Предупреждение банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить положения Гражданского права о мерах предупреждения несостоятельности (банкротства).
Задачи исследования: отразить теоретически аспект предупреждения несостоятельности (банкротства), рассмотреть основания предупреждения несостоятельности (банкротства) основные меры предупреждения несостоятельности (банкротства), закрепленные законодательством Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
1 Предупреждение банкротства ……………………………………………5
1.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций………………………………………………………………10
1.2 Меры по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковских систем ……………………………………...12
1.3 Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций ……………………………………………15
Заключение ………………………………………………………………...17
Библиография ……………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

контр. раб.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

1.1 МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным  судом ее неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

В соответствии с данным Федеральным законом до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций (ст. 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"):

1) финансовое  оздоровление кредитной организации.

В целях  финансового оздоровления кредитной  организации могут осуществляться следующие меры:

оказание  финансовой помощи кредитной организации  ее учредителями (участниками) и иными  лицами;

изменение структуры активов и структуры  пассивов кредитной организации;

приведение  в соответствие размера уставного  капитала кредитной организации  и величины ее собственных средств (капитала);

изменение организационной структуры кредитной  организации;

иные  меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами (ст. 7 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

2) назначение  временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;

3) реорганизация  кредитной организации.

Меры  по предупреждению банкротства кредитной  организации, предусмотренные статьей 3 данного Федерального закона, осуществляются в случаях, когда кредитная организация (ст. 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"):

не удовлетворяет  неоднократно на протяжении последних  шести месяцев требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет  обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

не удовлетворяет  требования кредиторов  по денежным обязательствам и не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей в  сроки, превышающие три дня с  момента наступления даты их удовлетворения и даты их исполнения, в связи  с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских  счетах кредитной организации;

допускает абсолютное снижение величины собственных  средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов  при одновременном нарушении  одного из обязательных нормативов, установленных  Банком России;

нарушает  норматив достаточности собственных  средств, установленный Банком России;

нарушает  норматив текущей ликвидности кредитной  организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

допускает уменьшение величины собственных средств  по итогам отчетного месяца ниже размера  уставного капитала, определенного  учредительными документами кредитной  организации, зарегистрированными  в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка  России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного  совета), ее единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган в случае возникновения  указанных оснований обязаны  принимать необходимые и своевременные  меры по финансовому оздоровлению и  реорганизации кредитной организации (ст. 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").9

1.2 МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОДСТВА В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ

В целях  поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов  вкладчиков и кредиторов банков при  наличии признаков неустойчивого  финансового положения банков, выявлении  ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам  вкладчиков и кредиторов банков, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ (ст. 1 ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года").

Меры  по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:

1) оказания финансовой помощи  лицам, приобретающим в соответствии  с согласованным (утвержденным) планом  участия Агентства в предупреждении  банкротства банка акции (доли  в уставном капитале) банка в  размере, позволяющем определять  решения банка по вопросам, отнесенным  к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

2) оказания финансовой помощи  банкам, приобретающим в соответствии  с согласованным (утвержденным) планом  участия Агентства в предупреждении  банкротства банка имущество  и обязательства банка или  их часть (далее - приобретатели);

3) приобретения в соответствии  с согласованным (утвержденным) планом  участия Агентства в предупреждении  банкротства банка акций банка  в размере, позволяющем определять  решения банка по вопросам, отнесенным  к компетенции общего собрания  его учредителей (участников);

4) оказания финансовой помощи  банку при условии приобретения Агентством и инвесторами в соответствии с согласованным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

5) организации торгов по продаже  имущества, являющегося обеспечением  исполнения обязательств банка,  в том числе перед Банком  России;

6) исполнения в соответствии  с согласованным (утвержденным) планом  участия Агентства в предупреждении  банкротства банка функций временной  администрации на основании решения Банка России (п. 1 ст. 2 ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года").

Банк  России вправе предложить Агентству  принять участие в осуществлении  мер по предупреждению банкротства  банка.

Решение о направлении в Агентство  предложения об участии в предупреждении банкротства банка принимается  Комитетом банковского надзора  Банка России (ст. 3 ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года").

Банк  России вправе принять решение о проведении оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка.

Оценка  финансового положения банка  проводится совместно с представителями  Банка России и Агентства в  соответствии с нормативным актом  Банка России (ст. 4 ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года").

Предусмотренные данным Федеральным законом меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании плана, который должен быть направлен Агентством в Банк России в течение 10 дней со дня принятия Агентством предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства банка. (п. 1 ст. 6 ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года")

Мероприятия по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов, Агентства, Банка России, а также  могут осуществляться за счет средств  федерального бюджета, предоставленных  в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства (п. 1 ст. 10 ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года").10

1.3 МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОДСТВА  СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАИЙ.

Одной из особенностей банкротства  стратегических предприятий и организаций  является законодательное закрепление  комплекса мер, направленных на предупреждение их банкротства (ст. 191 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Обязанность по разработке и осуществлению таких  мер лежит на Правительстве РФ, причем порядок действий Правительства  в этом направлении может быть установлен федеральными законами или  иными нормативными правовыми актами. В данном случае имеет место неточность Закона, который, видимо, имел в виду иные правовые акты и иные нормативные акты (такое деление установлено ГК РФ, п. 6 ст. 3 которого иными правовыми актами называет указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, относя, таким образом, к иным нормативным актам акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти).

К мероприятиям, направленным на предупреждение банкротства  стратегических предприятий и организаций, относятся:

- учет  и анализ финансового состояния  и платежеспособности стратегических  должников (соответственно необходима  разработка правил такого учета  и анализа);

- реорганизация  стратегических предприятий и  организаций (при этом необходимо  соблюдать положения ГК РФ, касающиеся порядка проведения реорганизации и защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, - ст.57-60 ГК РФ);

- погашение  задолженности федерального бюджета,  возникшей в результате несвоевременной  оплаты государственного оборонного  заказа перед стратегическими  организациями-исполнителями работ  по государственному оборонному  заказу;

- обеспечение  проведения реструктуризации задолженности  (как в части основного долга,  так и по уплате процентов,  пеней, штрафов) стратегических  должников, являющихся исполнителями  по государственному оборонному  заказу, перед федеральным бюджетом  и внебюджетными фондами (очевидно, в данном случае задачей Правительства  РФ будет разработка условий  реструктуризации задолженности  стратегического должника по  обязательным платежам и создание  условий принятия реструктуризации  субъектами получения выплат);

- содействие  в достижении соглашения стратегических  должников и кредиторов о реструктуризации  задолженности по обязательствам, в том числе путем предоставления  государственных гарантий (последнее  представляется наиболее действенным  механизмом; при этом возникает  вопрос, как оформляется и чем  обеспечивается предоставление  этих гарантий);

- проведение  досудебной санации (т.е. предоставление  должнику финансовой помощи в  размере, необходимом для удовлетворения  всех требований по обязательствам  и обязательным платежам, а также  для восстановления платежеспособности  должника);

- осуществление  иных мероприятий, направленных  на предупреждение банкротства  стратегических должников (как  экономические, так и юридические  меры).11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положения главы 2 ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)" посвящены  вопросам предупреждения банкротства, которое можно назвать досудебной (внесудебной) стадией развития конкурсных отношений. Начинается эта стадия в момент возникновения финансовых проблем у должника и может продолжаться как при отсутствии признаков банкротства, так и при их наличии, однако в последнем случае досудебные процедуры в любой момент могут быть прекращены, т.е. смениться судебными.

Предупреждение  банкротства - очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в  ее рамках руководство должника, его  участники и третьи лица могут  прийти к взаимоприемлемому соглашению, направленному на преодоление временных  финансовых сложностей, и тем самым  предотвратить проведение конкурсного  процесса в отношении должника.

Применять меры в отношении должника в целях  возбуждения в отношении него производства по делу о несостоятельности (банкротстве) могут следующие субъекты: учредители (участники) должника; собственник  имущества должника - унитарного предприятия; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также кредиторы либо иные лица на основании соглашения с должником.

Меры  по предупреждению банкротства могут  быть осуществлены до момента подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. Однако после возбуждения производства по делу о банкротстве также могут  применяться меры, направленные на восстановление платежеспособности должника

Информация о работе Предупреждение банкротства