Прекращение права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов прекращения права собственности.
В работе были поставлены и разрешены следующие задачи исследования:
 исследовать законодательное регулирование права собственности;
 дать понятие прекращения права собственности;
 рассмотреть классификацию видов прекращения права собственности;
 проанализировать гражданско-правовые основания прекращения права собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 6
1.1 АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 6
1.2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 11
2 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 17
2.1 ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ПО ВОЛЕ СОБСТВЕННИКА 17
2.2 ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Прекращение права собственности 2010.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Преобразование отношений  собственности как экономической  основы общества стало одним из главных  направлений осуществляемых в Российской Федерации экономических реформ.

Проблемы основания приобретения и прекращения права собственности, их эффективности и оптимизации приобрели сегодня особую теоретическую и практическую значимость. Кроме того, вопросы, возникающие в практике применения ряда статей Гражданского кодекса Российской Федерации, обуславливают необходимость всесторонней разработки проблем, связанных с основаниями приобретения и прекращения права собственности.

Сегодня законодатели подходят к проблеме прекращения права  собственности более обстоятельно: ей посвящена специальная глава 15 ГК РФ. Примерный перечень оснований, по которым право собственности может быть утрачено, приводится в ст.235 ГК РФ. В этой же связи существенным является изучение отдельных способов и оснований приобретения и прекращения права собственности.

Признавая важность вклада ученых в разработку теории оснований приобретения и прекращения права собственности, обеспечения их законности хотелось бы отметить, что особенности отдельных оснований приобретения и прекращения права собственности требуют более глубокого изучения.

Актуальность темы данной курсовой работы определена в первую очередь объективно значительной ролью  института прекращения права  собственности в современной  социально ориентированной рыночной экономике, переход к коей является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Институт прекращения права собственности существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот институт придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов прекращения права собственности.

В работе были поставлены и разрешены следующие задачи исследования:

  • исследовать  законодательное регулирование права собственности;
  • дать понятие  прекращения права собственности;
  • рассмотреть классификацию видов прекращения права собственности;
  • проанализировать гражданско-правовые основания прекращения права собственности.

Объектом исследования являются общественные отношения по прекращению права собственности.

Предметом исследования являются нормы действующего законодательства и труды знаменитых ученых.

Источниковедческой базой  работы стали Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, нормативные акты международного права, Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 51-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006, Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 188-ФЗ, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 3-ФК) «О чрезвычайном положении», Федеральные законы от 21.12.2001 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 21.12.2001  122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Закон РФ от 21.02.1992 2395-1 «О недрах».

Основания приобретения и прекращения права собственности  получили освещение в трудах И.В. Аксюк, Э.С. Бутаева, Е.А.Суханов, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Т.И. Илларионова и других ученых.

В работе использовались различные общенаучные методы исследования: диалектический –  способ познания действительности в ее развитии; структурно-правовой, позволяющий уяснить компоновку отдельных норм и их совокупное влияние на регулируемые отношения; функциональный и формально-логический.

Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

В первой главе проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие прекращение права собственности  и рассмотрены основания прекращения права собственности.

Вторая глава посвящена  отдельным видам оснований прекращения  права собственности, которые подразделяются на добровольные и принудительные.

 

1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения института права собственности

 

В настоящее время  на правовое регулирование отношений  права собственности направлены сотни и тысячи разноуровневых нормативных  актов (как гражданско-правовых, так  и смежных отраслей права, как частного, так и публичного права).

На современном этапе  все законодательные акты, направленные на регулирование правоотношений собственности  можно, на наш взгляд, условно, разделить  на три группы. Во-первых, это законодательные  акты, декларирующие и провозглашающие право собственности; во-вторых, это законодательные акты, регулирующие содержание права собственности, а также возможности его реализации, и, в-третьих, это законодательные акты, направленные на регулирование права собственности на отдельные виды имущества (лес, земля, недвижимость в целом и т.д.).

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство, направленное на регулирование отношений  права собственности, базируется на общепризнанных международных нормах.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы1.

Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди актов, содержащих нормы, направленные на регулирование отношений права собственности (а именно субъективных прав на собственности человека и гражданина) можно выделить:

- Всеобщая декларация  прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря  1948 г.) (ст.17)2;

- Протокол №1 к Конвенции  о защите прав человека и  основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) и др3.

Российская Федерация  является участником и ряда иных международных  соглашений, так, например, можно выделить Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкек, 9 октября 1992 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993 г.)4.

Базисным актом национального  законодательства Российской Федерации, отдельные статьи которого посвящены  праву собственности, является Конституция Российской Федерации. Основной Закон России провозглашает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.2 ст.8); право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст.35); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).

Эти положения (а точнее - принципы) пронизывают всю систему российского законодательства о собственности.

Традиционно в качестве ядра комплексного института права собственности  рассматривают нормы гражданского права (и в частности Гражданский  кодекс Российской Федерации)5.

В ГК РФ на правовое регулирование института права собственности направлены ст.ст.130, 135, а также статьи раздела II (Право собственности и другие вещные права).

Наряду с ГК РФ к правоотношениям  собственности применимы многие другие законодательные акты. Прежде всего, обратим внимание на кодифицированные законодательные акты. В частности можно выделить нижеследующие акты.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ - данный законодательный акт направлен на регулирование отношений собственности на землю6.

Собственность на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд регулируется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ7.

Вопросы приобретения в  собственность занимаемого жилья (по договору социального найма) урегулированы  Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года8.

Наряду с кодифицированными  актами, действует несколько десятков законодательных актов. В частности  можно выделить:

- Федеральный закон  от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О  приватизации государственного  и муниципального имущества»9;

- Федеральный закон  от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним»  – отдельные положения данного  закона применимы при переходе  права собственности на недвижимое  имущество10;

- Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1 и другие11.

Необходимо подчеркнуть, что отдельные вопросы отношений  права собственности могут быть урегулированы только законодательными актами. Приведем пример. В соответствии со ст.209 ГК РФ право собственности  в ряде случаев может быть ограничено. Так, Конституция в ст.36 устанавливает запрет для собственника земли наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц. Ст.209 ГК РФ распространяет этот запрет на собственников природных ресурсов. Согласно же п.2 ст.1 ГК РФ ограничения права собственности, как и других гражданских прав, могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Таким образом, ограничения  права собственности, содержащиеся в иных правовых актах, - указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и ведомств РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, решениях органов местного самоуправления незаконны и исполнению не подлежат.

Субъекты РФ не вправе принимать законодательные акты, направленные на регулирование отношений права собственности (в гражданском аспекте), но вправе регулировать вопросы публичных отношений. Так, например, субъекты РФ не вправе принять законодательный акт, регулирующий порядок приобретения права собственности на недвижимость, но вправе урегулировать вопрос передачи собственности между публичными органами.

Как правило, вопросы  разграничения государственной  собственности урегулируются между  РФ и субъектами дополнительными  соглашениями.

Значение подзаконных  нормативных актов в регулировании отношений собственности также немаловажно. Подзаконные акты (нормативные акты полномочных органов - Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ) применяются только во исполнение положений действующего законодательства и только тогда, когда это предусмотрено самим законом.

Также необходимо выделить ведомственные нормативные акты (акты принимаемые отдельными министерствами и ведомствами) и судебную практику. Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является общеобязательной в правоприменении, но в тоже время, обзоры судебной практики систематизируют наиболее частые ошибки судов, проблемные вопросы на практике, что, безусловно, полезно при исследовании проблематики отношений права собственности. Некоторые вопросы прекращения права собственности отражены в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. №13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»12.

Таким образом, правовое регулирование прекращения права  собственности осуществляется различными нормативно-правовыми актами.

1.2 Понятие и виды оснований прекращения права собственности

 

Право собственности  – наиболее широкое и устойчивое вещное право. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. Сегодня в России предпринимаются попытки сформировать широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой режима, основой гражданского общества. Поэтому одна из важнейших задач правовой системы – охрана и защита существующих отношений собственности. Однако одной защиты отношений собственности явно недостаточно.

Информация о работе Прекращение права собственности