Проблемы эффективности антикоррупционной политики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:12, реферат

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью дипломного исследования является правовой анализ российской антикоррупционной политики.
Поставленная цель исследования реализуется решением следующих задач:
Типологизировать, имеющие место в зарубежной и отечественной литературе концептуальные подходы к коррупции как разрушающему явлению в системе институтов государственной и муниципальной власти;
Выделить и обосновать приоритеты и формы реализации российской антикоррупционной правовой политики в контексте первоочередных задач современного государственного строительства;
Изучить исторические аспекты антикоррупционной политики в России, а также проанализировать действующее законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Коррупция как социальное явление.
Определение коррупции.
Типология коррупции.
Коррупция в России.
Причины коррупции.
Последствия коррупции.
Глава 2. Антикоррупционная правовая политика современной России.
Понятие антикоррупционной политики как функции государства.
Правовые принципы антикоррупционной политики государства.
Особенности российской антикоррупционной политики.
Партнерство государства и гражданского общества в борьбе с системностью коррупции в России.
Глава 3. Проблемы эффективности антикоррупционной политики в современной России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Антикоррупционная политика в РФ.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Так, в первые годы после  распада СССР бытовало мнение, что  если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов. Но взятки не обязательно ускоряют скорость канцелярской работы. 24

Известно, например, что  в Индии госслужащие высокого ранга берут взятки следующим  образом: они не обещают взяткодателю более ускоренную обработку его документов, но предлагают замедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Аргумент, будто коррупция является стимулом для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает законность и правопорядок. Некоторые отечественные криминологи утверждают, что в начале 1990-х в постсоветской России «из лучших побуждений» наказания за служебные злоупотребления оказались фактически временно отмененными, и это привело к росту бюрократического вымогательства, усугубившем экономический кризис.25

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция  стала одним из главных и общепринятых тезисов. Одновременно она по-прежнему рассматривается всего лишь как  один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо  осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней.

Несомненно, что коррупция  оказывает разлагающее влияние  на все стороны жизни. Итак, подводим итоги…

Экономические последствия.

1. Расширяется теневая  экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные  механизмы рынка, поскольку часто  в выигрыше оказывается не  тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

       3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются  бюджетные средства, в частности,  при распределении государственных  заказов и кредитов. Это еще  больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены  за счет коррупционных "накладных  расходов". В итоге страдает  потребитель. Главной жертвой  коррупции всегда является верховный  принципал – народ.

6. У агентов рынка  появляется неверие в способность  власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы  коррупции в неправительственных  организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

 

Социальные последствия.

1. Отвлекаются колоссальные  средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются  резкое имущественное неравенство  и бедность большой части населения.  Коррупция подстегивает несправедливое  перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право  как основной инструмент регулирования  жизни государства и общества. В общественном сознании формируется  представление о беззащитности  граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность  правоохранительных органов способствует  укреплению организован-ной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными  группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная  напряженность, бьющая по экономике  и угрожающая поли-тической стабильности  в стране.

 

Политические последствия.

1. Происходит смещение  целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшается доверие  к власти, растет ее отчуждение  от общества. Тем самым ставятся  под угрозу любые благие начинания  власти.

3. Падает престиж страны  на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и  снижается политическая конкуренция.  Граждане разочаровываются в  ценностях демократии. Возникает  разложение демократических институтов.

5. Увеличивается риск  крушения нарождающейся демократии по распространенному сцена-рию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток – цена, которую платят частные  лица или фирмы коррупционерам –  чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери от коррупции – это  недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери от коррупции – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост. Но кое-что оценить возможно.26

Как показывают отдельные  исследования, важную роль могут играть различные частные характеристики коррупции, а не просто ее общий уровень. Пример такой частной характеристики – непредсказуемость услуг на коррупционных рынках: неопределенность относительно коррумпированности тех или иных организаций, степень необязательности в поведении коррупционеров и т.п. Так, анализ взаимосвязи коррупции и прямых иностранных инвестиций показал, что очень велика роль информированности о коррумпированности страны и уровне взяток: "неопределенность относительно коррумпированности убивает склонность к инвестированию".

Поскольку коррупция  тесно связана с существованием и объемом теневой экономики, то мероприятия по сокращению коррупции  в принципе могут приводить к сокращению и теневого экономического сектора страны. А это, в свою очередь, может существенно сказаться на эффективности экономики в целом и, прежде всего, масштабе и эффективности социальных программ, зависящих от объема собираемых налогов.

Важное влияние имеют косвенные ущербы, порождаемые падением престижа страны, ростом обычной преступности, подстегиваемым коррупцией в правоохранительных органах, падением уровня обеспечения национальной безопасности из-за коррупции в Вооруженных Силах. Однако количественная оценка взаимосвязи коррупции и подобных социально-политических явлений требует не только разработки специальной методики, но и сбора большого количества микроданных.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Антикоррупционная  правовая политика современной России.

  1. Понятие антикоррупционной политики как функции государства.

 

Любое государство имеет  свои функции, которые представляют собой основные задачи и направления  его деятельности, т.е. предметно  конкретизируют смысл государства  как формы организации общества. Некоторые из функций государства, например, функции обороны, национальной безопасности, поддержания (охраны) общественного порядка – традиционные, поскольку необходимость именно их осуществления послужила главной причиной зарождения государства как исторической категории. Они и по сей день остаются типичными для современной государственности.

Хотя в течение веков  менялось содержание этих функций, сами они даже в глобализирующемся  мире сохраняют свое значение. Есть функции и относительно новые, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Таковы, например, социальные функции – обеспечение обязательным образованием, бесплатным здравоохранением, социальное обеспечение и обязательное социальное страхование, охрана природы и др. Данные функции также стали достаточно типичными для современной государственности. Не случайно в современном политическом (конституционно-правовом) языке закрепилось понятие "социальное государство".

В зависимости от исторических традиций, национальных особенностей и общественного строя в той или иной стране государство возлагает на себя и другие функции. Например, в СССР непосредственное хозяйствование, управление всеми экономическими процессами и объектами составляло монополию государства; столь же неотъемлемой функцией было "коммунистическое воспитание"; в ряде стран существует функция охраны и поддержки доминирующей религии (например, в Греции) и т.д.

В настоящее время  проблема оптимального "веера" функций  государства и объема их содержания обсуждается довольно активно, фактически речь идет о двух полярных мировоззрениях – максимально полного государственного контроля и столь же максимально полного "ухода государства" даже из привычных публичных сфер. Понятно, что в принципе оба эти мировоззрения ведут к катастрофическим следствиям. В первом случае – к тоталитаризму, во втором – к хаосу, а через него – к диктатуре. Но нас в данном случае интересует лишь сам факт таких дискуссий, которые означают в какой-то степени неудовлетворенность постинду-стриального общества некоторыми тенденциями цивилизационного свойства.

Одна из таких тенденций  – коррумпирование государственного аппарата. До сих пор распространено мнение, что масштабная, системная  коррупция – свойство переходных и слаборазвитых стран. Действительно, в странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими институтами степень коррупции меньше и в них сравнительно невелика "низовая", или бытовая коррупция, которая обычно наиболее ярко демонстрирует разложение государственного аппарата.

Однако сегодня уже  ни одна страна не может считать себя "застрахованной" от коррупции. Мир глобализируется, а следовательно, коррупция становится уже не проблемой отдельных стран, а планетарной проблемой. И эта тенденция постепенно все больше осознается.28

Можно добавить к этому  еще, как минимум, три очевидных аргумента, свидетельствующих об опасности коррупции для всех, а не только слаборазвитых и переходных стран.

Аргумент первый. Взаимозависимость  экономик, в т.ч. финансовых рынков развитых и отчасти развивающихся стран, не только представляет собою определенное благо, позволяя свободно перемещаться капиталам, товарам и услугам, но и существенно повышает риск обвального разрушения мировой экономической системы в случае краха хотя бы одного из крупных рынков. Нет нужды говорить, что сегодня рынок может разрушиться вследствие повышения уровня его коррупционности. Другими словами, глобализация экономики несет с собою и глобализацию коррупции.

Аргумент второй. Одной  из главных угроз отдельным странам  и международной безопасности стал терроризм. Но терроризм успешен во многом благодаря именно мелким и крупным коррупционным сделкам. Как у террориста, так и у коррупционера "нет родины". У них есть только личные цели, хотя для террористов-организаторов эти цели артикулируются как "идейные". Как бы то ни было, сплав терроризма с коррупцией являет собой гремучую смесь, способную взорвать национальную и международную безопасность.

Информация о работе Проблемы эффективности антикоррупционной политики в современной России