Природа российского федерализма: принципы и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации страна встала на путь создания такой модели федерации, которая позволила бы рационализировать осуществление государственной власти, снять противоречия между различными тенденциями государственно-территориального строительства. Однако теоретически отечественная модель федерации была непродуманной. Федерация в России постоянно находится в состоянии бессистемного реформирования. Подобное положение дел стало следствием не только неудовлетворительной практики претворения в жизнь конституционных норм, но также и недостатков самой Конституции Российской Федерации, в отношении федеративного устройства явившейся актом половинчатым и противоречивым, воплотившим в себе все качества конституции переходного периода.

Содержание работы

Введение………………..………….……………………………..……………….3
1. Природа российского федерализма: принципы и особенности …………….5
2. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулирование………………………………………………..…….……….……13
3. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России.………………………………………………….…………21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………….…..…...29

Файлы: 1 файл

kursovik_kp.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуальные  вопросы правового регулирования  и развития федеративных отношений  в России

 

Новейший период российской государственности связан с поиском  ответов на многие вопросы политического, экономического, социально-психологического, этнического характера. Многие из этих проблем имеют фундаментальный смысл, как, например, классификация федеральных систем: союзы, конституционно-децентрализованные союзы, федерации, конфедерации, федеративные союзы, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги и различные формы совместного управления и т.д. Другие – обладают большим запасом новизны: содержание понятия «субъект федерации», соотношение демократии и федерализма, оптимизация параметров федеративности: автономия, участие в делах, кооперация и т.д.

По мнению Р.Г.Абдулатипова и Л.Ф.Болтенковой, основное содержание федерализма с неизбежностью должно включать в себя следующие элементы: «определение государственности как федеративной, осуществление власти на основе договорного или договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации; самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий; формальное равноправие субъектов Федерации по отношению к федеральным органам государственной власти; право выбора субъектом федерации своей политической организации; единство и неразрывная связь субъектов федерации; обязанность субъектов сохранять целостность ее исторически сложившейся территории; непреложность права исключительно федерации вступать в более крупные союзы; невозможность для субъектов Федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами».25

Время идет, проблемы возникают  и решаются, и на современном этапе остаются нерешенными многие проблемы российского федерализма:

1) территориальная неравномерность, различия в темпах и качестве развития федерального и регионального законодательства, что создает конфликтогенный потенциал в едином правовом поле государства;

2) равные в правах субъекты федерации далеко не равны в экономическом отношении, а значит, – остается актуальной проблема обеспечения равных социальных стандартов и уровня жизни населения в различных регионах;

3) несовершенство действующей модели бюджетного федерализма;

4) незавершенность и противоречивость процессов разграничения полномочий по предметам совместного ведения;

5) перспективы института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и др.26

Первая проблема, пожалуй, наиболее трудно решаема в силу своей объемности. Причем её специфика в том, что из этой первой проблемы вытекают и все проблемы последующие. Законодательная база федеративных отношений несовершенна, бессистемна, противоречива и содержит множество пробелов. На таком «плавающем» законодательном фундаменте непросто возвести прочное здание Федерации. Серьезно стоит вопрос также о согласованности принимаемых законов с уже действующим законодательством, – подавляющее большинство актов содержит положения, не соответствующие уже действующим. Нормы о «приведении в соответствие», разумеется, присутствуют практически во всех вновь принимаемых законах, но они, как правило, абстрактны и практически нереализуемы. Настоящая Конституция РФ является документом противоречивым и половинчатым, в полной мере воплотившим собой все реалии переходного периода, и реальное государственное устройство России по-прежнему плохо вписывается даже в весьма условные конституционные рамки.27

Для решения второй и третьей проблем из обозначенных выше требуется, по мнению М.В.Столярова, произвести «выравнивание регионов». В России региональная политика за последнее время превратилась в одну из самых острых и напряженных проблем общественного развития. Она пронизывает все стороны российской экономической и политической жизни: осложняет экономические реформы, усугубляет остроту национального вопроса, обостряет политические противоречия. Различия в положении регионов затрудняют решение проблем бюджетного выравнивания, требуют выработки нового, комплексного подхода и использования целой совокупности инструментов. При этом необходима оптимизация практики бюджетного выравнивания, которая непосредственно зависит от характера избранной страной модели бюджетного федерализма. Необходимы активные меры федерального Центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. Как вариант одного из методов «выравнивания регионов» может стать их «укрупнение», то есть создание новых субъектов путем объединения существующих. Для дальнейшего поступательного движения в этом направлении необходимо создание целостной концепции модернизации федеративных отношений, которая включала бы в том числе и вопросы, возникающие в процессе изменения субъектного состава Российской Федерации. 28

Четвертая в очереди, но не самая последняя по значимости проблема – разграничение полномочий по предметам совместного ведения. Разграничение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации является ключевой и самой сложной проблемой федерализма. Разграничение компетенций между центральной властью и членами федерации – основа и условие нормального функционирования институциональных механизмов федерации. Задача эта является весьма сложной в условиях транзитного периода, когда законодательная база как Федерации, так и субъектов остается несовершенной. Требуются годы терпеливой работы всех уровней публичной власти, чтобы определенный конституцией механизм стал работать безупречно. 29

Таким образом, процесс совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации настоятельно требует принятия ряда принципиальных решений:

1. Внесения изменений  и дополнений в Федеральный  закон о принципах и порядке  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов в части более четкого разграничения и конкретизации совместных полномочий и исполнения законов в сфере совместного ведения.

2. Разработки механизма  проведения экспертизы федеральных  правовых актов в части выявления вмешательства в компетенцию субъектов Российской Федерации, а также излишней детализации в федеральном законодательстве, не позволяющей субъектам Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по соответствующим вопросам. Следует отработать организационные схемы согласительных и судебных процедур по устранению несоответствий в региональном и федеральном законодательстве.

3. Исходя из необходимости  соблюдения баланса интересов  федерального центра и субъектов  Российской Федерации важно осуществлять постоянный мониторинг договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий с целью закрепления в федеральных законах наиболее эффективных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти по отдельным предметам совместного ведения; повышать ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договоров.

4. Следует разработать  доктрину экономического выравнивания  регионов как через совершенствование  деятельности Федерального фонда  поддержки развития регионов, так и через распределение налоговых поступлений, бюджетное регулирование между уровнями власти в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения. Важно отработать методику формирования межбюджетных отношений федерального и регионального уровней, обеспечивающей выполнение конституционных полномочий властями всех уровней и реализацию государственных гарантий всем гражданам на основе социальных стандартов и нормативов.

5. В рамках компетенции  Российской Федерации необходимо обеспечить эффективную государственную власть, адекватную принципам разграничения полномочий между уровнями власти, исключив дублирование функций, конкуренцию полномочий и структур власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов :

Состояние и перспективы  федеративных отношений в России — одна из наиболее актуальных проблем  российского общества. Федерализм в  истинном смысле этого слова пока продолжает оставаться в значительной мере лишь ориентиром общественно-политического и экономического развития России, хотя в этом направлении и принят ряд необходимых решений. Однако, они, по сути, представляют собой лишь первые шаги к правовому государству и демократии, политическому плюрализму.

Речь идет о формировании такого типа федерализма, который предполагает организацию отношений между Центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. При этом Центр и регионы соответственно должны обладать теми правами, обязанностями и ресурсами, которые адекватны их предназначению, задачам и функциям.

Решение указанных проблем  требует проведения согласованной  политики федерального центра и субъектов  Федерации. В этом направлении предпринимаются  практические шаги.

Важнейшим условием успешного  функционирования Федерации выступают: распределение властных полномочий на всех уровнях без ломки конституционных основ государства; четкое разделение функций власти внутри каждого из уровней управления (федеральные органы, субъекты Федерации, территории местного самоуправления); плодотворное и взаимообогащающее сотрудничество федеральной и региональных властей.

Россия настойчиво ищет ответы на исторический вызов времени, осваивает новое политико-правовое поле федеративных отношений, на котором  продолжают сосуществовать демократические тенденции федерализации и консервативно-охранительные тенденции унитаризации. России еще предстоит освоить опыт и социальную философию жизнедеятельности в условиях демократического федерализма, приложить немалые усилия, чтобы сформировать подлинно федеративное государство, способное поступательно развиваться во благо его народов в ХХI веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Абдулатипов.Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. – М.: СОЛДИС, 1994. – 203 с.

2. Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2000, № 6. – 99 с.

3. Актуальные проблемы развития федеративных отношений в Российской Федерации: Сборник материалов проекта. /Проект «Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации». /Под ред. П.Корсби. – М.: Издат. дом Эдуарда Боброва, 2006. – 247 с.

4. Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право, 2001, № 5. – 186 с.

5. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: конституционно-правовые аспекты. – М.: Изд-во РЭА, 1999. – 160 с.

6. Бацев Ю.Н. Ответственность законодательной (представительной) власти как условие формирования единого правового пространства в Российской Федерации // Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы, 2001, Вып. 3. – 97 с.

7. Домрин А.Н. Федеральная интервенция: особенности правового регулирования в зарубежных странах // Журнал российского права, 1998,  
№ 3. – 175 с.

8. Игнатов А.В.Федеральное вмешательство: понятие, принципы и система мер // Право и политика, 2005, № 5. – 58 с.

9. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России , 1999. – 110 с.

10. Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право, 2000, № 2. – 86 с.

11. Конституционная модель  российского федерализма / Н.Варламова. Конституционное право : Восточноевропейское обозрение, 1999, № 4 (29). – 156 с.

12. Кошелев Е.В. Правовая охрана Конституции: некоторые аспекты конституционной ответственности // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения: Межвуз. сб. науч. тр. Омск, 2001, выпуск № 7. – 97 с.

13. Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права, 2002, № 9. – 117 с.

14. Саленко А.В. Россия – унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2001,  
№ 2. – 148 с.

15. Столяров В.М. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. – М.: Юристъ, 2005. – 166 с.

16. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Государство и право, 1999, № 11. – 75 с.

17. Учебное пособие: Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. – 213 с.

18. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 № 3-ФКЗ « О чрезвычайном положении».

1 Конституционная модель российского федерализма / Н.Варламова. Конституционное право: Восточноевропейское обозрение, 1999, № 4 (29). – С. 112.

Информация о работе Природа российского федерализма: принципы и особенности