Предупреждение банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить положения Гражданского права о мерах предупреждения несостоятельности (банкротства).
Задачи исследования: отразить теоретически аспект предупреждения несостоятельности (банкротства), рассмотреть основания предупреждения несостоятельности (банкротства) основные меры предупреждения несостоятельности (банкротства), закрепленные законодательством Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
1 Предупреждение банкротства ……………………………………………5
1.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций………………………………………………………………10
1.2 Меры по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковских систем ……………………………………...12
1.3 Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций ……………………………………………15
Заключение ………………………………………………………………...17
Библиография ……………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

контр. раб.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..3

1 Предупреждение  банкротства ……………………………………………5

1.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций………………………………………………………………10

1.2 Меры по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковских систем ……………………………………...12

1.3 Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций ……………………………………………15

Заключение ………………………………………………………………...17

Библиография ……………………………………………………………...22

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики  современному предприятию соответствуют  такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако далеко не для всех предприятий  характерно вышесказанное. Резкое изменение  условий хозяйствования вызвало  появление нового понятия – несостоятельность. Несостоятельность – эта такое  состояние, при котором предприятие  не может рассчитаться по своим обязательствам, и чаще всего оно предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности.

Несостоятельность (банкротство) — одна из старейших  экономических и юридических  категорий, известных еще правовой системе Древнего Рима. Институт банкротства  возник из отношений должника и его  кредитора, он основан на этих отношениях. Этот институт всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота.

Условия для динамичного развития бизнеса  часто обостряют негативные тенденции  на уровне отдельных групп хозяйствующих  субъектов, использующих для достижения своих целей пробелы в действующем  законодательстве либо не имеющих потенциальных  возможностей для обеспечения соответствия общему уровню эффективности в своей  отрасли.

Мировая практика банкротства показывает, что  этот процесс болезненный, как любое  разрушение, но подтверждает, что непродуктивность превращения производителя в  банкрота не всегда очевидна.1

Очевидно, что предпосылки банкротства  возникают задолго до наступления  опасности банкротства. Поэтому, если технологическая система организации находится на стадии деградации, и появились явные признаки банкротства, то без применения мер по предупреждению банкротства, позволяющем осуществить реконструкцию производства, восстановить стабильную платежеспособность организации практически не представляется возможным.

Необходимо  прогнозировать вероятность банкротства для более раннего выявления различных сбоев и упущений в деятельности организации, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства. Организация, в которой серьезно поставлена аналитическая работа, способна заранее распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска.

В целом  система мер, способствующая предупреждению банкротства, в нашей стране не представляется четкой и эффективной. Отмечается, что  отсутствие развитой системы норм, регулирующих вопросы оказания помощи организациям, находящимся на грани  банкротства, еще до начала процесса в арбитражном суде является упущением  для российского законодательства. Поэтому вопросы предупреждения банкротства являются наиболее острыми  и актуальными в Гражданском законодательстве Российской Федерации.

Цель  исследования: изучить положения Гражданского права о мерах предупреждения несостоятельности (банкротства).

Задачи  исследования: отразить теоретически аспект предупреждения несостоятельности (банкротства), рассмотреть основания предупреждения несостоятельности (банкротства) основные меры предупреждения несостоятельности (банкротства), закрепленные законодательством Российской Федерации.

 

1ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОДСТВА

«Юридическое  лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и  религиозной организации, по решению  суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может  быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным  законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено  законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Признание юридического лица банкротом судом  влечет его ликвидацию.

Основания признания судом  юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается  законом о несостоятельности (банкротстве)» (ст. 65 ГК РФ).2

Несмотря  на то, что Гражданский кодекс РФ закрепляет, так же, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя (ст. 25 ГК РФ), меры предупреждения банкротства, закрепленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», относятся только к юридическим лицам.

«В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 (Признаки банкротства) настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник  имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В целях  предупреждения банкротства организаций  учредители (участники) должника, собственник  имущества должника - унитарного предприятия  до момента подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут  быть приняты кредиторами или  иными лицами на основании соглашения с должником» (Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).3

Положения главы 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)" посвящены вопросам предупреждения банкротства, которое можно назвать досудебной (внесудебной) стадией развития конкурсных отношений. Начинается эта стадия в момент возникновения финансовых проблем у должника и может продолжаться как при отсутствии признаков банкротства, так и при их наличии, однако в последнем случае досудебные процедуры в любой момент могут быть прекращены, т.е. смениться судебными.

Обращает  на себя внимание то, что и в названии, и в содержании положений данной главы термин "банкротство" употребляется в узком смысле - речь идет о предупреждении подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); предупреждению банкротства в широком смысле, т.е. предупреждению признания должника несостоятельным (банкротом), посвящены нормы не только 2 главы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но и глав 4, 5, 6, 8 данного Закона. Это стадии: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения.

Предупреждение  банкротства - очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в  ее рамках руководство должника, его  участники и третьи лица могут  прийти к взаимоприемлемому соглашению, направленному на преодоление временных  финансовых сложностей, и тем самым  предотвратить проведение конкурсного  процесса в отношении должника.4

Меры по предупреждению банкротства могут быть осуществлены до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Однако после возбуждения производства по делу о банкротстве также могут применяться меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, но эти меры реализуются в строгих рамках производства по делу о банкротстве, начинают действовать многочисленные специальные правила, ограничивающие или прекращающие полномочия органов управления должника, проявляются другие особенности правового положения должника.5

Закон не называет конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротства должника (об одной из них - досудебной санации - сказано в ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), поскольку на данном этапе регламентация этих мер не требуется.

Осуществляемые  в рамках досудебной стадии мероприятия  могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение  кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.6

Исходя  из анализа практики, можно составить  примерный перечень таких мер:

проведение  анализа финансового состояния  должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств;

прогнозирование экономической ситуации, а также  факторов и последствий ее изменения  на различных рынках;

разработка  и внедрение новой маркетинговой  политики;

проведение  реорганизационных мероприятий (например, присоединение либо слияние с  платежеспособной компанией; выделение  в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства с соблюдением положений ст. 57-60 ГК РФ. Правда, в этих случаях кредитор может потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств должника с возмещением убытков, что в свою очередь может привести к банкротству даже вполне платежеспособного должника;

проведение  структурной перестройки производства, в рамках которой возможна продажа  какого-либо имущества должника; закрытие не перспективных производств, перепрофилирование деятельности;

усовершенствование  системы управления предприятием-должником. Это могут быть как смена, так  и усовершенствование (повышение  квалификации, переподготовка) руководителей  структурных подразделений, изменения  в подходе к подбору кадров и т.д.;

достижение  договоренностей с отдельными кредиторами  о рассрочке, отсрочке погашения  долгов, скидок с долгов, прощении долга  и т.д. Возможно предоставление инвестиций под гарантии, залог или поручительство определенных лиц.

Эта мера актуальна, когда должник вследствие неустойчивости своего финансового  положения не может предложить контрагентам сколько-нибудь серьезного обеспечения  исполнения своих обязательств. Обеспечением, предоставляемым кредитору по обязательствам должника, может быть: залог, поручительство, банковская гарантия.7

Санация (ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»- это меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника. Указанные меры могут применяться как до подачи заявления о признании должника банкротом, так и после - на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Санация выражается в предоставлении должнику указанными выше лицами финансовой помощи. Размер финансовой помощи должен быть достаточен для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

В качестве примера санации можно рассматривать  такие меры, как исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия либо третьими лицами или погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе той или иной процедуры банкротства.8

Для различных  организаций законодательство предусматривает  дополнительные положения о мерах  по предупреждению банкротства этих организаций. Рассмотрим меры по предупреждению банкротства следующих организаий:

Кредитных организаций;

Банков в целях укрепления стабильности банковской системы;

Стратегических  предприятий и организаций, а  также организаций оборонно-промышленного  комплекса;

Информация о работе Предупреждение банкротства