решение проблемы.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Указанный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п.1. ст.20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи, либо аренды земельного участка и затем направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Так как проект договора готовит собственник земельного участка, то, существует мнение, что право выбора переоформляемого права принадлежит ему. Тем не менее, такую позицию можно оспорить. Возвращаясь к ст. 36, целесообразным будет указать находящиеся там положение: «исключительно право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами».
Информация о работе Представительство в гражданском процессе