Принципы гражданского права- основополагающие гражданского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:54, дипломная работа

Описание работы

Признаком современных законодательных актов наиболее значимого характера стали специализированные нормы - "Основные начала: законодательства". Они есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.1), Семейном кодексе Российской Федерации (ст.1), Налоговом кодексе Российской Федерации (ст.3). Смысл этих норм - придать смысловой характер праву и законодательству одной отраслевой принадлежности, централизованно выразить ту правовую основу, на почве которой будут осуществляться все иные нормативные установления. Тем самым в практику российского правотворчества входит текстуальное закрепление правовых идей, "образовавшихся не вдруг, а как суть и результат всей предшествующей юридической жизни. Впервые это происходит не путем их "вкрапления" в преамбулы нормативных актов или вводные статьи, а на уровне самостоятельной правовой нормы"1.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Принципы гражданского права- основополагающие
гражданского законодательства_________________________
Понятие, сущность, признаки принципов
гражданского права.____________________________________

Глава 2. Основные принципы гражданского права
их характеристика.____________________________________
2.1. Общеправовые принципы и их характеристика._________________
2.2.Особенности межотраслевых принципов._______________________
2.3. Специфика отраслевых принципов.____________________________

Глава 3. Механизм реализации принципов гражданского права в правоприменительной деятельности.____________________________

Заключение.__________________________________________________
Список используемой литературы._____________________________

Файлы: 1 файл

Принципы гражданского права как основополагающие начала гражданского законодательства.docx

— 127.84 Кб (Скачать файл)

 

                                 Принцип демократизма

 

      В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

      Принцип демократизма заслуженно включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом.

      Во-первых, принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность. Данный аспект можно справедливо назвать основополагающим.

     Во-вторых," в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия "11. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия – прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.

Необходимо отметить, что  в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и действуют механизмы, дающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека.

      " 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей    

            страной непосредственно или через посредство свободно избранных   

            представителей.

  2.Каждый человек имеет право равного доступа к государственной   

     службе в своей стране.

        3.Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля   

    должна находить себе выражение в периодических и       

    нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при   

    всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования  

    или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих  

    свободу голосования."12

      Следовательно , становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.

      Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции,  единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит  закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.

      Не вызывает сомнений, что сущность демократизма в первую очередь заключается в реальном существовании демократии в обществе и государстве и безоговорочном следовании ее началам. В связи с этим нужно отметить, "что на данный момент нельзя говорить о полном воплощении в жизнь принципа демократизма в России, поскольку на самом деле современная российская демократия еще находится в процессе становления. Так, в настоящее время в рамках реформы российской политической системы открыто ставится вопрос о необходимости построения в государстве «подлинной демократии»"13.

 

                                     Принцип гуманизма

 

     Гуманизм в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Это признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития.

     Принцип гуманизма следует из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Принцип гуманизма прямо закреплен в Основном законе государства. Как гласит ст. 2 Конституций РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).

      Другой аспект гуманизма права предполагает уважительное, человеколюбивое отношение к субъектам права, независимо от того, какое было его поведение - правомерным или противоправным. Так, в нормативных актах запрещено устанавливать членовредительские и жестокие наказания, а осужденные лица имеют право на уважительное к ним отношение со стороны администрации мест лишения свободы. С нравственной стороны эти аспекты гуманизма состоят в прощении, милосердии по отношению к правонарушителю.

      Гуманизм в этом смысле выражается в льготах для отдельных субъектов правонарушения или в применении к ним амнистии и помилования. Эти льготы, как правило, смягчают меры государственного принуждения, которые обязано претерпеть лицо в связи с совершенным правонарушением.

      Однако гуманизм должен проявляться и к потерпевшему. Следовательно, гуманно привлечь правонарушителя к ответственности, ограничить его в правах и тем самым восстановить имущественную сферу потерпевшего.

      Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

      Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.

 

 

        Принцип равноправия (равенство всех перед законом )

 

       Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают" Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

      Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете"14. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

      В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, рациональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

       Принцип равноправия, будучи закрепленным, в Конституции, касается всех сфер жизни и означает равную мерку при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех субъектов, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Принцип равноправия конкретизируется в других конституционных нормах. Например, положение ч. 2 ст. 21 Конституции России о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, относится к каждому человеку-гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства - и дает всем равную правовую защиту, включая и тех, кто совершил преступление и находится в местах лишения свободы.

       Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности вытекает из ст. 5 Конституции РФ. Так, на каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство, а вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений.

 

 

 

                    Единство юридических прав и обязанностей

 

       Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в цепом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других.

     Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

      Важность принципа единства прав и обязанностей для нормального,

должного функционирования социальных связей и процессов признается на

протяжении многих веков. В нынешнее время рассматриваемый принцип не

только не теряет своей актуальности, но и приобретает дополнительные,

новые функции в правовой системе общества, появление которых

обусловлено необходимостью соответствия комплекса нормативных правил

поведения модернизирующимся реформирующимся (зачастую

революционными  темпами) общественным отношениям.

      Значение принципа единства прав и обязанностей для правовой

системы общества разносторонне и заключается в том, что он:

— обеспечивает баланс частных  и публичных интересов. Права

     выражают интересы людей, т.е. частные интересы, а обязанности —

     преимущественно интересы общественные. Обеспечение их паритета,

     баланса как раз и является той сложной, многогранной миссией, которая

     возлагается на принцип единства прав и обязанностей;

— направлен на установление и поддержание партнерских отношений

      между государством и личностью. Там, где члены общества только   

     обязаны перед государством, наступает тоталитарный режим правления:   

     произвол государственно-властных структур, подавление и угнетение

     личности. И  наоборот, где «правит» необузданная и неограниченная 

     свобода (а  точнее —вседозволенность) людей, с такой же неизбежностью   

     приходит хаос  и разрушение всех общественно полезных естественных  

     связей;

— способствует развитию индивидуального  правосознания,

     формированию ценностно-правовых ориентаций. При этом права и

     обязанности едины в том, что и те, и другие основаны на обращении к

     свободной воли личности;

— упрочивает правовой статус личности. Это возможно в том случае,

     если исполнение обязанностей членами общества основывается не на  

     страхе возможного принуждения в случае их нарушения, а на силе 

     убежденности  в справедливости и социальной целесообразности 

    обязанностей, на  основе осознания их объективной необходимости;

— оказывает непосредственное влияние на регулирование поведения

     людей, в связи с тем, что субъективные права и юридические обязанности с

    содержащимися в них интересами указывают на грани возможной и  

     должной деятельности личности;

— защищает более слабую сторону правоотношения. Выравнивание

     положения сторон возможно с позиции как одностороннего усиления прав

     слабого субъекта в обязательстве, так и с позиции усиления гражданско-

     правовой ответственности или увеличения обязанностей сильной стороны;

— отражает динамический потенциал  права, поскольку именно

      субъективным правам и юридическим обязанностям принадлежит роль

      главных регуляторов поведения в каждой возникающей жизненной

     ситуации;

— имеет глубокую нравственную основу, неразрывно связан с

     морально-этическими идеалами, так как отношения между правом и

     нравственностью как социальными регуляторами проявляются не в

     одностороннем влиянии одного из них на другой, а в их обоюдном

     взаимодействии, плодотворном сотрудничестве;

— является залогом эволюционного, гармоничного развития личности

    и общества. Обеспечение законности, правопорядка в обществе невозможно

     не только без государственно-властного признания и защиты   

     политических, экономических и социальных прав человека, но и без   

     правомерного  использования субъективных прав конкретным лицом и  

     исполнения  им обязанностей перед обществом, в котором становится  

     реальностью  осуществление свободного и всестороннего развития  

     человеческой личности.

 

                      Принцип ответственности за вину

Информация о работе Принципы гражданского права- основополагающие гражданского законодательства