Прокуратура в российской конституционной системе власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование значения прокуратуры в российской конституционной системе власти.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
Рассмотреть понятие принципа разделения властей
Рассмотреть понятие судебной власти
Проанализировать особенности разделения властей в разных странах
Рассмотреть особенности статуса прокуратуры в РФ
Проанализировать взаимодействие прокуратуры с органами власти других ветвей государственной власти
Рассмотреть функции прокуратуры
Рассмотреть эволюцию статуса прокуратуры в РФ

Файлы: 1 файл

Прокуратура в Рос. Конс. системе власти.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)

 

 

                                             Введение

Актуальность  темы.  В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России. Вопрос о прокурорском надзоре приобрел актуальность и в связи с этим прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших мест.

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом! Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Прокуратура занимает особое, специфическое место в системе  правоохранительных органов Российской Федерации. Она не является органом  законодательной, исполнительной или  судебной власти. Прокуратура является важнейшим независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в нашей стране.

Прокуратура Российской Федерации  – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации1 . Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

Степень исследованности  темы:

В современных условиях развития российской государственности проблемы государственного контроля приобретают важнейшую  теоретическую и практическую значимость. Политические, экономические и социальные преобразования в Российской Федерации, происходящие в последние 10-12 лет, сопровождаются существенным реформированием системы государственного контроля1. Существенно изменилась система государственного и общественного контроля в целом, охватывавшая ранее сферы производства, социальной и политической жизни общества. В связи с проводимыми реформами системы государственного контроля коренным образом видоизменились задачи и функции органов контрольно-надзорной власти на федеральном и региональном уровнях, на предприятиях, в организациях и учреждениях.

В этом плане происходящие в стране изменения не могли не затронуть  своим воздействием основные институты, осуществляющие государственный контроль и надзор. Практика развития системы контрольно-надзорной власти идет по пути выделения в ее рамках самостоятельных органов и институтов: органа надзора за законностью – Прокуратура РФ, в сфере защиты прав человека – институт Уполномоченного по правам человека и органа финансового контроля – Счетной палаты РФ2. Все вышеназванные органы при всем их различии, помимо особого места в системе разделения властей, объединены функциональным единством. Они осуществляют функции контроля, надзора и наблюдения.2

Многоаспектный характер темы курсовой работы предполагал необходимость  обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам  в области теории государства  и права, политологии, различных  отраслей права. 
Вопросы разделения властей, роли прокуратуры, основные направления ее деятельности на общетеоретическом и концептуально на отраслевом уровнях достаточно обстоятельно разработаны в ряде монографических исследований, коллективных трудах, сборниках и материалах научных конференций.

Широко известны по данной проблематике работы IШобухина В. Ю.3,  Баглай М.В.4 Марков К.В.5, Болдырева Р. С.6 
Маштакова Е.А, Ю. Е. Винокурова7

Целью написания данной курсовой работы является исследование значения прокуратуры в российской конституционной системе власти.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие принципа разделения властей
  • Рассмотреть понятие судебной власти
  • Проанализировать особенности разделения властей в разных странах
  • Рассмотреть особенности статуса прокуратуры в РФ
  • Проанализировать взаимодействие прокуратуры с органами власти других ветвей государственной власти
  • Рассмотреть функции прокуратуры
  • Рассмотреть эволюцию статуса прокуратуры в РФ

 

  1. Принцип разделения властей

1.1 Понятие принципа разделения властей

Разделение властей - это  политико-правовая доктрина и конституционный  принцип, лежащий в основе организации  власти демократического государства8.

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов  политической и неполитической власти9.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной  власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек  и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый  трудный вопрос заключается в  том, как обеспечить контроль за деятельностью  высших органов государства, ибо  над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном  случае они автоматически утратят  качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал  принцип разделения властей, над  разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная  власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые 

 

взаимодействуют на началах  сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, "чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга"

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди  них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает  борьба за лидерство, которая может  ослабить каждую из ветвей власти и  государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей  полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение-исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая  сила - чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это  составляет объективную основу для  возможной узурпации всей полноты  государственной власти как раз  органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости  призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - арбитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей  в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических  странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на "своей" работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый  принцип открывает немалые возможности  для негативных последствий. Нередко  законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи  и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и  др.10

Прокуратура не осуществляет управление государственными делами. В отношении органов исполнительной власти прокуратура носит надзорный характер, следя за соблюдением этими органами и их должностными лицами законов и соответствием закону принимаемых ими правовых актов.

Особый интерес вызывает позиция  авторов, которые не ограничиваются классической трехзвенной моделью  разделения ветвей государственной  власти и подвергают ее более детальной, соответствующей особенностям конкретного  государства, дифференциации и дополнительно  выделяют избирательную, контрольную, учредительную и другие виды власти.11

Ввиду этого, по типу данной модели разделения ветвей власти, функции прокуратуры  можно отнести к контрольной (надзорной) власти.

Например, М.В. Баглай12 относит органы прокуратуры к «органам государственной власти с особым статусом». Тем самым, в России, так же как и любом государстве есть органы государственной власти, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей – законодательной, исполнительной и судебной. В то же время эти органы создаются и действуют на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми и самостоятельными органами государственной власти.

Р.С. Болдырева13 также считает, что «в современном государстве власть имеет множество видов и подвидов, в том числе и таких, которые по своему значению не ниже законодательной, исполнительной и судебной».

Так, Е.А. Маштакова14 утверждает, что профилирующая роль контроля в деятельности ряда органов государственной власти позволяет определить его как четвертую (контрольную) государственную власть. «Это вызвано и тем обстоятельством, что отнести к какому-то иному виду власти специализированные контрольные органы без соответствующих оговорок невозможно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие судебной власти

Основополагающий принцип  правового демократического государства  заключается в том, что его  органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов  государственной власти и специфические  средства воздействия, ему присущие.

Обращаясь к специфике  средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно  свойственный элемент, как использование  властных полномочий. Известно, что  понятие власти как таковой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферы  воздействия (власть государственная, местная власть, власть семейная и  т.д.). В самом общем виде понятие  власти можно определить как способность  и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение  людей с помощью каких-либо средств  – воли, авторитета, права, насилия  и др.

Понятие судебной власти связано  с местом суда в системе государственных  органов. В основе такого подхода  – концепция разделения властей. Впервые сформулированная в середине XVIII века Дж. Локком и основательно разработанная  в сочинениях Ш. Монтескье, теория соотношения  властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и  судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства  без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств. Конституция РФ дает формулировку: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10).

Таким образом, судебная власть — это самостоятельная ветвь  государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым  судом в сотрудничестве с другими  институтами государства и общества в установленной законом форме  реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов  общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью  действий и решений органов и  должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в  деятельности судейских сообществ  и организационного обеспечения  деятельности судов.

Информация о работе Прокуратура в российской конституционной системе власти