Приватизация государственного и муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – комплексно-правовой анализ института приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
• Изучить понятие и цели приватизации;
• Рассмотреть приватизацию, как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом;
• Исследовать субъекты приватизации;
• Осветить порядок и способы приватизации.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Понятие приватизации, и ее правовое регулирование.
• Понятие и правовые основы приватизации.
• Объекты приватизации и их классификация.
ГЛАВА 2. Участники приватизационного процесса.
2.1 Органы, осуществляющие приватизацию. Продавцы приватизируемых объектов.
2.2 Покупатели государственного и муниципального имущества.
ГЛАВА 3. Порядок и способы проведения приватизации.
3.1 Порядок проведения приватизации.
3.2 Способы проведения приватизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 35.15 Кб (Скачать файл)

Итак, объект приватизации - это государственное  и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем  законодательстве. Поэтому можно  лишь высказать следующие предположения  на этот счет. Сюда входят, прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Надо  признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

Отчуждение  указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : учеб. для вузов С. Э. Жилинский. -- 8-е изд., пересмотр, и доп. -- М.: Норма, 2007. - С. 359-363.

ГЛАВА 2. Участники приватизационного процесса.

2.1 Органы, осуществляющие приватизацию. Продавцы  приватизируемых объектов.

В субъектах  России создаются территориальные  органы по управлению государственным  имуществом. Основными функциями  всех органов по управлению государственным  имуществом являются:

- разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;

- разработка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;

- принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;

- преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;

- осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества может осуществлять специализированное государственное учреждение. В настоящее время таким специализированным учреждением является Российский фонд федерального имущества, который владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведет учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получает и перечисляет полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

Указом  Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено. Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образовано Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, входящее в состав Министерства экономического развития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

С точки  зрения Закона о приватизации продавцами в приватизационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества - публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне - это Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью.

2.2 Покупатели  государственного и муниципального имущества.

Покупателями  приватизируемого имущества могут  быть любые физические и юридические  лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также юридических  лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований превышает 25%. Это ограничение не распространяется на случаи, когда приватизация осуществляется путем внесения соответствующего имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ, а также на некоторые иные случаи, указанные в Законе о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 25). Также не могут быть покупателями открытые акционерные общества, если предметом продажи являются размещенные такими обществами акции, принадлежащие публично-правовым образованиям (п. 2 ст. 5 Закона).

 Кроме того, Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (п. 2 ст. 5) установлено, что на приватизацию распространяются законодательные ограничения на участие в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц, установленные в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

 Ранее  действовавшее законодательство  исключало из процесса приватизации  некоммерческие организации (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного  имущества и об основах приватизации  муниципального имущества в Российской Федерации"). В настоящее время они могут участвовать в приватизации на общих основаниях. Исключение составляют лишь случаи, на которые Закон о приватизации государственного и муниципального имущества не распространяется:

 отчуждение государственного и муниципального имущества безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих культовых целях зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения;

 отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений (п. 2 ст. 3 Закона).

 Имущественные  комплексы унитарных предприятий  могут быть проданы только юридическим лицам, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 27 Закона).

Установленные федеральными законами ограничения  участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.

Открытые  акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих. 

ГЛАВА 3. Порядок и способы проведения приватизации.

3.1 Порядок  проведения приватизации.

Порядок приватизации - предусмотренный законодательством  процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

  Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от комитетов по управлению имуществом всех уровней, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в ст. 9 закона “О приватизации”, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления. Заявка на приватизацию предприятия подается в соответствующий комитет по управлению имуществом. Форма заявки устанавливается федеральным органом по управлению государственным имуществом (Мингосимущества РФ).

   Заявка трудового коллектива  принимается к рассмотрению при  наличии подписей не менее  половины членов трудового коллектива  предприятия. Она рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.

   Решение комитета по заявке  должно быть принято в месячный  срок с момента регистрации,  которая производится в день ее подачи. Решение о приватизации или об отказе в приватизации в письменной форме в трехдневный срок доводится до сведения граждан, юридических лиц и трудовых коллективов.

   Закон предусматривает исчерпывающий  перечень оснований, по которым возможен отказ в приватизации государственных предприятий:

   — на приватизацию государственного  имущества, если указанное имущество  изъято из гражданского оборота  или ограничено в гражданском  обороте, установлен запрет;

   — имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, не относится к государственной собственности;

   — имущество, указанное в заявке  на приватизацию государственного  имущества, подлежит отчуждению  в соответствии с другими федеральными  законами. Для осуществления приватизации создается специальная комиссия в составе представителей комитета по управлению имуществом, финансовых органов, органа местной власти, администрации, трудового коллектива предприятия, комитета по антимонопольной политике. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.

   Комиссия рассматривает план  приватизации, представленный заявителем, и направляет его на согласование  местному органу власти или  его представителю, а также трудовому коллективу. Если орган власти и трудовой коллектив в недельный срок не приняли никакого решения, план считается согласованным.

   Комитет по управлению имуществом  утверждает план приватизации. В  нем определяются способы и  сроки приватизации, начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемая форма платежа (расчетов). В состав плана приватизации может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.

   При приватизации не допускается  слияние, присоединение предприятий,  а также лишение предприятия  статуса юридического лица (за  исключением случаев его ликвидации с последующей продажей его активов).

Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества можно  условно разделить на несколько  этапов:

1)       выступление с инициативой в  проведении приватизации.

 Инициатором приватизации может быть Правительство РФ, Федеральный орган по управлению государственным имуществом, физические или юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки, которая должна быть зарегистрирована в органе по управлению имуществом в день ее подачи.

2)      Принятие решения о приватизации.

Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта.

 Например, если в соответствии с программой  приватизации решение о приватизации  объекта принимает Правительство  РФ, то соответствующий орган по управлению имуществом с обоснованием его приватизации, способа и сроков приватизации данного объекта. Законом предусмотрены основания для отказа в приватизации государственного имущества.

3)      Создание комиссии по приватизации.

В случае принятия положительного решения о  приватизации государственного имущества  соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию и  устанавливают срок подготовки плана  приватизации. Этот срок не может превышать 6-и месяцев со дня принятия решения о приватизации, но может быть продлен органом по управлению имуществом не более , чем на 1 год. В состав комиссии входят представители органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных органов власти субъектов РФ.

 В  плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта.

Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества