Принципы и функции гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Вышесказанное определяет и тему нашего исследования - работа представляет собой исследование гражданского права как самостоятельной отрасли права, его предмета, метода и принципов.
Объект работы - общественные отношения. Предмет исследования – нормативно-правовая база. Задачи работы:
Рассмотреть понятие гражданского права и определить его место в правовой системе;
Определить предмет гражданского права;
Изучить метод регулирования гражданского права;
Рассмотреть принципы гражданского права;
Исследовать функции гражданского права.

Содержание работы

Введение 3
1. Гражданское право как отрасль права 5
1.1. Особенности системы отечественного права 5
1.2. Сущность гражданского права и его место в правовой системе 7
1.3. Развитие концепций права……………………………………………….11
1.4. Современная концепция права………………………………………….19
2. Предмет гражданского права 28
2.1. Отношения, регулируемые гражданским правом 28
2.2. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом 29
2.3 Личные неимущественные отношения, регулируемые гражданским правом 35
3. Метод регулирования гражданского права……………………………….39
4. Принципы и функции гражданского права 42
4.1 Функции и задачи гражданского права 42
4.2. Принципы гражданского права и их роль в регулировании общественных отношениях…………………………………………………53
Заключение 62
Список использованной литературы…………………………………………73

Файлы: 1 файл

funktsii_i_printsipy_grazhdanskogo_prava (4).doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

В заключении работы сделаем основные выводы по теме исследования:

1. Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений.

Из этого следует, что общие  нормы и принципы гражданского права  могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства (т.е. в субсидиарном, восполнительном порядке). Таким образом, можно констатировать, что гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом в регламентации большинства имущественных и многих неимущественных отношений.

2. Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданское право регулирует только имущественно-стоимостные отношения, к которым в первую очередь относятся товарно-денежные, а также связанные  с действием закона стоимости (отношения по обмену вещами, дарению и т.п.). Вторая группа отношений - личные неимущественные отношения, которые лишены экономического содержания и возникают по поводу нематериальных благ, которые неотделимы от личности. Гражданское право регулирует 2 группы личных неимущественных отношений: непосредственно связанные с имущественными (авторские, патентные и т.д.); личные неимущественные как таковые (честь, достоинство, право на изображение, на тайну и т.п.).

3. Гражданско-правовой метод - способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон.

Специфика гражданско-правового метода заключается в следующих характерных чертах: правонаделение; диспозитивность; правовая инициатива; юридическое равенство сторон; принципы гражданского права - это основополагающие идеи, в соответствии с которыми осуществляется регулирование имущественных и личных неимущественных отношений.

4. Основные принципы гражданского права: принцип равенства участников имущественных отношений; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав; судебная защита нарушенного права.

5. У гражданского права 2 функции: регулирование отношений; функция защиты.

Таким образом, рассмотрев и суммировав все основные характеристики гражданского права, можно дать следующее его определение.

Гражданское право - система  правовых норм, составляющих основное содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с  ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов.

Качество общественной жизни, состояние правового и общественного порядка во многом зависят от того, насколько адекватно правовые нормы отражают специфику общественных отношений, от того, каким образом и в какой степени они находят воплощение в общественной жизни. Научной категорией, отражающей порядок и особенности такого воплощения, являются «функции права».

Хотя вопрос о понятии, признаках и особенностях функций  права в целом для отечественной науки не нов, в последние годы, как в монографической литературе, так и в периодической печати он поднимался крайне редко. Отчасти такое положение дел можно объяснить тем, что большинство ученых склонны трактовать понятие функций права в сходном ключе. Однако перемены, произошедшие в российском обществе и государстве, в том числе и в юридической науке, требуют пересмотра или, по крайней мере, корректировки многих положений, которые ранее считались общепринятыми.

Исходя из этого, под  функциями современного российского  права возможно понимать определяемые сущностью и социальным назначением права основные направления его воздействия на общественную жизнь, отражающие определенную ступень развития и характер права и государства, характеризующие социальную роль права, его способность действовать для решения различных задач. Причем, в качестве функций права должны восприниматься не все, а именно основные направления правового воздействия, которые обусловлены целями и задачами правового воздействия, как в общетеоретическом, так и в общесоциальном смысле.

При этом нельзя не учитывать, что одной из характерных особенностей категории «функция» не только в ее юридическом, но и семантическом значении является то, что данное явление не может существовать само по себе, в отрыве от того, что обуславливает его существование. Не исключение и правовые функции, они напрямую зависят как от особенностей права, так и от целей и задач, которые оно призвано решать в современном обществе. Именно поэтому, на наш взгляд, полноценный анализ функций права невозможен, не исследовав основополагающих для этой категории понятий -«сущность права» и «социальное назначение права». То есть, с одной стороны, функции права определяются назначением права в обществе, а с другой - являются отражением правовой сущности. Функции права - особая правовая категория, которая является связующим звеном между правом, подчас испытывающим огромное влияние государства и общественными потребностями, включающими интересы каждого индивида; важным компонентом сохранения социального баланса, стабильности в обществе и государстве.

Причем, взаимосвязь указанных  категорий проявляется, в том числе в том, что социальное назначение права, его социальная ценность состоят, прежде всего, в регулировании и охране общественного порядка. То есть совпадают с основными направлениями правового воздействия.

Поскольку функции права  есть направления его воздействия, и таких направлений достаточно много, функции права необходимо четко разграничивать. Однако ограничиться их простым перечислением нельзя, так как направления правового воздействия не всегда одинаково важны и соразмерны. Таким образом, функции права как сложная совокупность единиц, безусловно, нуждаются в проведении классификации.

Не отказываясь полностью  от существующих научных разработок в области классификации функций  права, мы все же считаем необходимым  внести в общепринятую классификацию функций права некоторые изменения. Так, в качестве основных, собственно-юридических функций права выступают регулятивная (регулятивно-статическая и регулятивно-динамическая) и охранительная (предупредительная, правовосстановительная и карательная функции, место которых в системе правовых функций до конца не определено, на наш взгляд, являются подфункциями охранительной функции права) функции.

Помимо основных, собственно-юридических  функций, праву должны быть свойственны  также общесоциальные функции, конкретизирующие их в зависимости от конкретной сферы приложения правовых норм. Здесь необходимо выделять: экономическую функцию, являющуюся отражением роли права как основного, наиболее важного регулятора экономических процессов; политическую функцию, связанную с организацией процедуры осуществления политической власти; социально-ориентационную функцию, связанную с особой ролью права как координатора поведения людей; культурную функцию, отражающую степень правового воздействия на интеллектуально-образовательную сферу жизнедеятельности людей; воспитательную функцию как правовое воздействие на процесс воспитания граждан; социальную функцию, связанную с обеспечением нормальной жизнедеятельности каждого члена общества (т.е. в современном понимании гарантии получения образования, медицинской и гуманитарной помощи и т.д.).

Такое видение общесоциальных функций отличается от общепринятого взгляда на их классификацию и содержание по двум позициям. Во-первых, на наш взгляд, воспитательная функция права, которая часто трактуется почти равной по своей значимости с собственно-юридическими функциями, не должна выделяться среди прочих общесоциальных функций. На данном этапе роль и результативность воспитательного воздействия права, очевидно, невысока, а повышенное внимание к указанному направлению правового воздействия обусловлено советским научным «наследием», а, следовательно, на данном этапе развития юридической науки необходим пересмотр места указанной функции права в системе прочих направлений правового воздействия. Во-вторых, поскольку указываемые некоторыми авторами как независимые экологическая, демографическая, коммуникативная и иные сходные с ними функции, в конечном счете, необходимы для того, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность каждого члена общества, они должны быть объединены в рамках единой социальной функции права.

Тем не менее, традиционно, наиболее значимыми из всех указанных  направлений правового воздействия, считаются регулятивная и охранительная функции права. Оба указанных направления правового воздействия, безусловно, важны и необходимы, однако цели реализации каждого из них весьма специфичны. Цель регулятивного воздействия -внести определенный порядок в общественные отношения и общественную жизнь. Цель охранительного состоит, прежде всего, в обеспечении правового и общественного порядка, поддержания его на должном уровне.

В таком контексте, на данном этапе развития российского  права и государства наибольшее значение имеет именно охранительное направление правового воздействия, охранительная функция права. За прошедший после распада Советского Союза период было создано достаточное количество норм, регулирующих самые разнообразные сферы жизнедеятельности нашего общества. Однако многие из этих норм либо игнорируются субъектами общественных отношений, либо напрямую нарушаются ими. В связи с этим эффективность всех направлений правового воздействия может быть повышена, лишь пересмотрев отношение к охранительной функции права, ее роли в системе прочих правовых функций.

К особенностям охранительной  функции права, отличающим ее от остальных направлений правового воздействия, можно отнести следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что поскольку право отличается от прочих разновидностей социальных норм не в последнюю очередь тем, что в случае необходимости, оно может быть реализованопринудительными методами, под контролем государства, социальное назначение права состоит не только в регулировании, но и охране и защите основных социальных ценностей, то и функции права как проекция социального назначения права должны содержать в себе элемент, конкретное направление правового воздействия, выражающее данное свойство. Среди функций права этому критерию соответствует только охранительная функция. Охранительная функция права, прежде всего, отличается от остальных функций тем, что именно она выражает принудительные свойства права.

Во-вторых, содержание охранительной  функции права образует государственное принуждение, которое действительно для субъектов права только как осуществление данной функции права. Для иных функций права меры государственного принуждения проявляются только через охранительное направление правового воздействия. Низкая практическая эффективность правового воздействия в отсутствие охранительного направления является очевидной. Другими словами, эффективность регулятивного направления правового воздействия и каждой общесоциальной функции в отдельности существенно снижается, если такое воздействие не охраняется при помощи правовых запретов,санкций и т.п.

В-третьих, охранительная  функция права обеспечивает действие охранительных норм права в правоотношениях. Она реализует охранительные правовые нормы путем применения запретов, мер юридической ответственности и т.д. в отношении конкретных участников правоотношений.

В-четвертых, охранительная  функция права осуществляется при помощи специфических методов и средств, включающих правовые запреты, санкции, меры процессуального принуждения и т.д. Именно такая совокупность методов и средств, которые традиционно считаются принудительными, позволяет реализовать охранительную функцию права и сделать возможной (гарантированной) реализацию прочих направлений правового воздействия. В отличие от регулятивной, охранительная функция не должна, да и не может быть реализована общедозволительными методами. Само назначение охранительного направления правового воздействия состоит в том, чтобы в случае необходимости вернуть субъекта в правовое русло и не допустить противоправных проявлений в будущем. Охранительная функция права является грантом реализации прочих функций права, только в ее рамках возможно использование указанных средств и методов.

В-пятых, охранительная  функция права обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина. Правовая защита обеспечивается совокупностью тех юридических средств, которые присущи охранительной функции права. В охранительном направлении правового воздействия защита прав и свобод осуществляется через применение мер государственного принуждения.

В-шестых, так как роль охранительной функции права  в обществе и государстве является прямым отражением ступени развития, которой достигло то или иное общество. Она является показателем политического и культурного уровня развития общества. То есть, если потребность в охранительном воздействии права высока, можно констатировать, что порядок общественных отношений, сложившихся в данном обществе, далек от правового, а уровень правосознания большинства членов данного общества является невысоким. Как следствие, на таком же уровне, как правило, находятся экономика, культура, социальная сфера и т.д. Если же охранительное воздействие реализуется не столь часто, потребность в его осуществлении возникает лишь эпизодически, значит и уровень общественного, государственного и правового развития достаточно высок, а достигнутый уровень индивидуального и группового правосознания обуславливает возможность добровольной реализации норм права.

Исходя из вышесказанного, охранительная функция российского  права представляет собой обусловленное  сущностью и социальным назначением  права одно из основных направлений  правового воздействия на общественную жизнь, осуществляемое при помощи правовых запретов, санкций и других средств, что позволяет охранять и защищать общественный порядок, права и свободы человека и гражданина и другие объекты права.

Информация о работе Принципы и функции гражданского права