Приобретение и прекращение гражданства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ, исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
Раскрыть общую характеристику понятия гражданства;
Проанализировать особенности порядка приобретения гражданства;
Проанализировать особенности прекращения гражданства;
Выявить основы правового регулирования решения дел о гражданстве.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 58.49 Кб (Скачать файл)

6. предоставления почетного гражданства Российской Федерации.17

По всем перечисленным  вопросам Президент издает соответствующие  Указы, другие же органы, связанные  с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

«На основе Закона распоряжением  Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она  образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент  назначает председателя комиссии и  по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

 Комиссия вносит на  рассмотрение Президента Российской  Федерации предложения по каждому  ходатайству и представлению  по вопросам гражданства. Предложения  Комиссии оформляются протоколом  и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании»18.

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства  Комиссия  всесторонне оценивает  доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов  и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом  оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы   республики в составе Российской Федерации,  Комиссия учитывает их  мнение, а  так же мнение компетентных органов  этой республики. Она вправе истребовать  по вопросу,   находящемуся   на  ее  рассмотрении,   документы   и   материалы государственных  органов, которые представляют необходимую  информацию в установленный Комиссией  срок.

Остальные государственные  органы, принимающие участие в  решении вопросов гражданства или  решающие их, входят в систему органов  исполнительной власти. К ним относятся  Министерство внутренних дел и его  органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения. Компетенция  этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем  лишь различием, что первые принимают  их в отношении лиц, проживающих  на территории России, а вторые - за её пределами.

Гражданство Российской Федерации  считается приобретенным или  прекращенным со дня принятия решения  полномочным органом или издания  Указа Президента РФ. Исполнение решений  возлагается соответственно на МВД  или на названные выше органы Российской Федерации за рубежом.

На основании вышеизложенного  следует, что решение вопросов, касающихся реализации законодательства о гражданстве, возлагается на установленные Законом  «О гражданстве РФ» государственные  органы. К ним относятся: Президент  РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных  дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами  Российской Федерации. Структура данных органов в полной мере охватывает все возможные сферы правоотношений, в которые вступает человек как  субъект права при решении  вопросов гражданства, и направлена, прежде всего, на соблюдение прав и  свобод индивида в этой области.

 

2.2 . Порядок решения дел о гражданстве

 

«Заявление по вопросам гражданства  подается в письменной форме и  лично. Подпись лица заверяет принимающий  заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности и других физических недостатков заявление  по просьбе лица подписывается другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление  и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте»19.  То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями.

 При подаче заявления  в России взимается государственная  пошлина, за границей – консульский  сбор. Согласие заинтересованных  лиц на приобретение или прекращение  гражданства (например, согласие  другого родителя в случае  изменение гражданства детей)  излагается  письменно и  удостоверяется   нотариально.

 Решения по вопросам  гражданства в общем порядке  принимаются Президентом Российской  Федерации. Рассмотрение таких  заявлений осуществляется в течение  года. Решения по вопросам гражданства  в упрощенном порядке принимаются  федеральными органами Министерств  внутренних и иностранных дел,  соответствующими органами субъектов  РФ, дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями  РФ. Такие заявления рассматриваются  в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено  решением по вопросам о приеме в  гражданство,   выходе   из   гражданства,   о   гражданстве   детей   и   т.  д., повторное  заявление может быть подано через  год. Отказ органа, ведающего вопросами  гражданства, принять заявление  о гражданстве может быть обжалован  в суде. Отказ в рассмотрении заявления  и иные действия, нарушающие порядок  рассмотрения дел и исполнения решений  по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в  судебном порядке исходя из интересов  ребенка или недееспособного  лица.

Приведенный анализ производства по делам о гражданстве РФ позволяет  сделать вывод, что данное производство представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, основными этапами которой  являются оформление и подача заявления  по вопросам гражданства, его рассмотрение, срок принятия решения по вопросам гражданства, его исполнение и контроль за исполнением принятого решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Исходя из выше изложенного,  можно сделать вывод о том,  что гражданство это устойчивая  правовая связь человека с  государством, выражающаяся в совокупности  их взаимных прав, обязанностей  и ответственности. То есть  лицо, обладающее гражданством, имеет  право на все права и свободы,  признаваемые законом, а также  оно защищено государством не  только внутри страны, но и  за ее пределами. 

Одно из достоинств ФЗ «О гражданстве РФ» -  широкие основания  для приобретения гражданства, дающие  возможность исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно  выдворенных после Октябрьской  революции, во время и после Второй мировой войны.

Так же хочется подчеркнуть  и то, что прекращение гражданства  возможно только на основе добровольного  волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые  не обладают свободой воли, а так  же в случае решения об отмене гражданства  в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.

Особо следует выделить специальную 5 главу Федерального Закона, которая  посвящается  регулированию гражданства  детей при изменении гражданства  родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно  учитывая интересы ребенка в возможных  жизненных ситуациях. Исходным принципом  при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание  детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, а в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

Однако, несмотря на положительные  стороны, все же необходимо отметить, что с принятием нового ФЗ «О гражданстве  РФ» в 2002г., ужесточились условия  приобретения и прекращения гражданства.  Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в  области гражданства было весьма либеральным. Так, например, возможность  приобретения российского гражданства  в порядке регистрации существенно  облегчало прием в гражданство  бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания  гражданства вообще освобождало  значительную часть таких лиц  от процедур, связанных с его приобретением.

В то же время положения  Федерального Закона  более четко  по сравнению с ранее действовавшим  законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним  решений. При этом впервые законом  закрепляется норма, согласно которой  формы заявлений, перечень указываемых  в них сведений и необходимых  документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения  российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно  сузит сферу ведомственного нормотворчества  по вопросам гражданства Российской Федерации.

Новый закон ориентирован на все социальные слои и возрастные группы людей, проживающих в России и за ее пределами, открывает возможность  всем сделать свой свободный выбор.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ⅰ. Нормативные акты

1. Конституция Российской  Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] : офиц. текст. - М. : Эксмо, 2009. - 64 с.

2. О гражданстве Российской  Федерации :федер. закон от 31 мая 2002г. № 1948-1-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002] : офиц. текст : по состоянию на 17 октября 2009// Рос.газ. - 1991 г. - 13 декабря.

3. Уголовный кодекс Российской  Федерации [Текст] : федер. закон от 13.06.1993 г. № 63-ФЗ : [принят Гос. Думой 24 мая 1996] : офиц. текст : по состоянию на 7 мара 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 145.

 

Ⅱ.Специальная литература

4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] : учебник для вузов / М.В. Баглай. –М. : Норма,2009.-799с.

5. Баламезов, С. В. Конституционное право [Текст] : учебник для вузов / С. В. Баламезов. - М. : Проспект, 2009. - 432 с.

6. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право современной России [Текст] / Б.Н. Габричидзе. -М. : Дело и сервис, 2001.-351с.

7. Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова. -М. : Юристъ, 2003.-585с.

8. Кутафин, О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации [Текст] / О. Е. Кутафин. - М. :  Юристъ, 2002. - 348с.

9. Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации [Текст] / В.Ф. Миронов. -М. : Норма, 2003.-512с.

10. Чиркин, В.Е. Конституционное право [Текст] : учебник для вузов / В.Е. Чиркин. -М. : Юристъ, 2006.-448с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России. - М. : Проспект, 2001.-С.23

2 О гражданстве Российской Федерации :федер. закон от 31 мая 2002г. № 1948-1-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002] : офиц. текст : по состоянию на 17 октября 2009// Рос.газ. - 1991 г. - 13 декабря.

3 Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] : офиц. текст : по состоянию на 30 декабря 2008 г. // Рос. Газ. - 2009. - 21 янв. - ст. 6, ч.2. - С. 7-8.

4 М.В. Баглай Конституционное право Российской Федерации. – М. : Норма, 2009.-с.329

5 Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон 13.06.1993 г. № 63-ФЗ : офиц. текст : по состоянию на 7 марта 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. №145.

6 О гражданстве Российской Федерации :федер. закон от 31 мая 2002г. № 1948-1-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002] : офиц. текст : по состоянию на 17 октября 2009// Рос.газ. - 1991 г. - 13 декабря.

7 Чиркин В.Е. Конституционное право. – М. : Юристъ, 2006.-С.121

8 О гражданстве Российской Федерации :федер. закон от 31 мая 2002г. № 1948-1-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002] : офиц. текст : по состоянию на 17 октября 2009// Рос.газ. - 1991 г. - 13 декабря.

9 Миронов В.Ф. Гражданство в Российской Федерации. – М. : Норма, 2003.-С.86

10 О гражданстве Российской Федерации :федер. закон от 31 мая 2002г. № 1948-1-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002] : офиц. текст : по состоянию на 17 октября 2009// Рос.газ. - 1991 г. - 13 декабря.

11  Козлова Е.И. Конституционное право России. – М. : Юристъ, 2003.-С.98

12 Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М. : Юристъ, 2006.-С.123

13 Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М. : Юристъ, 2002.-С.86

14 О гражданстве Российской Федерации :федер. закон от 31 мая 2002г. № 1948-1-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002] : офиц. текст : по состоянию на 17 октября 2009// Рос.газ. - 1991 г. - 13 декабря.

15  Миронов В.Ф. Гражданство в Российской Федерации. – М. : Норма, 2003.-С.92

16 Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] : офиц. текст : по состоянию на 30 декабря 2008 г. // Рос. Газ. - 2009. - 21 янв. - ст. 6, ч.2. - С. 7-8.

17 О гражданстве Российской Федерации :федер. закон от 31 мая 2002г. № 1948-1-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002] : офиц. текст : по состоянию на 17 октября 2009// Рос.газ. - 1991 г. - 13 декабря.

18 Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России. - М. : Проспект, 2001.-С.93

19 Чиркин В.Е. Конституционное право. – М. : Юристъ, 2003.-С.126


Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства РФ