Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:01, контрольная работа
После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации страна встала на путь создания такой модели федерации, которая позволила бы рационализировать осуществление государственной власти, снять противоречия между различными тенденциями государственно-территориального строительства. Однако теоретически отечественная модель федерации была непродуманной. Федерация в России постоянно находится в состоянии бессистемного реформирования. Подобное положение дел стало следствием не только неудовлетворительной практики претворения в жизнь конституционных норм, но также и недостатков самой Конституции Российской Федерации, в отношении федеративного устройства явившейся актом половинчатым и противоречивым, воплотившим в себе все качества конституции переходного периода.
Введение………………..………….……………………………..……………….3
1. Природа российского федерализма: принципы и особенности …………….5
2. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулирование………………………………………………..…….……….……13
3. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России.………………………………………………….…………21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………….…..…...29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..………….………………………
1. Природа российского федерализма: принципы и особенности …………….5
2. Институт федерального вмешательства:
понятие и правовое регулирование……………………………………………
3. Актуальные вопросы
правового регулирования и развития федеративных
отношений в России.………………………………………………….………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………….…..…...
Введение
После принятия в 1993 году
Конституции Российской Федерации страна встала на путь создания такой
модели федерации, которая позволила бы
рационализировать осуществление государственной
власти, снять противоречия между различными
тенденциями государственно-
Актуальность:
Актуальностью темы настоящего исследования заключается в том, что проблема формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации поставлена на повестку дня самой историей нашего государства. Современный этап становления федерализма во многом выявил основные тенденции этого сложного и противоречивого процесса. В исследованиях, посвященных различным аспектам федерализма в современной Российской Федерации, существует множество подходов в оценке происходящих в обществе перемен, нуждающихся в глубоком научном осмыслении.
Цель:
Целью курсовой работы является исследование конституционной модели федеративных отношений в Российской Федерации.
Задачи:
- рассмотреть принципы и особенности российского федерализма;
- проанализировать институт федерального вмешательства; дать ему определение;
- обозначить актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России.
В силу своей теоретической и практической значимости проблемы федерализма привлекают внимание значительного числа авторов. Федерализму посвящено немало монографий и статей, диссертационных исследований; отдельные аспекты федеративных отношений рассматриваются в учебных пособиях по конституционному праву – одним словом, сложно найти тему, подвергшуюся столь массированному и глубокому научному исследованию.
1. Природа российского федерализма: принципы и особенности
По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией. Правовой основой её образования послужили: Конституция 1978 года с её многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства – «РСФСР» на «Российская Федерация» (РФ), Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990, Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992 году, Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1).
В структурном, равно как и в других отношениях, Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве её структурных составных частей – субъектов Федерации выступают края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 83 субъект – 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (ст. 65, п. 1). В конституционном порядке закреплены также все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а также характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции РФ, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Российская Федерация создаётся и функционирует на основе строго определённых принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в статье 5 Конституции РФ. В ней официально провозглашается и закрепляется, что федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ – органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ.
В более развёрнутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей Конституции. В частности, принцип государственной целостности, находящий своё конкретное выражение в политической, экономической, территориальной и иных видах целостности государства, закрепляется, помимо других статей Конституции, в статье 74, обеспечивающей целостность территориального и экономического пространства. В соответствии с закреплёнными в ней положениями на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и «каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Ограничение перемещения товаров и услуг на территории России допускается лишь в строгом соответствии с федеральным законом при условии, что это необходимо «для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» (ст. 74, п. 2).
Принцип единства государственной власти в Российской Федерации, находящий своё отражение в единстве федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, в более развёрнутом виде закрепляется, в частности, в статье 77 Конституции РФ. В ней говорится, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, но в строгом соответствии с «основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ст. 77, п. 1). Кроме того, в данной статье особо указывается на то, что в пределах ведения РФ и её полномочий по вопросам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ «образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» (ст. 77, п. 2).
Обстоятельное конституционное закрепление, наряду с названными принципами российского федерализма, получил также принцип построения Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ, с другой.1
Разграничение предметов ведения и полномочий касается всех сфер деятельности государственных органов, но в первую очередь это относится к законодательной сфере. Согласно Конституции РФ все предметы ведения и полномочия подразделяются на три основные группы: предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации и составляющие её исключительную компетенцию; предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению РФ в целом и её субъектов; предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.2
К предметам и, соответственно, полномочиям, находящимся в совместном ведении РФ и её субъектов, относятся такие, как обеспечение соответствия конституционных и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение и др.3
Исчерпывающий перечень предметов и полномочий, находящихся в совместном ведении Федерации и её субъектов, закрепляется в статье 72 Конституции РФ. Согласно действующему праву в сфере осуществления совместных полномочий федеральный закон обладает несомненным приоритетом. Верховенство его распространяется на все без исключения нормативно-правовые акты, включая законы, издаваемые субъектами Федерации. Последние могут принимать свои законы, относящиеся к предметам совместного ведения, только в случае отсутствия соответствующего федерального закона (с изданием такого акта законы субъектов Федерации теряют юридическую силу).4
Широкое конституционно-правовое закрепление, помимо названных принципов российского федерализма, получил также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Этот принцип осуществляется во всех без исключения сферах жизни общества и деятельности государства.
Конституция РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Особое внимание при этом уделяется гарантиям прав коренных малочисленных народов «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69).
Самоопределение народов осуществляется в самых различных формах, включая автономную область, автономные округа, края, области и др.
Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется Конституцией РФ и конституционными законами, изданными на её основе и в её развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего (обычного) законодательства.
Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отражёнными в её конституционно-правовом статусе, являются следующие:
1) наличие у неё государственного суверенитета, который проявляется в верховенстве государственной власти и исходящих от неё законов внутри государства и её независимости во вне, в отношениях с другими государствами;
2) наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Согласно Конституции Российская Федерация обладает, кроме того, суверенными правами и «осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (ст. 67, п. 2). Вопросы, касающиеся государственной границы России регулируются специальным законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4732-1 «О Государственной границе Российской Федерации», а также с помощью норм, содержащихся в других законах;5
3) обладание Российской Федерации собственностью, которая существует и функционирует наряду с другими формами собственности. Закрепляя и гарантируя их в равной степени, Конституция России в то же время уделяет особое внимание собственности на землю и другие природные ресурсы. В статье 9 в связи с этим подчёркивается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»;
4) наличие в Российской Федерации института гражданства, которое, согласно Конституции РФ, приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным законом. Гражданство РФ является «единым и равным независимо от оснований приобретения» (ст. 6, п. 1). Каждый гражданин России обладает всеми конституционными правами и свободами и несёт равные, предусмотренные Конституцией РФ, обязанности. Граждане России не могут быть лишены своего гражданства или права изменять его;
5) существование в пределах Российской Федерации единой правовой системы и единого правового пространства. Существование их вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функционирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных локальных правовых систем, а в рамках различных муниципальных образований – системы локальных правовых актов;6
6) обращение на всей территории Российской Федерации единой денежной единицы, в качестве которой выступает рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия в стране осуществляется исключительно Центральным банком России. На него же возлагается важнейшая для нормальной жизнедеятельности общества и государства функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эту функцию Центральный банк осуществляет самостоятельно, вне зависимости от всех других органов государственной власти России;
7) отнесение к сфере исключительного ведения Российской Федерации ключевых вопросов государственной и общественной жизни страны. В практическом плане это означает, что решение данных вопросов, включая издание соответствующих нормативных актов, является исключительной прерогативой только федеральных органов государственной власти. Все иные государственные органы, находящиеся в их подчинении, могут осуществлять по этим вопросам лишь оперативные управленческие функции.7
Это касается, в частности, таких вопросов, как формирование самих федеральных органов государственной власти; установление их системы, порядка их организации и деятельности; принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики; федеральные программы в области государственного, экономического, социального и иного развития России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешняя политика и международные отношения РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; гражданское, уголовное и иное отраслевое законодательство.
Информация о работе Природа российского федерализма: принципы и особенности