Принципы и функции гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Вышесказанное определяет и тему нашего исследования - работа представляет собой исследование гражданского права как самостоятельной отрасли права, его предмета, метода и принципов.
Объект работы - общественные отношения. Предмет исследования – нормативно-правовая база. Задачи работы:
Рассмотреть понятие гражданского права и определить его место в правовой системе;
Определить предмет гражданского права;
Изучить метод регулирования гражданского права;
Рассмотреть принципы гражданского права;
Исследовать функции гражданского права.

Содержание работы

Введение 3
1. Гражданское право как отрасль права 5
1.1. Особенности системы отечественного права 5
1.2. Сущность гражданского права и его место в правовой системе 7
1.3. Развитие концепций права……………………………………………….11
1.4. Современная концепция права………………………………………….19
2. Предмет гражданского права 28
2.1. Отношения, регулируемые гражданским правом 28
2.2. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом 29
2.3 Личные неимущественные отношения, регулируемые гражданским правом 35
3. Метод регулирования гражданского права……………………………….39
4. Принципы и функции гражданского права 42
4.1 Функции и задачи гражданского права 42
4.2. Принципы гражданского права и их роль в регулировании общественных отношениях…………………………………………………53
Заключение 62
Список использованной литературы…………………………………………73

Файлы: 1 файл

funktsii_i_printsipy_grazhdanskogo_prava (4).doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

Важно иметь в виду что динамизм и статика права – это две  стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в ходе которой  возникают новые реальности в материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности.  Все эти новшества находят свое выражение в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.

Другая основная функция права, охранительная также тесно связана  с регулятивной.  Необходимость  в охране общественных отношений  будет существовать до тех пор, пока существует общество.  Можно сказать, что охранительная функция права – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране.  Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права.

К неосновным функциям права можно  отнести компенсационную, восстановительную и ограничительную.  К основным социальным функциям – экономическую, политическую и идеологическую, а к неосновным – экологическую, информационную и социальную в узком смысле этого слова.

Ограничительная функция права  соприкасается с охранительной.  Поскольку назначение права состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения, т.е. предписывать варианты поведения соответствующие интересам индивидов, социальных групп, всего общества, постольку, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав других, чтобы пресечь вседозволенность и произвол, право устанавливает определенные ограничения для участников общественных отношений.  Такие ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, например, в Конституции, некоторые статьи которой ограничивают права и свободы граждан, реализация которых ведет к ущемлению прав и свобод других граждан и общества в целом (например, пропагандистские действия, возбуждающие расовую, религиозную, социальную ненависть и вражду).

Компенсационная функция права  очень тесно связана с восстановительной.  Они различаются в формах, методах и правовых последствиях их реализации.  Нередки случаи, когда с помощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество или права на него), – это восстановительная функция.  В случае компенсации за причиненный материальный или моральный ущерб действует компенсационная функция (возмещение убытков).  Иногда действие этих функций совпадает, например, при незаконном увольнении пострадавшее лицо одновременно восстанавливается на прежнем месте работы и одновременно получает компенсацию за вынужденный прогул.

Реализация восстановительной  функции часто осуществляется в  форме отмены принятого правового  акта или юридически значимого действия. В гражданском законодательстве, в котором представлены нормы, выполняющие и компенсационную и восстановительную функции нередко восстановление положения, существовавшее до нарушения права, не связывается с возмещением убытков.  Эти функции права проявляются в уголовном, трудовом законодательстве, в Конституции.

Одна из важнейших социальных функций  – экономическая осуществляется как путем регулирования действий участников экономических отношений (например, в форме договоров, в которых стороны определяют свои права и обязанности и факт наступления правовых последствий), так и путем угрозы наступления санкций (например, за нарушение условий договоров, или за умышленные преступления в сфере экономики – хищение, мошенничество, вымогательство, уничтожение имущества, подделку денег или ценных бумаг и т.д.).  Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.

Экологическая функция тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора  и фауна, околоземное пространство. Появление этой функции права связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии решить задачи экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера стала в современных условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования человечества.  У права своя ниша в ее решении, – юридическое воздействие на деятельность человека, в целях защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет все возрастать.

Идеологическая функция отражает способность права воплощать  в жизнь идеологию индивидов  и из объединений, оказывать влияние на их мысли и чувства.  В той мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права.  Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.

Элементом идеологической функции  является информационная функция права.  Законодатель выражает в правовых предписаниях определенную информацию: о государственном устройстве, о структуре органов власти и управления, о правах и обязанностях граждан и должностных лиц, вообще о правилах поведения в обществе.  Эта информация доводится до граждан через законы, начиная с Основного закона и другие правовые акты.

В настоящее время в системе  функций права в качестве отдельной  выделяется функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав, т.е. социальной функции в узком смысле этого слова, охватывающей такие сферы как: пенсионные и семейные отношения, медицинское и бытовое обслуживание, систему социальных льгот, досуга, а также науки, образования, культуры.  Защиту социальных прав граждан обеспечивает, прежде всего, Конституция и отраслевое законодательство.

Одна из основных функций права – регулирование общественных отношений, оно осуществляется как с помощью методов принуждения, так и убеждением.  Например, методом таких функций как идеологическая и информационная является, безусловно, убеждение, но и в охранительной функции присутствуют оба метода.  То есть, можно сказать, что право воздействует на общественные отношения тем или иным способом в зависимости от конкретных обстоятельств.  Принуждение и убеждение в праве находятся в балансе друг с другом.  Когда совершается преступление, к преступнику применяется принуждение, так же как в случае установления запрета, наложения санкции или ответственности имеет место принуждение в форме ограничения каких-либо прав или свобод.  Однако сам факт наказания или иного принуждения оказывает влияние на некоторых лиц, побуждая их отказаться от совершения правонарушения.  Таким образом, оба этих метода, каждый по-своему, позитивно или негативно, выполняют задачу закрепления и охраны прав личности, содействия укреплению правопорядка.

В связи с глобальными  изменениями, произошедшими в различных  сферах жизни российского общества по сравнению с советским периодом, исследование сущности и значения охранительной  функции отечественного права также  должно способствовать более глубокому  пониманию роли функций права в жизни общества.

Степень научной разработанности  темы. Анализ советской и российской юридической литературы позволил нам прийти к выводу, что вопреки распространенному мнению функции права в настоящий момент остаются недостаточно исследованными. Вместе с тем наибольший вклад в изучение данного вопроса внес Т.Н. Радько.

За последние двадцать лет предметом специальных исследований становились регулятивная, превентивная, восстановительная, экономическая, воспитательная функции права и др. Что же касается охранительной функции российского права, то до последнего времени исследованию данного направления правового воздействия уделялось мало внимания. В редких случаях изучалась охранительная функция, свойственная отдельным отраслям российского права. Одно из немногих диссертационных исследований, посвященных охранительной функции российского права, появилось лишь в 2008 г. (Цикаришвили О.Г. Охранительная функция российского права: дис. . канд. юрид. наук). Однако данное исследование не может, да и не должно полностью разрешить проблемные вопросы охранительной функции российского права, тем более, что в указанной работе охранительная функция права была изучена только как элемент правоохранительной системы.

Таким образом, необходимо переосмыслить существующие в современной науке и пришедшие из советского периода взгляды на понятие, признаки и классификацию функций права в целом и на охранительную функцию права в частности, отразить значение охранительной функции в деятельности органов внутренних дел, от качества работы которых во многом зависит состояние правового и общественного порядка в современной России.

Нормативную основу исследования составили нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты.

В отечественной юридической  науке есть монографические исследования, посвященные охранительной функции отдельных отраслей права.

По нашему мнению, общепризнанная классификация функций права  в специально-юридическом смысле на регулятивную и охранительную предполагает рассмотрение охранительной функции права как самостоятельного явления. Тем не менее в теории права и государства охранительная функция права в основном рассматривается как вспомогательное направление, необходимое для реализации регулятивной функции. Охранительная функция необходима как реагирование на правонарушения, привлечение виновных лиц к юридической ответственности. Это приводит к занижению значения принудительных свойств права, роли охранительного направления правового воздействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Новизна исследования также  проявляется в обращении особого  внимания на реализацию охранительной функции права не всеми субъектами правоохранительной системы, а конкретно органами внутренних дел России с учетом специфики их деятельности. На основании положений действующего законодательства подтверждается ключевая роль органов внутренних дел в осуществлении охранительной функции права, формулируются меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, а следовательно, и повышению эффективности охранительного воздействия современного российского права.

1. Под охранительной  функцией современного российского  права мы предлагаем понимать обусловленное сущностью и социальным назначением права одно из основных направлений правового воздействия на общественную жизнь, осуществляемое при помощи правовых запретов, санкций и других средств, что позволяет охранять и защищать общественный порядок, права и свободы человека и гражданина и другие объекты права.

2. Специфическими чертами  охранительной функции российского  права являются следующие: 1) выражает принудительные : свойства права; 2) содержание охранительной функции права образует государственное принуждение, которое для субъектов права проявляется при осуществлении данной функции права. Для иных функций права меры государственного принуждения действуют только через охранительное направление правового воздействия; 3) обеспечивает действие охранительных норм права в правоотношениях; 4) охранительная функция осуществляется при помощи специфических методов и средств, включающих правовые запреты, санкции, меры процессуального принуждения и т.д.;

5) через нее обеспечивается  защита прав и свобод человека  и гражданина;

6) показатель политического и культурного уровня развития общества.

3. Существующая в теории  права и государства классификация  функций права требует существенного уточнения. Это обусловлено тем, что в ней не предусмотрены подфункции (подвиды) охранительной функции, в отличие от регулятивной функции права (регулятивная статическая и регулятивная динамическая). На наш взгляд, подфункциями охранительной функции российского права выступают: а) предупредительная; б) правовосстановительная; в) карательная.

4. Охранительная функция права обеспечивает действие всех общесоциальных функций российского права. Правовое воздействие на экономические, политические и другие общественные отношения предполагает охрану и защиту общественного порядка. В общесоциальных функциях проявляется предупредительное и правовосстановительное воздействие охранительной функции права.

5. Охранительная функция  российского права качественным  образом отличается от регулятивной функции. Недопустимо охранительную функцию рассматривать как побочное явление регулятивного воздействия права на общественные отношения. Это прежде всего связано с тем, что только через охранительную функцию права могут быть осуществлены меры государственного принуждения.

6. Охранительное направление  правового воздействия обеспечивает существование правового режима, независимо от его вида. Это достигается путем особого сочетания дозволений, обязанностей, запретов, санкций, мер защиты, мер восстановления, мер предупреждения. Такое сочетание присуще только охранительной функции права.

7. Охранительная функция  права не является частью правоохранительной  системы РФ. Она распространяется  на все общественные отношения,  регулируемые правом. Поэтому охранительную функцию права должны обеспечивать различные органы государства.

8. Важнейшим субъектом, реализующим охранительную функцию права, являются органы внутренних дел РФ (это самые многочисленные государственные органы, действующие в правоохранительной сфере, согласно действующему законодательству они наделены чрезвычайно широким спектром задач и полномочий по охране общественного порядка, прав и свобод человека и гражданина, других социальных ценностей). Повышение эффективности охранительного направления правового воздействия возможно только в том случае, если повысится эффективность работы органов внутренних дел России. Качественные изменения в работе органов внутренних дел, а значит, и повышение эффективности охранительного воздействия российского права невозможны вне реализации ряда мер в законотворческой, социально-экономической и морально-этической областях общественной жизни.

Информация о работе Принципы и функции гражданского права