Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение оснований и правил, по которым происходит признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российском гражданском праве.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Дать определение понятия "безвестное отсутствие в гражданском праве".
2. Рассмотреть основания для признания гражданина безвестно отсутствующим.
3. Обстоятельства необходимые для объявления гражданина умершим.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

При осуществлении и  защите прав гражданина, устойчивости гражданских правоотношений важную роль играет его место жительства. Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин  постоянно или преимущественно  проживает. Отсутствие гражданина длительное время в месте постоянного жительства и отсутствие о нем сведений порождают правовую неопределенность в субъекте гражданских правоотношений, следствием которой может стать нарушение прав других участников данных правоотношений. Так, например, кредитор теряет возможность получить с данного гражданина причитающийся ему долг. Не защищены интересы и самого длительно отсутствующего лица: может быть причинен ущерб его имуществу, оставленному без присмотра. Для ликвидации такой неопределенности применяются нормы о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. С помощью этих норм, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие уполномоченные органы и добиться устранения неясности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Роль и значение безвестного  отсутствия резко возрастают в экстремальных  ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве, как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, возникали проблемы, для решения которых необходимо было обращаться к институтам безвестного отсутствия или объявления гражданина умершим.

Данная тема достаточно актуальна и интересна для  рассмотрения, так как на данном этапе развития России и всего мирового сообщества происходят либо могут произойти события, при которых наши жизнь и имущество подвергаются значительной опасности. Для того чтобы обезопасить себя и близких от непредвиденных обстоятельств, а также для обеспечения и защиты своих личных, имущественных прав и необходимы нормы институтов безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  при безвестном исчезновении граждан  или объявлении их умершими.

Целью курсовой работы является рассмотрение оснований и правил, по которым происходит признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российском гражданском праве.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Дать определение понятия "безвестное отсутствие в гражданском праве".
  2. Рассмотреть основания для признания гражданина безвестно отсутствующим.
  3. Обстоятельства необходимые для объявления гражданина умершим.

Теоретическим фундаментом  для изучения рассматриваемой темы явились научные исследования таких ученых как Толстой Ю.К., Сергеев А.П., Мозолин В.П., Малеина М.Н., Михайлова И.А. и др.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, ГК РФ, ГПК РФ, комментарии к ним и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

I. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

1.1 Понятие и общая  характеристика

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в научной литературе и судебной практике. Одни авторы полагают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими.1 Это мнение вызывает возражения, так как задачей норм данного института не является регулирование последствий долговременной неизвестности местопребывания лиц.

Другие же авторы считают, что безвестное отсутствие - это  такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить неизвестность его местонахождения.2 С данным высказыванием тоже нельзя согласиться, так как для признания лица безвестно отсутствующим необходимо доказать, что установить местонахождение лица всеми законными средствами не удалось.

Наиболее истинным, по моему мнению, является точка зрения, согласно которой признание граждан  безвестно отсутствующими - это не что иное, как установление определенных обстоятельств, позволяющих сделать  вывод о том, что местонахождение  гражданина неизвестно, или о том, что безвестно отсутствующий гражданин умер.

Некоторые авторы также  полагают, что в безвестном отсутствии заложена презумпция жизни, ибо нет  еще достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.3 Другая позиция, которая представляется более правильной, основана на том, что никакого предположения в основе решения суда о безвестном отсутствии нет. Суд только констатирует факт отсутствия лица и не исходит из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина. 4

В соответствии со ст.42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Признание безвестно  отсутствующим или объявление умершим  возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего следующие юридические факты:

а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного  жительства;

б) отсутствие сведений о  месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами;

в) истечение установленных  законом сроков с момента получения  последних известий о месте нахождения данного лица. 5 При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (ст.42 ГК РФ).

Сущность признания  лица безвестно отсутствующим состоит  в том, что происходит официальная  констатация того факта, что в  настоящий момент неизвестно, живо данное лицо или нет, и где оно находится.

Подводя итог всему выше сказанному можно выделить то, что  основной целью института безвестного  отсутствия является возможность внести определенность в те правоотношения, одним из субъектов которых является безвестно отсутствующий, а также позволяет другим участникам правоотношений в полной мере распоряжаться своими личными и имущественными правами.

 

1.2 Порядок признания  гражданина безвестно отсутствующим

 

Как отмечалось выше, главной  целью установления факта признания  гражданина безвестно отсутствующим является защита его прав и имущества.

Установление факта  безвестного отсутствия производится в суде общей юрисдикции, судебный порядок признания лица безвестно  отсутствующим определен ст.276 - 280 ГПК РФ.

Суд рассматривает данную категорию дел в порядке особого производства, в открытом судебном заседании, с участием прокурора. Участие прокурора по данной категории дел необходимо для защиты прав отсутствующих граждан, предотвращения необоснованного признания гражданина безвестно отсутствующим.

Инициатором признания  гражданина безвестно отсутствующим  является "заинтересованное лицо". К их числу можно отнести супруга, лиц, находящихся на иждивении, кредиторов отсутствующего, налоговые органы и др.

Дела особого производства возбуждаются в суде посредством направления в суд заявления. Особенность данного заявления состоит в том, что в нем не указывается другая сторона - ответчик, так как отсутствует гражданско-правовой спор.

Заявление подается в  суд по месту жительства заявителя  или месту нахождения заинтересованного лица (ст.276 ГПК). В заявлении должна быть четко указана правовая цель признания кого-либо безвестно отсутствующим, а также изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие.

Если заявителем в  заявлении не указана цель, для которой возбуждается дело, то в соответствии со ст.136 ГПК заявление оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для устранения указанных судьей недостатков.

Приняв заявление о  признании гражданина безвестно  отсутствующим, суд осуществляет определенные действия по подготовке к рассмотрению дела. Судья устанавливает день получения последних сведений об отсутствующем. Для этого он выясняет: кто может сообщить сведения о таком гражданине, а также направляет запросы в организации по последнему месту жительства и месту его работы, ОВД, воинские части.

Необходимые доказательства:

справка о месте жительства гражданина;

доказательства отсутствия гражданина в месте его жительства в течение одного года (свидетельские показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и проч., справки с места работы и т.д.);

доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина;

доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина;

доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания и т.д.

доказательства наличия  правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим, например, если заявление подает супруг, то целью может быть расторжение брака в упрощенном порядке, следовательно, доказательством является наличие свидетельства о браке.

На практике, как правило, суд основывается на данных ОВД, которые  осуществляют розыск пропавших граждан. 6 В случае если в течение 15 суток после подачи заявления не будет установлено местонахождение гражданина, то начальник органа дознания обязан возбудить уголовное дело по ч.1 ст.105 УК - по факту убийства. Так, например, прокуратурой Октябрьского района г. Кирова было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.105 УК РФ по факту безвестного исчезновения 25 июля 2003 г. гр-ки Н. Одним из оснований к возбуждению уголовного дела по данной статье послужило обнаружение в ходе осмотра места происшествия на обоях квартиры, где проживала пострадавшая, пятен вещества бурого цвета, похожих на кровь.

До тех пор пока судьей не будут получены ответы на все его запросы в соответствующие органы, дело не должно назначаться к слушанию в судебном заседании.

В случае, когда имеется  угроза расхищения, порчи или повреждения  имущества безвестно отсутствующего, судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Предложение органу опеки и попечительства оформляется определением. В этой ситуации орган опеки и попечительства должен принять меры по охране имущества.

Разбирательство дела о  признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заканчивается  вынесением решения.

В решении (резолютивной части) должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество гражданина, признанного безвестно отсутствующим;

последнее известное  место жительства;

начало безвестного  отсутствия.

Данное решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня  его принятия.

В случае установления местонахождения  гражданина либо если срок отсутствия сведений о его местопребывании будет менее одного года (в соответствии со ст.42 ГК), суд может отказать в удовлетворении требований о признании безвестного отсутствия.

Вступление решения  суда в силу имеет большое значение. С этого момента лицо считается безвестно отсутствующим.

 

1.3 Правовые последствия  гражданина безвестно отсутствующим

 

Признание гражданина безвестно  отсутствующим влечет за собой ряд  правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в тех гражданских и семейных правоотношениях, участником которых он является.

Важнейшим гражданско-правовым последствием признания гражданина безвестно отсутствующим является передача принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства на основании решения суда. Следует предположить, применяя аналогию закона (п.1 ст.38 ГК), что под имуществом, требующим постоянного управления, понимается недвижимое и ценное движимое имущество.7

Доверительный управляющий  вправе совершать любые действия, в том числе сделки, в интересах  безвестно отсутствующего. Также  он имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества безвестно отсутствующего.

Имущество безвестно  отсутствующего используется для погашения  задолженности по его обязательствам. Управляющий обязан уплачивать налоги и сборы за безвестно отсутствующего, а также выступать в качестве представителя, по делам, в которых данное лицо должно участвовать.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим