Приватизация государственного и муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – комплексно-правовой анализ института приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
• Изучить понятие и цели приватизации;
• Рассмотреть приватизацию, как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом;
• Исследовать субъекты приватизации;
• Осветить порядок и способы приватизации.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Понятие приватизации, и ее правовое регулирование.
• Понятие и правовые основы приватизации.
• Объекты приватизации и их классификация.
ГЛАВА 2. Участники приватизационного процесса.
2.1 Органы, осуществляющие приватизацию. Продавцы приватизируемых объектов.
2.2 Покупатели государственного и муниципального имущества.
ГЛАВА 3. Порядок и способы проведения приватизации.
3.1 Порядок проведения приватизации.
3.2 Способы проведения приватизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 35.15 Кб (Скачать файл)

Содержание.

ГЛАВА 1. Понятие приватизации, и ее правовое регулирование.

  • Понятие и правовые основы приватизации.
  • Объекты приватизации и их классификация.

ГЛАВА 2. Участники приватизационного процесса.

2.1 Органы, осуществляющие приватизацию. Продавцы приватизируемых объектов.

2.2 Покупатели  государственного и муниципального  имущества.

ГЛАВА 3. Порядок и способы проведения приватизации.

3.1 Порядок  проведения приватизации.

3.2 Способы  проведения приватизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Право собственности - один из важнейших институтов гражданского права. В основе имущественных  отношений, являющихся основным предметом  гражданско-правового регулирования, лежат именно отношения собственности.

Институт  права собственности оказывает  непосредственное влияние на формирование новой российской государственности  конца XX - начала XXI вв. Именно этот институт составляет материальную основу государственной  власти РФ. Он служит фундаментом формирования рыночных отношений, придает политическую, правовую и социальную стабильность обществу, является приоритетным направлением реализации экономической и социальной функции государства[1].

Проблемы  права собственности являются наиболее актуальными среди прочих категорий российского гражданского права.

Особую  значимость они приобрели в связи  с существенными преобразованиями отношений собственности в РФ в начале 90-х годов прошлого столетия. С этого времени в России наметились экономические преобразования, связанные  с переходом к рыночному хозяйству. Конституционное признание частной собственности, свобода предпринимательской деятельности явились предпосылкой возникновения и развития крупного, среднего, малого бизнеса. При этом имущественной базой многих предприятий крупного, среднего и малого бизнеса послужило государственное и муниципальное имущество, перешедшее в процессе приватизации в частный сектор экономики.

Конституция РФ наряду с частной формой собственности  признает и равным образом защищает и публичную собственность: государственную  и муниципальную. При этом собственником выступает особого рода субъект гражданского права (публично-правовое образование), обладающий специфическими признаками (прежде, всего наличие властных полномочий).

В ходе приватизации государственного и муниципального имущества была осуществлена передача указанного имущества в "частные руки". В данной связи изменилось соотношение форм собственности, в котором доминирующее положение занимает частная собственность. Таким образом, приватизация представляет собой специфическое основание прекращения права публичной собственности и одновременно возникновения права частной собственности. При этом приватизация регламентируется не нормами ГК РФ, а нормами специального законодательства о приватизации.

Именно  в силу особой специфики вопрос о правовой природе отношений публичной собственности является особо актуальным и представляет собой научно-практическую значимость.

Цель  курсового исследования – комплексно-правовой анализ института приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:

• Изучить  понятие и цели приватизации;

• Рассмотреть  приватизацию, как способ распоряжения государственным и муниципальным  имуществом;

• Исследовать  субъекты приватизации;

• Осветить порядок и способы приватизации. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Понятие приватизации, и ее правовое регулирование.

  • Понятие и правовые основы приватизации.

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства  невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая  и практическая проблема связана  с наличием в обществе особой политической организации – государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

Что касается самого понятие приватизации, то в  соответствии со ст.1 Закона «О приватизации…» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

- Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

Основным  регулятором приватизации является законодательство. Термин «приватизация» впервые упоминается в Законе «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» от 31 октября 1991 года.

Важное  значение имел Закон «О собственности  в РСФСР» (утратил силу) от 24 декабря 1990 года в ст. 25 которого предусмотрена  возможность отчуждения в частную  собственность граждан и юридических лиц предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений и иного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в состав РФ, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Первый  специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ» появился в  июне 1991 года, и через год в  него были внесены ряд изменений  и дополнений.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ решила две  актуальные задачи: уточнила понятие  приватизации и закрепила критерий, разграничивающий действие гражданского законодательства и законов о  приватизации.

Второй  Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества  РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее  время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права  о процессе приватизации целесообразно  свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и  во вторую, особенную часть – отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

  • Объекты приватизации и их классификация.

Приватизация  муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным  законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». 

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Объекты приватизации классифицируются по различным критериям:

1. По  своему содержанию они делятся  на государственные и муниципальные  предприятия и их структурные  подразделения; материальные и  нематериальные активы; принадлежащие государственным муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

2. В  зависимости от возможности приватизации  Государственная программа приватизации  выделяет следующие группы объектов:

- имущество,  приватизация которого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.;

- имущество,  которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

- имущество,  которое приватизируется на основании  решения Правительства РФ;

- имущество,  которое приватизируется на основании  решения Мингосимущества РФ;

- имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.

 Действующий  Закон о приватизации в качестве  объекта приватизации называет  государственное и муниципальное  имущество, а не предприятие в целом (либо его часть).

И хотя это, как правило, имущественный  комплекс (предприятие), тем не менее под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся:

1) земля,  за исключением отчуждения земельных  участков, на которых расположены  объекты недвижимости, в том числе  имущественные комплексы;

2) природные  ресурсы;

3) государственный  и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный  резерв;

5) государственное  и муниципальное имущество, находящееся  за пределами территории Российской  Федерации;

6) государственное  и муниципальное имущество в  случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) культовые  здания и сооружения с относящимися  к ним земельными участками  и иным находящимся в государственной  или муниципальной собственности  имуществом религиозного назначения  при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

8) государственное  и муниципальное имущество при  отчуждении в собственность некоммерческих  организаций, созданных при преобразовании  государственных и муниципальных учреждений;

9) государственные  и муниципальные унитарные предприятия,  государственные и муниципальные  учреждения имущества, закрепленного  за ними в хозяйственном ведении  или оперативном управлении;

10) государственное  и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11) акции  в предусмотренных федеральными  законами случаях возникновения  у Российской Федерации, ее  субъектов, муниципальных образований  права требовать выкупа их  акционерным обществом.

Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества