ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:15, диссертация

Описание работы

Изучение принципов гражданского права будет способствовать более глубокому пониманию их социального назначения и одновременно позволит правильно истолковывать и применять гражданско-правовые нормы, корректировать ныне действующие и формировать новые для достижения целей гражданско-правового регулирования. Однако главной проблемой, которая до сих пор оставалась вне поля зрения ученых и которая является одной из центральных в диссертации, выступает проблема разработки теоретико-прикладной модели механизма реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 9
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
2.2 ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
3.1 ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ
3.2 МЕСТО ПРИНЦИПОВ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ГЛАВА 4. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
4.1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПОИСК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО КРИТЕРИЯ
4.2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
4.3 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМА ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА
4.3.1 ПРИНЦИП ЮРИДИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
4.3.2 ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СОБСТВЕННОСТИ
4.3.3 ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА
4.3.4 ПРИНЦИП НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧАСТНЫЕ ДЕЛА
4.3.5 ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ И РАЗУМНОСТИ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
4.3.6 ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ, ИХ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ
ГЛАВА 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
5.1 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
5.2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
5.3 ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ДЕЛАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СОИСКАТЕЛЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

принципы Беларусь.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Опыт экономически развитых стран доказывает, что государство активно вторгается в сферу частных интересов. Усиление социальной роли государства – адекватная реакция на усложнение общественных связей. Именно по данной причине государство вынуждено вторгаться в сферы общественных отношений, которые ранее казались имеющими исключительно частноправовой характер. При этом используются различные методы: предпринимателям даются предписания относительно вступления в договор, определяются его существенные условия, фиксируются обязательные и контролируемые договоры, вводятся правила о недобросовестной конкуренции и т.д. Для доказательства сформулированного тезиса обратимся к институту банкротства. «Если раньше целью данного института была исключительно ликвидация дел должника для максимально быстрого удовлетворения интересов кредиторов (то есть законы имели прокредиторскую направленность), то в настоящее время почти во всех государствах рыночной экономики учитывается, что банкротство предприятий-должников, и в особенности градообразующих, а также наиболее крупных банков, влечет негативные экономические и социальные последствия не только для работников и собственников таких предприятий, но и для экономики страны» [79, с. 75].

В связи с этим закономерно возникает вопрос о том, насколько согласуются идеи социального правового государства с принципами рыночной экономики, и опосредующими ее принципами гражданского права. Ответ на данный вопрос очевиден: если бы в Конституции не были закреплены в качестве принципов неприкосновенность частной собственности и свобода договора, рыночный механизм не мог бы функционировать. Прав Г.А. Василевич, утверждая о том, что принципы социального и правового государства тесно связаны между собой и порой переплетаются друг с другом [51, с. 19].

Вместе с тем, корреляция принципов правового и социального государства ставит перед законодательной и исполнительной властью вопросы, связанные с допустимостью тех или иных ограничений частных интересов в целях защиты интересов общества. Иными словами, решающее значение приобретает сопоставимость между необходимым и допустимым ограничением частных прав. «Важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму «вторжение» государства в ту сферу индивидуума, в которой он может действовать автономно…» [48, с. 15].

В связи с этим еще острее проявляется проблема недопустимости неоправданных ограничений свободы участников гражданского оборота, приводящая к вопросу о соотношении частного и публичного непосредственно в области гражданского права. Указанная проблема уже затрагивалась нами при рассмотрении принципов гражданского права в советский период, когда частноправовая сфера оказалась практически поглощена публично-правовой. Именно в этот исторический период существовал строй, максимально приближенный к исключительному господству публичного права. Однако социальный строй, основанный только на частноправовых началах, также недостаточно эффективен. М.М. Агарков доказал, что «частное право само по себе, независимо от своего содержания, не водворяет еще в отношениях между людьми индивидуальную свободу», а «власть, построенная на началах общественного служения, более совместима с индивидуальной свободой, чем лично-свободная (господская) частноправовая власть». Наибольшее правовое выражение личной свободы ученый закреплял формулой: «минимум прав власти: необходимая власть – по принципу социального служения», следовательно «идеалы правового государства стремятся осуществить наибольшие гарантии прав личности» [5, с. 42].

Соглашаясь с мнением  М.М. Агаркова, вместе с тем следует  отметить, что даже в условиях правового государства принципы гражданского права могут подвергаться ограничениям. Однако концепция правового государства предполагает закрепление в законе каждого случая ограничения прав субъектов гражданского оборота. В правовом государстве, устанавливая отдельные ограничения принципов гражданского права, законодатель в каждом конкретном случае обязан ответить на вопрос о том, действительно ли необходимо отступить от принципов с целью достижения баланса частных и публичных интересов, и четко определить пределы этих ограничений в законе.

Таким образом, в рамках настоящей главы разработана авторская концепция становления и развития принципов гражданского права, включающая:

–  определение закономерностей и совокупности факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на процесс становления и развития принципов гражданского права и их реализацию;

–  выявление основных этапов становления и развития принципов гражданского права как основополагающих начал систематизации и кодификации гражданского законодательства.

Предложенная концепция позволяет  учитывать влияние различных  факторов на процесс формирования гражданского законодательства и прогнозировать тенденции его дальнейшего развития с целью наиболее эффективного регулирования гражданско-правовых отношений.

Под закономерностями формирования и  развития принципов гражданского права  следует понимать обусловленность  изменений в понятии, содержании и пределах реализации принципов влиянием определенных факторов. К числу факторов, в значительной степени определяющих процесс формирования и развития принципов гражданского права, относятся экономические, социальные, политические и идеологические факторы. Вместе с тем анализ истории развития белорусского государства позволил доказать, что на начало формирования законодательства, основанного на подлинных частноправовых началах, не в меньшей мере повлияли географическое положение страны, уровень правовой культуры, правосознания и профессионализма законодателей, идеалы равенства и справедливости.

Генезис принципов гражданского права  свидетельствует о закономерном возрастании их значения, усилении их роли в нормотворческой и правоприменительной  деятельности, придании им статуса регулятора общественных гражданско-правовых отношений. На основе исследования выявленных закономерностей выделены основные этапы становления принципов гражданского права, показаны их модификации в связи с экономическим и общественно-политическим развитием страны, определена совокупность факторов, влияющих на этот процесс.

Соотношение между принципами правового  государства, конституционными принципами и принципами гражданского права  должно быть следующим. Конституционные  положения в государстве, провозглашающем себя правовым, должны базироваться на принципах правового государства, а отраслевые принципы – на положениях Конституции и представлять собой конкретизацию конституционных принципов применительно к конкретной отрасли права. При этом принципы гражданского права в условиях правового социального государства не следует рассматривать как некий «идеальный тип». Необходимо исходить из того, что ограничения принципов гражданского права допустимы, но только на основании закона и при условии четкого соблюдения принципов правового государства [6–А; 8–А; 13–А; 19–А; 38–А; 39–А; 50–А; 53–А].

 

ГЛАВА 3

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

3.1 Принципы гражданского права: понятие и сущностные признаки

 

Понятие принципов гражданского права и определение их признаков – это тот рабочий инструментарий, овладение которым позволяет продолжать дальнейшее исследование данной правовой категории. Традиционный подход к исследованию объектов, при котором из имеющегося понятия выводятся квалифицирующие признаки, в данном случае неприменим, поэтому в работе избран иной подход: на основе анализа норм гражданского законодательства и правовой доктрины Республики Беларусь выделены признаки, присущие принципам гражданского права, а затем на их основе сформирован понятийный каркас исследуемого объекта. В связи с этим в рамках настоящего раздела ставится цель выявить признаки, присущие принципам гражданского права, и на их основе определить понятие.

Понятие «принцип» происходит от латинского «principium» – «основа», «первоначало». Наиболее часто это понятие используется в смысле основного исходного положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения [32, с. 960]. В философском словаре приводится его понимание в двух смыслах: в субъективном и объективном. В субъективном смысле – это основное положение, предпосылка, а в объективном – исходный пункт, первооснова, самое первое. Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую величину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления) [453, с. 363].

В правоведении категория «принцип»  используется для характеристики различных юридических явлений: принципов права, принципов правотворчества, принципов юридической ответственности и т.п. Учеными предложено множество определений понятия «принцип». Изменяющиеся исторические, социально-экономические и политические условия диктовали новые подходы к изучению принципов права, предлагались новые дефиниции, классификации, приводились различные перечни принципов и т.д. Принципы права, как в самостоятельном значении, так и в связи с другими проблемами, рассматривали многие ученые. Интерес к исследованию этой категории со временем не иссякает, поскольку принципы представляют собой основополагающие начала, определяющие содержание норм отрасли права, ее место, роль и назначение в системе права. Следовательно, решение вопроса о принципах равно важно не только для науки гражданского права, но и для всех иных правовых наук. Исходя из этого, считаем обоснованным и допустимым привлечение с этой целью отдельных научных положений из смежных отраслевых наук.

Многочисленность подходов к раскрытию понятия, а также признаков правовых принципов обусловливается, на наш взгляд, двумя основными причинами: во-первых, отсутствием в законодательстве (в том числе гражданском) нормативно закрепленной дефиниции; во-вторых, тем, что каждый из исследователей принципов формулировал свое понятие через выбранные им определяющие категории. Следует принимать во внимание и особенности исторического периода, когда эти дефиниции были сформулированы. Практически каждый ученый, исследовавший правовые принципы, либо предлагал свое собственное определение этой категории, либо привносил что-то новое, пытаясь «усовершенствовать» определения, сформулированные его предшественниками. Динамика развития понятия «принципы права» наиболее наглядно прослеживается на общих принципах права. Основными категориями, через которые давалось определение принципам права, являются идея, основное положение, начало.

Н.Г. Александров рассматривал принципы как «положения, выражающие общую направленность и наиболее существенные черты содержания социалистического правового регулирования общественных отношений» [6, с. 17]. Через категорию «идея» принципы права определяли многие ученые. Как «категорию правосознания», «результат определенного обобщения, научной абстракции», «руководящую идею правового регулирования» рассматривали принципы Р.З. Лившиц и В.И. Никитинский. При этом делалась оговорка о том, что принципы права – это не только идеи. Сами по себе идеи, само по себе правосознание не носят и не могут носить нормативно-регулятивного характера. Право же по самой своей природе обладает таким свойством. Поэтому принципы права есть только те идеи, которые воплотились в правовых нормах [203, с. 31].

Первым из белорусских ученых к  исследованию принципов обратился  К.П. Уржинский. По его определению, правовой принцип есть прямо закрепленное юридическими нормами или выводимое из них путем толкования и развиваемое ими руководящее отправное положение (идея), отражающее закономерности правового регулирования соответствующей области однородных общественных отношений [446, с. 123]. Рассуждая о принципах, ученый подразумевал существенные отправные (а не второстепенные) идеи, но критерия, позволяющего разделить идеи на главные и второстепенные, им предложено не было. Как «идею, требование, предъявляемое к праву данной социально-экономической формации» определяла правовой принцип и Е.Г. Лукашева [208, с. 21]. Таким образом, авторы вышеприведенных определений рассматривали принципы как категорию правосознания, предшествующую созданию целостной системы права.

Другая группа ученых понятие «принцип» определяет одновременно через категории «идея» и «начало». В частности, «исходными сквозными идеями, началами, выражающими главное и решающее в содержании права» называл принципы права С.С. Алексеев. При этом акцентируется внимание на то, что принципы права, существуя прежде всего в юридических нормах, свойственны всей правовой материи, всему механизму правового регулирования. Они проявляются и в юридической практике, и в правоприменительных актах [11, с. 105]. По мнению С.И. Кожевникова и А.П. Кузнецова, принципы права – это основополагающие идеи, начала, выражающие его сущность, назначение в обществе, на базе которых оно возникает, развивается и функционирует [170, с. 64]. Л.С. Явич именовал принципами «такие начала, отправные идеи его бытия, которые выражают важнейшие закономерности и устои данной общественно-экономической формации, являются однопорядковыми с сущностью права и составляют его главное содержание, обладают универсальностью, высшей императивностью и общеобязательностью; соответствуют объективной необходимости упрочения господствующего способа производства [493, с. 11]. При этом ученый полагал, что «юридический (правовой) принцип лишь терминологически может уточняться в зависимости от того, какова область его бытия и каков его характер» [493, с. 10]. Нетрудно заметить, что при всем многообразии данных определений им присуща одна общая черта: практически во всех определениях принципы предстают как «результат определенного обобщения, научной абстракции». Такое положение объясняется той незначительной ролью, которая отводилась им в советской правовой науке: в правотворчестве они играли роль маяка, определяющего общее направление при издании конкретных правовых норм, а в правоприменении их функция ограничивалась лишь потребностью в толковании все тех же норм.

По мере демократизации общества и  правовой науки интерес к категории  принципов существенно возрос. Учеными  стали предлагаться более развернутые  определения исследуемого понятия. Такой прогресс научной мысли подтверждает выявленные нами исторические закономерности. Каждый новый этап общественно-политического развития общества начинался с того, что требовалось определить основные, заглавные идеи дальнейшего движения, а также определить место этих идей в системе права и законодательства, поскольку «принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования» [218, с. 164].

Аналогичная ситуация была характерна и для науки гражданского права. Многие сформулированные цивилистами понятия могут быть отнесены к числу юридико-философских, общетеоретических, не отражающих специфику гражданского права как правовой отрасли. Так, С.Н. Братусь предлагал следующее определение категории принцип: «Принцип – это ведущее начало, закон данного движения материи и общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения. Из этого следует, что принцип – движущая сила или закон, относящийся именно к данной группе однородных социальных явлений» [40, с. 135]. Важным достоинством приведенного определения является то, что принципы рассматриваются как объективная закономерность, свойственная определенному явлению или группе явлений. Однако «определение понятия «правовой принцип» или «гражданско-правовой принцип» через категорию «закон» едва ли может быть приемлемо, поскольку термин «закон» в правовом смысле имеет весьма конкретное содержание и понимание…» [397, с. 9].

О.А. Красавчиков понимал под  правовым принципом «определенное  начало, руководящую идею, в соответствии с которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений» [410, c. 27]. Существенно расширила и уточнила это понятие Т.И. Илларионова, назвав принципами «руководящие идеи (продукты общественного сознания), содержанием которых являются результаты оценки социально-экономических, моральных, политических и иных устоев социалистического общества, тенденций и потребностей развития общественных отношений». При этом автором был сделан акцент на то, что формирование идеи, пусть и руководящей – это лишь начальная стадия ее бытия. Лишь последующие познание, оценка, критика приведут или не приведут к признанию ее объективно необходимой, руководящей, а, следовательно, и к воплощению в праве позитивном. Таким образом, принцип – это не просто руководящая идея, а ее нормативное выражение [137, с. 11].

Данное уточнение представляется существенным. Идея (греч. idea) – основная, главная мысль, намерение, план [447, с. 289]. Исходя из значения этого слова, его использование для формулировки понятия «принципы права» представляется достаточно условным, так как категория «идея» не содержит в себе регулирующего начала – правовые отношения не могут регулироваться идеями. Правовые идеи относятся к области правосознания. Выработанные правовой наукой, они являются только планами, намерениями, не имеющими юридического значения до тех пор, пока они не востребованы законодателем, не отображены в нормах права. Только тогда они переходят из сферы правосознания в сферу правового регулирования, становятся частью позитивного права. «Эволюция права идет от идей к нормам, затем через реализацию норм – к общественной практике. И начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет развитие права» [204, c. 195].

Информация о работе ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ